Сегодня: 01-06-2020

ВЫСТАВКА КНИЖНОЙ ГРАФИКИ


Итоги выставки

Р.S.

ВЫСТАВКА КНИЖНОЙ ГРАФИКИ

С 6 по 24 апреля в резиденции Губернатора Свердловской области прошла  выставка книжной графики «POST SCRIPTUM». Это  органичная часть биеннале-фестиваля «УРАЛ-ГРАФО», продолжающего длительный  путь развития отечественной графики, про которую ещё в начале XX века писала А.П. Остроумова-Лебедева: «Я ценю в этом искусстве невероятную сжатость и краткость выражения, немногословие  и, благодаря этому,  сугубую выразительность». Этот вид изобразительного искусства  всегда отличался высокой скоростью реагирования на события, происходящие вокруг художника, поэтому можно отметить множественность и разнообразие форм выражения художественной мысли и их созвучность современной культуре.

Во Втором открытом Всероссийском биеннале-фестивале «УРАЛ-ГРАФО» приняли участие 252 художника из 56 городов России (Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ижевска, Красноярска,  Нижнего Тагила, Новосибирска, Омска, Томска, Уфы, Челябинска, Якутска и др.). В рамках проведения фестиваля особо было акцентировано внимание  на  книжную графику и искусство книжного оформления,  поскольку печатная книга в XXI веке теряет свои позиции как носитель информации и  активно вытесняется другими источниками информации, но по словам итальянского философа и писателя Умбэрто  Эко, всё же остаётся необходимой -  когда человеку нужно вдумчивое чтение и размышление,  в котором расширить границы восприятия могут помочь зрительные образы, создаваемые соавторами мастеров слова  -  художниками.

В данной экспозиции представлены мастера отечественной графики, которые давно уже стали легендами мирового искусства. Работы С. Алимова (серия шелкографий к поэме Н. Гоголя «Мёртвые души»), Д. Бисти (оформление «Слово о полку Игореве»), В. Воловича (серия офортов к трагедии Шекспира «Ричард  III»), Н. Воронкова (литографии портретов русских классиков), В. Зуева (серия офортов по мотивам «Антигоны» Софокла), А. Бисти (интерпретация романа Ф. Кафки «Процесс»), О. Яхнина (портреты персонажей  романа К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки»), подобно камертону, задают высокую планку художественного творчества и втягивают более молодое поколение авторов в процесс дальнейшего развития.

Акцент на традиции усилен ещё и тем, что московский мастер цветной литографии Н. Воронков и мастер из Санкт-Петербурга О. Яхнин воспитали несколько поколений учеников. Графические листы некоторых из них отчётливо звучат в экспозиции и позволяют отразить  как разнообразие мира русской литературы («В Тригорском», «Зимний вечер» А. Шеваровой), так и  открывают поистине неисчерпаемый мир произведений мировой литературы мировой  - от Э. Т. Гофмана до  К. Кервуда (иллюстрации М. Вахлялиной, Ж. Саитгалиевой), убедительно  доказывая, что и в XXI столетии возможно поддерживать высокий уровень сложных графических  техник, которые не потеряли своей актуальности даже при активном вмешательстве в художественную практику современных технологий.

Литературные источники, реминисценции историко-культурного наследия важны для художников, которые своим творчеством погружают зрителя в глубины ассоциаций и чувств. Удивляют парадоксальностью мышления, поражают неожиданностью трактовки, радуют жизнеутверждающей энергией, заставляют переосмыслить знакомые    образы  работы С. Айнутдинова, В. Воинковой, Д. Губайдуллина, Г. Метелёва, В. Окуня, С. Прохорова,  Е. Романовой, Н. Хохоновой и др.

Оформлению книги, её восприятию как словесно-изобразительного ансамбля уделяет особое внимание издательство из Санкт-Петербурга «Вита Нова», предоставившее на фестиваль «УРАЛ-ГРАФО» коллекцию иллюстраций из своего собрания. «Вита Нова» привлекает к своим проектам очень разных художников и дает им широкий простор для опытов с фактурой и цветом, с реальным или символическим языком книжного рисунка, с различными способами прочтения текста. В данной  экспозиции представлены интерпретации литературных источников, выполненные художниками:   Н. Андреевым (к роману Я. Потоцкого «Рукопись найденная в Сарагосе»), Б. Забирохиным  (к древнеисландскому эпосу «Младшая Эдда»), Т. Козьминой (к пословицам русского народа), В. Мыслицким (к произведениям  М. Салтыкова-Щедрина), М. Шемякиным (к сборнику стихов и песен В. Высоцкого).

В своём творчестве художник не может оставаться в стороне от существующих в обществе сложных и противоречивых вопросов, решение которых требует альтернативных путей. Делая свой выбор способа разрешения той или иной проблемы, художник должен обладать определённой смелостью и энергией, но этот напор не должен отрицать существенных наработок, исторически представленных традицией.  В современном  мире, где краткость, чёткость, определённость, точность имеют высокую ценность, графика, дающая  возможность эмоционального взрыва и психологических переживаний, как никогда актуальна и востребована.