ВЫСТАВКА МИШИ ШАЕВИЧА БРУСИЛОВСКОГО
Итоги выставки
C 11 по 30 ноября в малом зале Союза художников (ул. Куйбышева, 97) прошла выставка живописи и графики прославленного уральского мастера М. Ш. Брусиловского из собраний Ирбитского музея изобразительных искусств:https://vk.com/igmii. Живопись и графику художника представил директор музея Валерий Андреевич Карпов.
В экспозиции присутствовали знаковые работы М. Брусиловского, в том числе, и впервые вывезенная за пределы музея картина «Несение креста (2012), явившаяся творческим и духовным завещанием художника. Безусловно, являетсят событием экспонирование таких работ, как «Коты» (1999), «Автопортрет» (1951, 1970-71), «Портрет искусствоведа Г. Холодовой» (1977), цветные линогравюры «Красная Шапочка», «Золотой Петушок», «Репка» (1964) и другие уникальные живописные и графические произведения художника.
Миша Шаевич Брусиловский (1931 - 2106) - советский и российский художник, живописец, монументалист, график. Член Союза художников России, заслуженный художник Российской Федерации, почетный член Российской академии художеств, почетный гражданин Свердловской области, лауреат премии им. Г.С. Мосина и премии Губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства».
«Несение креста» - это то, что несет каждый человек в своей жизни, у каждого своя Голгофа, свой крест…». Так считал художник Миша Шаевич Брусиловский, на долю которого выпало несение собственного креста в виде немалых жизненных и творческих испытаний. Не случайно «Несение креста» - это и название одного из последних живописных полотен мастера, которое стало достаточно вольной композиционной и цветовой интерпретацией более раннего одноименного произведения. Написано оно жарким летом 2012 года непосредственно в Ирбитском ГМИИ, в качестве щедрого дара музею. Так что теперь история создания полотна хранится в анналах музея. Сюжет его вполне конкретен и вместе с тем глубоко символичен, потому что имеет отношение ко всем живущим на бренной земле. В динамичной живописной среде рождаются образы, на протяжении многих лет волновавшие духовную память художника, в священном предстоянии переплетаются земное и небесное начала. Это полотно завершило ряд библейских сюжетов художника, став для него самого своеобразным прологом в Вечность.
Каждая из живописных работ Миши Брусиловского из коллекции Ирбитского ГМИИ - свидетельство того, что визуальным и смысловым центром творчества мастера является человек с его помыслами и страстями – от самого автора и уральского искусствоведа Галины Холодовой до Адама и Евы, Иуды и апостола Петра, Богоматери и Христа… Причем в трагические переживания героев, связанные с вечными проблемами добра и зла, верности и предательства, - нравственными категориями, обретающими вневременной статус, зачастую оказываются втянутыми и современники художника, как это происходит и в «Поцелуе Иуды», где, помимо автора, изображены художники Виталий Волович, Анатолий Калашников и возродивший на Среднем Урале кузнечное дело Александр Лысяков.
Брусиловский неоднократно вводит в композиции шаржированный автопортрет, органично присутствуя в вольно интерпретированном им сюжете «Даная» или на полотне «Художник и модель» и являя свое понимание визуального присутствия художника XXI столетия в собственном творчестве. И живопись его особая: используя приемы экспрессионистической деформации фигур и пространства, художник создает образы, которые заставляют восхищаться его мастерством и какой-то юношеской свободой или же негодовать по поводу нарушения классических канонов, но равнодушие безоговорочно исключают.
Как говорил мудрый Виталий Волович о своем друге Брусиловском еще в 1989 году, «придав искусству академическое мастерство, ему было бы достаточно сделать один шаг назад, чтобы открыть перед собой двери к успеху, выставкам, привилегиям и признанию. Он сделал свой выбор. Его студия стала местом рождения самых смелых идей и самых интересных полотен…».
В графической подборке несколько ученических и студенческих работ Брусиловского первой половины 1950-х годов, в том числе два карандашных автопортрета времен обучения в Киевской художественной школе. В образной сдержанности, твердости взгляда, экспрессии резких штрихов словно запрограммировано грядущее бунтарство его творчества. Среди рисунков и гравюр, выполненных во время учебы в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, есть портреты студентов. В одном из них скупыми акварельными линиями моментально зафиксирован будничный образ однокурсницы Эрики Ламан, немецкой художницы, которая несколько десятилетий спустя создаст свою известную серию о жизни в объединенной Германии после разрушения «Берлинской стены».
Три чудесных цветных линогравюры по мотивам сказок «Золотой петушок», «Красная Шапочка» и «Репка» - отражение еще одной грани творчества художника, связанной с его работой в Средне-Уральском книжном издательстве. А год их создания – 1964-й – это начало официальной опалы художника, отсчет «запрета на Брусиловского», который будет снят лишь спустя два десятилетия. Таковы метаморфозы творческой судьбы мастера, иметь в коллекции работы которого – большая честь и удача. И осознание этого после ухода выдающегося уральского художника из жизни будет только возрастать. Этой чести удостоился Ирбитскийгосударственный музей изобразительных искусств в лице Музея Уральского Искусства – редкого собрания, специализирующегося на региональном искусстве.
Маргарита Пашкова,
Лауреат Премии Губернатора
Свердловской области
(Премия имени О.Е.Клера),
искусствовед