ТЮРКСКИЕ ОБРАЗЫ ЕВРАЗИИ
Итоги выставки
С 12 октября по 6 ноября в рамках Первой уральской триеннале декоративного искусства в большом зале Свердловского регионального отделения Союза художников России прошла выставка «Тюркские образы Евразии», представляющая гобелены известных алматинских художников, создавших свой творческий триумвират, – Малика Муканова, Айдара Жамхана, Бауыржана Досжанова.
Евразия для авторов не столько принятое географическое понятие, сколько многовековый опыт общения, повлиявший на общее духовное развитие, восприятие мира, в том числе, и мифологического, тюркскими, финно-угорскими, индоевропейскимии другими народами.
В произведениях художников часто встречаются образы, характерные для тюркской мифологии, которые в процессе работы преобразуются в изобразительный символ, способ визуальной репрезентации вербального сказания, имеющего множество неоднозначных смыслов и толкований. Процесс творческого осмысления художниками образов тюркской мифологии и сказаний невозможен без использования цветовой палитры. Из мифологической триады цветов художники более всего склонны интерпретировать красный цвет в его самых неожиданных градациях.
Для авторов использование красного цвета – это визуализированная возможность поделиться «великой силой красного» и радостью ощущения цвета в его множественных тональных вариациях. Особое переживание красного в произведениях художников генетически заложено традициями национальной культуры, влияющей на повседневное видение и понимание цвета. Всеми оттенками благородного приглушенного красного обозначены детали декора предметов интерьера юрты, и с самого рождения ребенок воспринимал и впитывал цвет как образ родного и любимого дома. В темно-красном свадебном наряде невеста начинала новый путь в своей жизни; пурпурные бархатные мужские шапаны и женские бешметы были особенно значимыми и желанными одеждами в традиционном обществе.
В разных произведениях художников красный цвет использован в условной символической мере: лишь легким намеком – небольшим фрагментом; частично, но заполняющим уже большую плоскость композиции, либо же пронизывающим почти всю поверхность тканого полотна. Красный цвет в сложных перетекающих вибрациях меланжевой шерсти в предстает как образ земной плоти и энергии творения, его действенного явления и эмоционального состояния и дополняется сочетанием ахроматических, родственных и контрастных цветов – всем великолепием не только зримой, ощущаемой и услышанной реальности, но и воображаемого мира.
Образы композиций гобеленов символичны, знак-символ можно увидеть в каждом элементе произведений: геометрические фигуры, образы птиц и животных указывают на универсальные евразийские архетипы. Визуальные знаковые и колористические образы, созданные художниками в композициях гобеленов, открыты для наших рациональных логических и ассоциативных интерпретаций. Но важно то, чтоцвет, по И.В. Гете, символизирует человека, его мысли и чувства. А красный цвет в своих множественных проявлениях, его метафизика, апеллируют не только к пониманию мироощущения художников, но и к чувственному восприятию произведений, и в этом есть основная интрига отношения художник-зритель замечательной выставки гобеленов «Тюркские образы Евразии».
Светлана Шкляева, искусствовед,
профессор кафедры истории и теории
изобразительного искусства КазНАИ им. Т. Жургенова