ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ВЛАДИМИРА СМЕЛКОВА
Итоги выставки
ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ВЛАДИМИРА СМЕЛКОВА "МИЗАНСЦЕНЫ: КАРТИНЫ МАСЛОМ" ПРОШЛА В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ С 10 ИЮНЯ ПО 5 ИЮЛЯ.
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
Смелков Владимир Михайлович
Родился 5июня 1945 года в г. Москва.
Первый учитель рисования Знаменский Т.К.
1960-64г.г. учился в художественной школе на "Красной Пресне", педагог Иродов ЮС.
1964-67г.г. служба в Советской Армии.
1964-67г.г. учеба в заочном университете культуры им. Крупской Н.К., педагог Митурич М.П..
1968-72г.г. - Московское художественное училище памяти 1905г.,театрально-декорационное отделение, класс театральной композиции Сельвинской Т.И..
Театральную живопись преподавала Серебрякова Т.Б..
В 1978г. закончил курсы повышения квалификации в Московском институте на Беговой, педагог Белов П.П.
1972-73г.г.-главный художник Лысьвенского драмтеатра.
1973-79г.г. художник-постановщик Свердловского ТЮЗа.
1978г.-лауреат премии обкома комсомола, ном."Лучший молодежный спектакль", премия "Орленок".
1979-81г.г.-главный художник Челябинского ТЮЗа.
В 1981г. принят в члены союза художников СССР.
С 1972-2012г.г.поставил около 200-х спектаклей в городах Урала.
1972-1991г.г.-участник всесоюзных, всероссийских, зональных и др. выставок.
1993-95г.г.-участник выставок в Манеже "Арт - Москва", "Арт-Миф".
1996г.- групповая выставка в Хьюстоне, США.
С 1973-79- участник Московской выставки "Итоги театрального сезона" в ВТО.
2004г.- участник второй Томской Триеннале "Рисунок России".
В 2005г.-персональные выставки по проекту "Зона". Награждён Благодарностью и Почетным крестом.
В 2008г.-стипендиант Министерства Культуры РФ.
В 2011г.-участник межрегиональной выставки художников Театра и Кино, г.Екатеринбург.
В 2012г.-участник краевой выставки художников Театра, г.Пермь.
В 2008г.-стипендиант Министерства Культуры РФ.
В 2010г. награжден Почетной грамотой Учредительного Собрания Областной думы, за вклад в развитие Культуры на Урале.
В 2012г.-благодарность Союза художников России за большой вклад в развитие изобразительного искусства РФ.
2013 г. – персональная выставка « Годы странствий по бумаге и холсту» г. Москва, музей им. А.А. Бахрушина.
Почти 70 лет назад, чрез месяц после салюта Победы, в начале июня 1945 года в небольшой деревянной усадьбе на въезде в Москву, В Мытищах появился на свет Владимир Смелков. В окна дома глядели пышные букеты бело-розовых подмосковных яблонь.
Ему суждено было стать художником.
Он любил рисовать с детства, особенно корабли.
Часто корабли плыли по небу.
Высокое лунно-звёздно-солнечное небо, как полыхающий тысячами огней салют Победы, завораживало его.
Рождённый под знаком Воздуха, он и сейчас больше обращен к небу, часто не замечая, что творится на земле.
Профессиональное образование Смелков получил в Московском художественном училище памяти 1905 года, в классе Татьяны Сельвинской, дочери известного поэта Ильи Сельвинского. Художественные мастерские знаменитых Роберта Фалька и Александра Тышлера, друзей отца, были её вторым домом и святая святых для студентов класса. Живая нить серебряного века бережно пронесена Сельвинской и передана ученикам, среди которых Владимир Смелков.
Уча учусь.
«Владимир Смелков один из самых верных и последовательных моих учеников. Понимает меня, как мало кто другой. Ни разу себе не изменил. Упорно движется в своём искусстве вперёд и вверх. Живописец, график, сценограф…. И всюду узнаваем. В каждой области искусства, повторяю, никогда себе не изменял. Мощь, мужественность, фантазия, чувственность, ирония, красота …
Я восхищаюсь его творчеством, его непрерывным, упорным движением. Я горжусь тем, что когда-то была его учителем. А стала другом.
« …Надо жить только в узком заветном кругу…»
Татьяна Сельвинская»
Он узнаваем в каждой работе, будь то натюрморт или пейзаж, портрет или жанровая сцена. Великую природу он предпочитает писать не с натуры, а исходя из своих ощущений, украшая и дополняя её, воплощая душевное состояние в праздник красок на своих полотнах, как принято на Руси красить яйца на Пасху, чтобы они были ещё красивее, создавая красочный фейерверк на столе.
Владимир Смелков является художником-постановщиком в более 150 спектаклях различных театров Уральского региона. Каждый спектакль – целая жизнь. А сотни картин, которые живут уже своей жизнью, разбрелись по всему Миру.
Однако, какая потрясающая любовь ко всему, казалось бы обыденному, что окружает нас, преломляясь в восприятии художника, ложится в удивительных цветосочетаниях и деформациях на полотна, образуя гипнотическую связь между художником и зрителем, доверяющими друг другу.
Всматриваясь в работы Смелкова, яснее становится, что придумать написанное невозможно, это можно только подсмотреть в душе Художника, напрямую соединенную с кистью, которой водит Провидение.
В.А. Болитэр
Вы не найдёте в работах Смелкова вымученной нарочитости философских тем, как и спасительных библейских сюжетов. Он не преподносит нам в солидной раме свою значимость и не навязывает свои мыслительные претензии. Смелков – художник открытый, незащищённый, живой, изменчивый. Он не умеет скрывать себя и прихорашиваться. Не боится быть разным, даже неровным, зато умеет увлечь зрителя. То доброй ясной простотой, то лёгкой игрой сюрреалиста-балагура, то воодушевлённым эмоциональным порывом. И во всём – сочетание добротности с серьёзным отношением к своему искусству.
Каждый холст или рисунок – премьера частного театра автора, в котором он и режиссёр , и художник-постановщик, и главный герой. А вспомогательные персонажи – самые простые обыденные предметы, те, которые с автором здесь и сейчас в момент рисования. Для него обязательно лишь то, до чего он дотрагивается сам - рукой , губами, слухом, нервом, взглядом, и после чего рождаются его личные мысли, восторги, печали, фантазии, душевные звуки.
Виктор Горбачёв.
МИЗАНСЦЕНЫ ХУДОЖНИКА СМЕЛКОВА
Артистизм – это не только то, что имеет отношение к игре, а также и не только специфический художественный жест или качество, присущее индивиду, творящему в рамках какого-либо вида, жанра искусства. Артистизм – это все-таки нечто другое, сущностное, проявляющее себя органично и спонтанно, обосновавшееся в человеке глубоко генетически – в непознанных недрах бессознательного и подсознательного. Если предположить, что артистизм именно это, то становится более понятным знаменитое шекспировское «весь мир театр, а люди в нем актеры».
Владимир Смелков здесь «на все сто» созвучен Шекспиру. Его человеческую, личностную бытийность невозможно отграничить от проявлений чего-то театрально специфического (хотя он не актер, а художник, работающий кистью, карандашом, ручкой и др.). И это не только в силу того, что по профессии и образованию он художник театра, а больше потому, что и в театр он пришел по какой то причине, связанной с внутренним желанием артистического самоосуществления.
Отсюда и его станковые работы таковы, что в них так много артистического: сцены, мизансценирования, театральных метафор и гипербол, света, сюжета, приёмов и т.д. и т.п., что они сами становятся спектаклем, рассредоточенным во времени и пространстве холстами, листами, объектами. «Рассеиваемые» в пространстве и времени станковые работы все же сохраняют специфическую целостность, т.к. и материализуются Смелковым-художником, и управляются Смелковым-режиссером, объединяющим их в серии, циклы, выставочные проекты.
В своем станковом творчестве Владимир Смелков (создается такое впечатление) обрел желаемую им свободу от «коллективизма театрального производства» и перешел к единоличной свободе творчества, ощущаемой как осознанную необходимость быть интересным, интерактивным, ярким, эффектным, умным, неожиданным, эксцентричным и много еще каким. Но всегда – артистично театральным.
Вообще, если перейти в русло серьезного искусствознания, то следует обратить внимание на то, что недостаточно разработана тема миграции театрального художника в станковое искусство. А тема эта интересная, дающая основания понимания целей и задач визуальной композиции, её содержания, структуры и «субстратно-субстанциональных» реалий.
Нынешняя выставка работ Владимира Смелкова направляет зрителя не только «прямо в театр», но и переносит в личное смелковское пространственно-временное пребывание в нашем общем мире, с его коллизиями, проблемами, эстетикой и возможностями. То есть в театр одного актера и режиссера – художника Смелкова.
А. Степанов и Т. Степанова,
соседи по мастерской.