Сегодня: 01-06-2020

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ СЕРГЕЯ ВОЛОЧАЕВА


Итоги выставки

 С 14 августа по 5 сентября   в большом зале Союза художников прошла персональная выставка художника-фронтовика Сергея Васильевича Волочаева (1926 – 2013). В экспозиции были представлены лучшие живописные работы мастера – портреты, пейзажи, натюрморты.  

Один из именитых художников Екатеринбурга, оставивших заметный след в истории изобразительного искусства Урала, родился на хуторе Гришковском (Красноармейский район Краснодарского края). В 1941–1942 годы – курсант Краснодарской спецшколы Военно-воздушных сил № 12, а с 1943 по 1945 годы воевал на Калининском и Втором Белорусском фронтах в Белоруссии, Польше, Восточной Пруссии, Померании, Германии. Был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга» и «За победу над Германией в Великой Отечественной воне 1941-1945 гг.».

После демобилизации из Советской Армии С. В. Волочаев поступил в 1950 году в Свердловское художественное училище, но спустя три года перевелся в Краснодарское художественное училище, которое и окончил в 1955 году с отличием. В этом же году поступил в Московский художественный институт имени В.И. Сурикова, но в 1956 году по семейным обстоятельствам оставил учебу в институте и поступил на работу в Свердловскую киностудию научно-популярных и хроникальных фильмов в качестве художника-мультипликатора и художника-декоратора. С этого времени Урал стал для него второй родиной.

С 1959 по 1986 годы трудился в Свердловском отделении Художественного фонда РСФСР, где выполнял свои первые заказные работы для всеобщего обозрения широкой аудиторией – гигантские по своим масштабам портреты лидеров коммунистической партии и правительства страны, которые размещались во время проведения советских праздников на фасадах зданий центральной части Свердловска-Екатеринбурга. Это время можно сравнить с эпохой тоталитаризма и идеологического диктата, регламентировавшего каждый шаг художника и рекомендовавший, что и как изображать.

В 1976 году С. В. Волочаев был принят в Союз художников СССР. С этого времени он становится активным участником городских, областных, зональных, республиканских и международных художественных выставок. Спектр творчества уральского мастера живописи включал в себя различные жанры, главным достоинством которых стал заряд силы, энергии и оптимизма художника. Неудивительно, что живописные работы С. В. Волочаева при его жизни получили всеобщее признание и хранятся в крупнейших собраниях государственных музеев  изобразительных искусств Екатеринбурга, Ирбита, Нижнего Тагила, Пльзеня (Чехия), Варшавы (Польша), галереи «Эстер» (Италия), частных коллекциях в стране и за рубежом.

Диалектика личного и социального отражена С. В. Волочаевым в портрете, с тонким чувством возможностей живописи, ее собственной впечатляющей силы и западающей в душу выразительностью. Наиболее зрелые, глубокие произведения создаются в восьмидесятые годы, когда он пишет  людей прошедших войну («На привале» (1978), «Однополчанин. Кинорежисер  А. М. Биленко» (1982), «Портрет А. Т. Голикова» (1984), «Портрет участника Великой Отечественной войны гвардии подполковника А. В. Сапегина» (1984), «Портрет Н. И. Кузнецова, легендарного разведчика Великой Отечественной войны» (1984-86), мысленно возвращаясь к тяжелым годам прошедшей войны. Пишет просто, непосредственно, включая в изображение привычные предметы окружения и в то же время без малейших признаков домашней обыденности, с постоянным желанием увидеть в близких людях все то же общечеловеческое начало, что и в героях его картин, то, что отвечает высокому представлению о личности. И при всем стилистическом сходстве, в каждом портрете найдена его особая «внешняя» форма, что помогает усилить, выявить, сделать еще более запоминающимся то, что мы прочитали в лице. Проникнуть в человека, в его духовную биографию — из этого стремления естественно и органично возникает в творчестве художника портрет.  Портреты С. В. Волочаева узнаются и по особенностям живописи, и по тонкому,  целомудренному отношению к человеку. Его герои живут своей затаенной внутренней жизнью, между ними и нами существует незримая дистанция — дистанция уважения, которая не мешает почувствовать глубину внутреннего мира моделей, но предохраняет от поверхностного, внешнего контакта. В них вместе с художником мы прикасаемся к угадываемой им, но ненарушаемой тайне лица, души и отходим, почувствовав бесконечную глубину и сложность человеческого характера.

Есть у С. В. Волочаева понимание высокого назначения портрета, ответственность перед этим, быть может, самым этическим жанром искусства; ответственность, которая так свойственна выдающимся русским портретистам. Над портретами он работает подолгу, стремится к ясности композиции, пластичности живописи, добиваясь, чтобы человек жил в замкнутом пространстве картины, чтобы зритель поверил в истинность этой жизни. Он не устает выявлять в моделях то, что не устаревает: красоту человеческой мысли и человеческого достоинства. Пластическое живописное решение, обладая концептуальной общностью, в каждом случае индивидуально и потому остается в памяти.

Но все же чаще всего С. В. Волочаев обращается к лирическому пейзажу, не боясь брать различные мотивы Урала: «Гора Семичеловечья» (1975), «Сверкающая россыпь» (1975), «Гора Косьва» (1978), «У пруда» (1978), «Озеро» (1979), «После дождя» (1980), «Полдень» (1981), «Солнце сквозь тучи» (1987), «Северный Урал» (1988), «Звон колоколов» (1991), «Тишина. Простор» (1992), «Перед грозой» (1993), «Озеро» (2009)… Связь с традициями русской пейзажной школы заметна в сходных цветовых отношениях, фактуре, композиции и иногда лишь напоминает о себе привязанностью к сюжетам, уже привлекавшим его любимых мастеров. Художник пишет различные времена года и состояние дня, – то, что писалось до него сотни раз. И не просто объяснить, почему мы сразу узнаем, что перед нами пейзаж С. В. Волочаева: ведь в пейзажной живописи последних десятилетий немало мастеров, так же самоотверженно влюбленных в природу, ценящих ее негромкое обаяние, наследующих сходные традиции. Почерк его узнаваем потому, что он ощущает неповторимость жизни природы и схватывает в ней состояния, которые до него не замечали. И  когда осматриваешь общим взглядом все, что он сделал, замечаешь, как найденное и почувствованное в каком-либо этюде вдруг отзывается в картине и, наоборот, — композиционные принципы и пространственные открытия, завоеванные в картинах, придают и пейзажам качества большей широты, завершенности, картинности. Как всякий большой художник С. В. Волочаев  естественен в выражении своих чувств, – а они уникальны, как и природа. В излюбленных живописных гармониях он каждый раз отыскивает для себя новые нюансы. Композиция пейзажей предельно естественна и всегда создает атмосферу доверия. Работы завораживают тихой размеренной красотой природы, с ее спокойствием и величием, настроение которых создавалось использованием сложного сочетания колорита. Обращение к пейзажу было связано с монотонной и угнетающей безликостью городской среды. Наверное, поэтому художник в поисках истиной красоты неизбежно обращался к природе, которая была для него одновременно и своеобразным прибежищем, и предметом творческого вдохновения. Кажется, что произведения писались не красками, а своеобразным сплавом многогранной образной материи, умело превращаясь в умелых руках мастера в многоцветье ощущений и состояний беспредельного и прекрасного мира природы. Пейзажи С. В. Волочаева точны, колоритны и дышат временем реальности.

Сегодняшняя выставка вобрала в себя цикл живописных портретов и пейзажей мастера, которые подкупают своей неповторимой теплотой той далекой для современников истории их создания, являясь свидетельством бесконечности и разнообразия мира природы с широкими панорамами уральских далей и тихими мечтательными уголками. В них ощущается чарующая поэзия, что отвечало духовному миру С. В. Волочаева и было одной из форм выражения его любви к родной земле. Секрет успеха его творческих работ заключен в простоте будничности, без внешней эффектной декоративности и размытости. И за кажущейся простотой скрыто большое душевное тепло и богатые впечатления художника о многогранности мира.

Выставка сконцентрировала в себе все то самое лучшее, в чем просматривается удивительная творческая самоотдача С. В. Волочаева и является данью глубокого уважения и доброй памяти этому замечательному человеку.

Александр Максяшин