ВЫСТАВКА "К 100-ЛЕТИЮ ДАВИДА МАРКОВИЧА ИОНИНА"
Итоги выставки
С 21 декабря по 15 января в малом зале Свердловского регионального отделения СХР прошла выставка «К 100-летию Давида Марковича Ионина», приуроченная к юбилею уральского художника, отдавшему много лет Свердловской организации Союза художников России (СССР).
Экспозицию составили работы из музеев, семейной и частных коллекций – пейзажи, натюрморты разных лет, а также фотографии и документы из архива Союза художников.
Давид Маркович Ионин родился в 1916 г., с 1935 по 1940 гг.. учился в Свердловское художественное училище изобразительных искусств на живописно-педагогическом отделении, после окончания которого художником-оформителем и руководителем изостудии Окружного дома офицеров. В годы Великой Отечественной войны работал художником в эвакуированном в Свердловск Киевском Военно-медицинском училище, принимал участие в размещении привезённых из Ленинграда экспонатов коллекций Эрмитажа. В 1945 г. Давид Маркович Ионин был избран председателем правления Свердловской организации Союза художников РСФСР и находился на этой должности до 1952 г. В 1952-1957 гг.. был художником мастерских Художественного фонда СССР, в 1957-1963 гг.. - ответственным секретарём Свердловского отделения Союза художников РСФСР.
40-е годы для молодого художника стали периодом активных творческих поисков, именно в это время сформировались его основные жанровые предпочтения (пейзаж, натюрморт, тематическая картина), началась активная выставочная деятельность: солнечные натюрморты и жизнеутверждающие городские пейзажи Д. Ионина экспонировались на областных выставках в 1945-1949 гг.. в Свердловске, на Всесоюзной художественной выставке 1947 г. в Москве. С конца 40-х в творчестве Ионина отчётливо зазвучала тема труда – стали появляться пейзажи, картины на производственную тему. Портрет бурильщика, Лауреата Государственной премии И. Янкина, в исполнении Д. Ионина демонстрирует не только искусность автора в решении композиционных и пластических задач, но и его тонкое живописное мастерство, передающее психологическую характеристику передовика труда. Производственная тема продолжается в ряде картин «Сталевары» (1949), «Урал стройкам социализма» (1951) и др.
В 50-е Давид Ионин много ездил по стране - работал на творческих дачах «Сенеж» (Подмосковье, 1950) и «Горячий ключ» (Краснодарский край, 1956), вместе со всей страной в 1957 г. принимал участие в освоении целинных земель на Алтае, внося свой вклад в трудовой подвиг советского народа созданием этюдов и картин. В это время родилось очень много пейзажей, отражающих красоту и своеобразие природы различных уголков Советского Союза (южные, алтайские, уральские, подмосковные и др.), демонстрирующих особенности художественного языка Давида Ионина. Эмоциональная приподнятость, светоносность живописного строя, мажорный колорит работ – характерные черты самого автора, всегда нацеленного на созидание и оптимизм. Две картины из серии «Целина» – «Первые всходы» и «Чёрная земля» - с большим успехом экспонировались в 1957 г. на Республиканской юбилейной (ЦПКиО им. А.М. Горького) и Всесоюзной художественной выставках в Москве (Манеж), а также на Всесоюзной передвижной выставке в Пекине (1959). Оформительская деятельность Давида Марковича, активно создававшего планшеты, стенды, тематические выставки, связанные с наглядной агитацией, проявилась в оформлении интерьеров разных учреждений и организаций городов Урала: Асбеста, Качканара, Кировграда, Полевского, Троицка, Тюмени и др. За это он был награждён многочисленными почётными грамотами и благодарственными письмами со стороны городских и областных властей, командования Уральского военного округа.
Тогда же Давид Ионин содействовал становлению в СССР художественного конструирования и дизайна - в 1961 г. по инициативе Р.А. Шеина и поддержке Д. М. Ионина и Б. В. Павловского в Свердловске прошла Всесоюзная научно-производственная конференция по проблемам эстетики труда, заложившая основу для создания в 1962 г. в Москве Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики, филиал которого сразу же появился на Урале и в дальнейшем оказал влияние на развитие профильного образования в области дизайна на Урале.
В 1963 г. Давид Ионин сменил на посту председателя правления Союза художников Александра Вязникова, которого многие уральские художники вспоминают как «оголтелого фанатика партийных догм и воинственного реакционера в искусстве» (Н. Чесноков). Именно Вязников препятствовал вступлению в Союз М. Брусиловского, повлиял на отстранение от работы с уральскими издательствами В. Воловича, на правах партийного функционера активно вмешивался в художественную жизнь, голосовал против любых не вписывающихся в ортодоксальную идеологию работ и их авторов. Вынужденный отчитываться перед партийными органами за деятельность Союза Д. М. Ионин, будучи дипломатом, часто защищал художников, пытаясь найти равновесие между творчеством и формальными требованиями к изобразительному искусству со стороны государства. Общественная нагрузка его как руководителя была огромной - член Свердловского горкома КПСС, областного Комитета Защиты Мира, депутат Свердловского Областного Совета депутатов, член правления Союза художников РСФСР. Творческие союзы в советское время играли доминирующую роль в художественной жизни страны, то проявлялось в непременном их участии во всех крупных мероприятиях, проводимых государством - каждая выставка в Союзе художников курировалась партийными органами (членство в Коммунистической партии председателя было обязательным). Кроме того, Давид Ионин возглавлял различные городские и областные комиссии и группы, выставкомы, оргкомитеты и т.д.; его общественную значимость деятельности демонстрируют награды – ордена, многочисленные грамоты, благодарственные письма и знаки отличия от самых разных структур государства. В 1966 г. Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил ему почётное звание Заслуженного работника культуры РСФСР. На посту председателя Давид Ионин проработал до 1981 г., отдав Союзу в общей сложности 33 года жизни...
В 1970 г. художник принял участие во Всесоюзном конкурсе книги, посвящённом 100-летию со дня рождения В.И. Ленина и был удостоен Диплома Первой степени за оформление книги «Ленин об Урале».
Активная общественная жизнь Давида Ионина никогда не заслоняла его творческой активности, он оставил большое художественное наследие. Ещё в конце 60-х он обратился к акварели, продолжая создавать серии работ на тему труда: «В цехах Уралмаша», «Горячие цеха Уралмаша», «Уралмаш - завод заводов», «Огненный Уралмаш» и др. В 1970 г. возглавил творческую бригаду на УЗТМ, уже привычно сочетая деятельность художника и организатора. Множество работ Д. Ионина, отражающих поэтику индустриального труда, находится в музее Уралмаша. По словам искусствоведа В. Черепова, в производственных акварелях Ионина привлекает контрастное сопоставление света и цвета; детали, изображённые художником в затенённом пространстве листа, поражают сложностью и богатством цветовой гаммы и достигают большого эмоционального воздействия («В литейном», «Уникальная плавка» и др.).Тогда же обращается Давид Маркович к исторической теме -в сериях акварелей «Верх-Исетский металлургический», «Старый Екатеринбург» и др. Тема войны, мимо которой долгие годы не мог пройти мимо ни один отечественный художник, обретает в его творчестве своеобразное звучание - в нескольких пейзажах Уралмаша центром композиции является застывший на постаменте танк с вздёрнутым в небо дулом. Городские пейзажи в интерпретации Давида Ионина наполнены настроением созидания: дома и улицы, скверы и площади, деревья и машины словно передают энергию обновления, подчёркиваемой присутствием в видах Свердловска вездесущих строительных кранов. Горизонтальные ритмы купеческих особняков и старых деревянных домов словно подчиняются вертикальной устремлённости соседствующих с ними бетонных высоток и строительных кранов. Общее колористическое звучание пейзажей строится на отношениях чистых и звучных красок, теплохолодные и светотеневые контрасты которых передают динамику и воодушевление меняющегося города. Акварели «Театр оперы и балета», «Екатеринбург – Свердловск», «Городской пруд», «Улица Мамина-Сибиряка», «Улица Посадская строится» и др. запечатлели и сиюминутную красоту природного состояния, и исторические изменения городской среды, и настроение самого художника, всегда позитивное, полное оптимизма.
Работы Давида Ионина экспонировалились на четырёх Всесоюзных выставках, на республиканских выставках «Советская Россия», на пяти выставках «Урал социалистический», где он долгие годы был такжепредседателем и членом выставкомов, всегда отмечались высокими наградами.
В 1981 г. Давид Маркович Ионин вышел на пенсию, сохранив творческую энергию – продолжал выставочную деятельность, участвовал в жизни Союза художников. Скончался он 26 августа 1987 г..
Деятельность Давида Ионина - это не только творческая биография художника, но и путь общественного деятеля, отражение истории Союза художников и всей страны.
Галина Шарко