ВЫСТАВКА "К 100-ЛЕТИЮ СУПРЕМАТИЗМА"
Итоги выставки
В сентабре в малом зале Союза художников прошла выставка "К 100-летию супрематизма".
Супрематизм как одно из ведущих направлений художественной деятельности приобрёл известность во всём мировом пространстве и до сих пор является актуальным движением для творческой самореализации художников.
Экспозиция «СУПРЕМАТИЗМ 100» - посвящение 100-летию Супрематизма, включающее современные интерпретации в рамках супрематического стиля, которые отражают его развитие и новейшие возможности.
Сегодняшняя выставка – ярчайший показатель того, что супрематизм как утвердившееся учение, давшее импульс для развития всего мирового искусства ХХ века во всем его многообразии и многогранности, волнует наших современников, участников выставки: Айнутдинова С.С., Анциферова В.Г., Анциферову Л.Г., Арашкевича В.В., Воинкову В.П., Ганзину С.Г., Ельешова Ю.Ю., Житникова М.А., Зуева В.В., Маврина А.Н., Пчельникова И.В., Савинова А.В., Сивкова А.В., Степанова А.В., Таксиса А.Г., Шашмурину Е.В.
А. Таксис
Супрематизм возник в 1913 году в Москве, и первые работы были на живописной выставке в Петрограде, вызвав негодование среди «маститых тогда Газет» и критики, а также среди профессиональных людей – мастеров живописи. Самое известное супрематическое произведение Малевича «Черный квадрат» появилось в 1915 году, сразу став символом супрематизма, его (выразимся в духе современной рекламы) ярчайшим и действенным «брендом». Таким образом, нынешний 2015 г. отсчитывает сто лет «супрематизматической славы», начавшейся с черного квадрата на белом фоне, написанного Малевичем, что подчеркивало его прямое отношение к жанру живописи.
Малевич называет супрематизм «определенной системой, по которой происходило движение цвета через долгий путь своей культуры».
Системность супрематизма как явления художественной жизни в настоящее время приобретает самые различные векторы развития, которые дают основания для уточнения «системной сущности супрематизма», а именно его системной открытости.
Малевич предвидит развитие супрематической идеи (формы), её активность в «оформлении» бытия человека: «Если всякая форма является выражением чисто утилитарного совершенства, то и супрематизматическая форма не что иное, как знаки опознанной силы действия утилитарного совершенства наступающего конкретного мира. Форма ясно указывает на динамизм состояния и является как бы дальнейшим указанием пути аэроплану в пространстве не через моторы и не через преодоление пространства разрывающим способом неуклюжей машины чисто катастрофического построения, а плановым включением формы в природоестественное действие.
Современное видение супрематизма в рамках «природоестественного действия – это не только его живописная модальность, указанная малевичем и реализуемая в границах плоскостных геометрических форм (фигур), но выход супрематизма из плоскости в объем (указанной Малевичем), а также в «новую систему архитектуры» (Малевич).
Характеризуя супрематический вектор развития плоскости в объем и далее в «новую систему архитектуры», Малевич тем самым даёт и новое видение супрематизма. Он видит его не как «систему, по которой происходило движение цвета», что подчеркивало живописную сущность супрематизма (чистую живопись»), а определяло его, во-первых, комбинаторную свободу и раскрепощенность в рамках модусацвет – геометрическая фигура, и, во-вторых, давало перспективу объёмного и «нового архитектурного формообразования».
Цвет, как базовая категория супрематизма и эмоционально воздействующая субстанция, уже не только может функционировать в границах «математической отчетливости» характерных супрематических комбинаторных построений, а предоставляет автору – художнику возможность свободного творчества в рамках не только «цветофигуры», но и русле авторского развития супрематической формы (а, следовательно, и содержания) в сторону приобретения третьего измерения – объема, а также новых формотворческих образов.
В этом тезисе Малевича раскрывается предвидимая им метафоричность супрематизма, его открытость и динамичность.
Данные качества супрематизма, безусловно, не могут остаться без внимания современных художников, которые будут пытаться использовать возможности супрематизма как для импровизаций с его классическими стандартами формы, так и для поиска новых траекторий супрематической образности – объемных, ассоциативных, метафорических, концептуальных, ритмических и т.д.
Супрематизм не может быть (несмотря на свою открытость и внутреннюю динамичность) саморазвивающейся системой без художника, который даёт новую жизнь супрематической идее, наполняет её новыми смыслами, содержанием и решениями. Это в определенной степени и предлагает зрителю выставочный проект «Супрематизм-100» и его авторы – экспоненты.
А. Степанов, Т Степанова.