Сегодня: 20-10-2020

ПЕРВАЯ УРАЛЬСКАЯ ТРИЕННАЛЕ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА


Итоги выставки

C 13 октября по 6 ноября в  Уральском центре развития дизайна работала коллективная выставка Первой Уральской триеннале декоративного искусства, которая прошедшей в Екатриенбурге с 6 октября по 6 ноября. Это уникальный в российском художественном пространстве проект, призванный познакомить широкую зрительскую и профессиональную аудиторию с разнообразными произведениями декоративного искусства,  обозначить наиболее ярко выраженные  тенденции в его развитии, презентовать творчество наиболее самобытных мастеров, обладающих оригинальным авторским почерком, внесших серьезный вклад в развитие изобразительного искусства, а также работ молодых авторов с целью межкультурного и творческого взаимодействия на евразийском пространстве.

Идея проведения Первой Уральской триеннале декоративного искусства принадлежит профессору кафедры «Искусство интерьера. Художественный текстиль» УрГАХУ, члену Союза художников России Елизавете Юрьевне Манеровой, а организаторами проекта являются Уральский государственный архитектурно-художественный университет (УрГАХУ) и Свердловское региональное отделение Союза художников России  в лице преподавателей УрГАХУ, членов Союза художников России В. Абрамова, О. Базуевой, К. Глазырина, И Лемоновой, О. Орешко, С. Хабибуллиной, Г. Храмцовой, Н. Чухловиной.  Проект был поддержан Министерством культуры Свердловской области; более восьмисот работ трехсот участников  из шестидесяти городов России,  Беларуси, Казахстана,  Турции, Эстонии, представленных в восемнадцати экспозициях, убедительно доказывают масштабность и значимость  данного проекта.

Выставочные мероприятия проходят на следующих площадках города:   Уральский центр развития дизайна, Союз художников России http://ural-n.ru/p/gobeleny-keramika-i-batik-v-dome-hudozhnika.html, Уральский государственный архитектурно-художественный университет, Музейно-выставочный центр «Дом Поклевских-Козелл» (Свердловский областной краеведческий музей), Музей истории камнерезного и ювелирного искусства, Центр традиционной народной культуры Среднего Урала и галерея «ПоЛе».

Коллективная экспозиция (более шестисот работ) разместилась в Уральском центре развития дизайна, в ней приняли участие известные отечественные и зарубежные авторы, присутствовавшие на открытии: Г. Бушуева,  С. Гавин, А. Мадекин, Е.Нефедова, Л. Рубцова, М. Русанова, Л. Сварчевская и др. Выставочные мероприятия также развернулись на следующих площадках города: Союз художников России, Уральский государственный архитектурно-художественный университет, Музейно-выставочный центр «Дом Поклевских-Козелл» (Свердловский областной краеведческий музей), Музей истории камнерезного и ювелирного искусства, Центр традиционной народной культуры Среднего Урала и галерея «ПоЛе».  Именно там проходят персональные выставки М. Муканова, А. Жамхана, Б. Досжанова (республика Казахстан), Т. Колточихиной  (Омск), Н. Кузнецовой, К. Глазырина, А.  Мирошникова  (Екатеринбург), М. Селищева (Ростов), Е.Сахаровой-Староверовой (Владимир), В. Портновой (Ханты-Мансийск). Участники Первой Уральской триеннале декоративного искусства получили иллюстрированный каталог, обладающий  большой художественной ценностью.  В рамках триеннале также состоялась научно-практическая конференция «Декоративно-прикладное искусство: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития», доклады  которой вошли в отдельно изданный сборник материалов. 

 Основные разделы триеннале   представляют различные виды декоративного искусства: художественный текстиль (роспись по ткани, ткачество, валяние, лоскутное шитье, вышивка);  керамика (парковая и архитектурная керамика, малая пластика, декоративная посуда, декоративное панно);  ювелирное  и камнерезное искусство (украшения, малая пластика);  народные промыслы; художественный металл (литье, горячие эмали, ковка);   стекло (декоративная посуда, малая пластика, декоративное панно);  арт-объект (авторские техники).

Каждый раздел Первой Уральской триеннале декоративного искусства отличается своеобразием и неповторимостью. Ведущие школы гобелена – московская, санкт-петербургская, екатеринбургская, самарская и др. -  представлены творчеством выдающихся российских мастеров  С. Гавина, А. Мадекина, Л. Рубцовой, М. Русановой (Москва), О. Орешко, Г. Храмцовой  (Екатеринбург),   а оригинальные, этнически самобытные работы художников Б. Досжанова, А. Ж. Жамханулы,  М. Муканова из Казахстана открывают  новые страницы культурного обмена между регионами. В технике батика, который приобрел в экспозициях монументальное звучание, можно выделить работы Т. Колточихиной (Омск), В. Грековой, Е. Манеровой (Екатеринбург), В. Шаповалова (Башкортостан) и др. Авторские технологии, индивидуальное видение предметного мира, способность художников раскрывать философский смысл бытия в декоративных композициях отражают неповторимость и самобытность современного художественного текстиля.

Художественная  керамика, которая на современном этапе обрела новые горизонты развития, широко представлена на триеннале.  Керамика обладает безграничной палитрой образно-эмоционального решения, через ее  фактуру, зерно, пластические и цветовые решения  художники выражают мысли, чувства,  настроения - то, что  соответствует  их внутреннему «Я» и идейному замыслу. Это привлекает художников  А. Мигаса (Красноярск), Р. Миннебаева (Уфа),  В. Портнову (Ханты-Мансийск), Н. Чухловину (Екатеринбург)  и др.

Художественная эмаль  -  техника (соединение стекла и металла при помощи высоких температур),  которая привлекает многих мастеров,  - М. Селищева (Ростов), Е. Сахарову-Староверову (Москва), Б. Клочкова, В. Грекову, И. Лемонову  (Екатеринбург)  и др., - присутствует в нескольких экспозициях триеннале. Эмаль имеет свой пластический язык, присущий только эмальерному искусству, где под застывшей прозрачной поверхностью стекла даже самые реалистические замыслы художника претерпевают неожиданные метаморфозы, и грань между реальностью и фантазией становится неуловимой, что особенно привлекает зрителей. 

Народные промыслы представлены на триеннале  берестяными шедеврами С. Коротченя (Нижний Тагил), вышивкой бисером Т. Коновец (Абакан),  расписными подносами Е. Вардугиной, С. Контур (Нижний Тагил), лоскутным шитьём М. Косенковой (Екатеринбург).  В этих произведениях органически сочетаются и многовековой опыт  художественной деятельности многих поколений предшественников, и неповторимость творческого  почерка каждого автора в отдельности. Все мастера умело выявляют свойства материалов, используют их разнообразные фактуры, открывают  новые грани  знакомых ремёсел  для воплощения своих оригинальных идей.

Ювелирное и камнерезное искусство включает десятки произведений молодых художников  и состоявшихся мастеров, которые отражают основные грани современного ювелирного и камнерезного творчества. Все работы, независимо от их жанра и используемых материалов, объединяет художественность, оригинальность изделий и способность авторов создавать произведения искусства высочайшего уровня. Известные екатеринбургские мастера и молодые художники Д. Богомазов, К. Глазырин, Д. Копосов, Н. Кузнецова, А. Мирошников, К. Юмин и др. подробно знакомят зрителей со своим творчеством в масштабной экспозиции, развернувшейся в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства.

В рамках триеннале присутствует небольшой раздел Арт-объект, где самые неожиданные, подчас причудливые сочетания материалов позволяют авторам воплотить замыслы, для которых оказалось недостаточно традиционных техник. Красота механизмов, мифологические персонажи, декоративные поиски, пластические метафоры отражают неповторимость идей и смелость в подборе фактур.

Представленные на Первой Уральской триеннале декоративного искусства школы  и  авторы,  продолжая художественные традиции, с одной стороны, позволяют увидеть региональные особенности, с другой – выявить общие тенденции в развитии современного декоративного искусства и  рассмотреть самобытную творческую манеру каждого художника.

 

Галина  Шарко