Сегодня: 05-12-2024

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ АЛЕКСАНДРА АЛЕКСЕЕВА «РУССКИЙ МИР»


Итоги выставки

C 29 ноября по 18 декабря   в большом зале Свердловского регионального отделения Союза художников России прошла  персональная выставка живописи Александра Алексеева «Русский мир»: http://xn----8sbdbiiabb0aehp1bi2bid6az2e.xn--p1ai/culture/visual/32780-zhivopisnyy-otvet-na-russkuyu-zagadkuhttp://газета-уральский-рабочий.рф/culture/23575.

  Этот проект, над которым художник работает последние два года, призван представить в обширной живописной серии суть так называемой «русской идеи» и попытаться интерпретировать ее в серии образов, представляющих собой наиболее важные и яркие стороны жизни «русского мира». 

Главная идея проекта – представить в обширной живописной серии суть так называемой «русской идеи» и попытаться интерпретировать ее в серии образов, представляющих собой наиболее важные и яркие стороны жизни «русского мира». Этот глубоко патриотический проект задуман художником в сложнейшей обстановке обострения экономического кризиса, межнациональных конфликтов и политической конфронтации, которые тяжело сказываются на общественных настроениях, царящих сейчас в России. И в то же время чуткий художник улавливает потребность общества в формировании позитивного образа «Русского мира», в создании оптимистической концепции будущего России, в обращении к истокам нашей истории и культуры. Все эти глобальные, мировоззренческие вопросы и призван решить грандиозный живописный проект Александра Алексеевича Алексеева «Русский мир».

  Проект состоит из нескольких частей. В первой части «Лики России» представлено четыре работы: «Богородица», «Спаситель», «Воевода небесных сил Архангел Михаил» и «Архистратиг Михаил». В серии «Лики России» художник повествует о небесных покровителях России, в заступничество которых русский человек верил свято и неизменно на протяжении многих столетий. И Богородица, и Спаситель, и Архистратиг Михаил являлись нашим предкам во времена самых тяжелых испытаний. С их «Ликами» на знаменах русские люди шли в сражения, им молились во времена болезней, пожаров, мора или тяжкого выбора. Александр Алексеевич Алексеев создает в этой серии работ свою интерпретацию этих хрестоматийных образов, современную и убедительную, основанную на пристальном изучении широкого исторического и иконографического материала. «Лики» Алексеева монументальны, живописны и впечатляющи. От них веет мощью и в то же время нежностью и благостью, которая всегда была свойственна лучшим воплощениям этих образов. Работа «Богородица» являет собой своеобразный символ всей серии «Русский мир». Она сразу задает настроение и стиль всему проекту, который художник выдерживает на протяжении развития всей этой живописной серии.

  Вторая часть проекта называется «Русские люди». В ней представлено шесть работ: «Крестьянка», «Плотник», «Машенька», Колхозник», «Праздник» и «Прощание славянки». Эти работы повествую о различных сторонах жизни России, печальных и радостных, неизменных на протяжении многих поколений. Образы «Крестьянки», «Плотника» и «Колхозника» убедительны и монументальны. Тяжелый, повседневный труд, являющийся сутью их жизни им не в тягость. Он лишь наполняет эти образы поистине эпической мощью. Образы эти глубоко архетипичны и мифологизированы. В них тонко соединены мудрость столетий и реалии современности. Рядом с ними «Машенька» еще больше умиляет нежностью своей детской непосредственности, придавая всей серии радость и оптимизм. Ну а две монументальные работы Алексеева «Праздник» и «Прощание славянки» показывает этих людей в их горе и радости, в моменты торжества, объединяющего всех и вся, и в трудную минуту прощания. В целом, эта серия, центральная в проекте «Русский мир», наполненная жизнеутверждающей силой и мощью, внушает надежду, оптимизм и веру в будущее России, в силу и мудрость ее народа.

  Третья часть проекта называется «Корни России» и посвящена различным эпизодам истории и культуры России. В ней представлено пять работ: «Царь Алексей Михайлович», «Ноздрев», «Собакевич», «Чичиков и Ноздрев» и «Иван-Царевич и Василиса Прекрасная». В этой серии Александр Алексеевич Алексеев обращается к своим излюбленным эпизодам из российской истории, литературы и фольклора. Если работа «Царь Алексей Михайлович» представляет собой живописную интерпретации образа «доброго русского царя», вера в которого веками жила в русском человеке, помогая ему преодолевать все преграды и препоны, стоящие на его пути, то «Иван-Царевич и Василиса Прекрасная» - это воплощение такой же неизменной русской веры в чудо, любовь и помощь сил природы. Ну, а обращение к вечным персонажам Николая Васильевича Гоголя, столь пристально изучившего все стороны современной ему русской жизни, позволяет говорить о вечных проблемах, которые всегда стояли перед нашим обществом, и которые не решены и поныне. Проблемы взяточничества, коррупции, эпической «русской лени», хвастовства и легкомыслия столь ярко и колоритно представленные Гоголем в «Мертвых душах», интерпретируются Александром Алексеевичем Алексеевым не менее красочно и выразительно. Осознание россиянами важности роли своей истории и культуры художник считает проблемой первостепенной важности, поэтому делает эту часть проекта центральной в композиции «Русского мира».

  Четвертая часть проекта носит название «Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний несказанный свет». Это же название, представляющее собой строчку известного стихотворения Сергея Есенина, дано первой работе серии, повествующей о простой и прекрасной жизни русской деревни. Кроме нее в серию входят картины «Колокольчики», «Лопух», «Картошечка», «Осенний букет», «Натюрморт с рыбкой». Нехитрые и такие милые сердцу реалии русского быта, как чугунок с картошкой, букет колокольчиков и даже монументальный лопух, выросший на околице у дощатого забора, все это тоже «Русский мир». Это жизнь в которой есть место труду и отдыху, где умеют ценить красоту полевого цветка и испытывать радость от найденного в осеннем лесу боровичка. Это мир добрый, благостный и необыкновенно красивый. Вот эту красоту традиционной русской жизни и показывает в картинах этой серии Александр Алексеевич Алексеев с необыкновенной яркостью и убедительностью.

  Завершают проект «Русский мир» два монументальных женских портрета «Русская красавица» и «Портрет дочери». Образы двух этих русских женщин, задумчиво смотрящих с полотен, устремлены в будущее. Они верят, что это будущее может быть радостным и светлым. Их взгляд сродни взгляду «Богородицы», ставшей символом проекта «Русский мир». Этот взгляд, мудрый и сочувствующий, согревает и дает надежду в то, что впереди нас ждут светлые времена. На это надеется художник. Об этом, в конечном итоге, повествует «Русский мир».

  В работу над проектом «Русский мир» Александр Алексеевич Алексеев вложил не просто много сил и труда, он создал концептуальную, сложную, многосоставную работу, повествующую о прошлом и будущем России, о ее горестях и радостях, о светлых и темных сторонах ее натуры. Тонкая стилизация, живописность, монументальность и яркий колорит этих работ говорит о том, что художник находится в расцвете своих творческих сил и живописного мастерства. «Русский мир» Александра Алексеева несомненно одно из наиболее ярких произведений, которые появлялись в нашем искусстве за последние годы.

                     Член «Международной ассоциации искусствоведов»,

                                                          преподаватель УралГАХА

                                                          Светлана Валерьевна Долганова