ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА АКВАРЕЛИ ВЛАДИМИРА КОШЕЛЕВА
Итоги выставки
С 19 марта по 20 апреля 2015 г. в большом зале Союза художников в рамках фестиваля-биеннале "УРАЛ-ГРАФО-II" прошла персональная выставка Владимира Кошелева.
Владимир Петрович Кошелев родился 23 сентября 1933 году в г. Ардатове. В 1958 году окончил Свердловское художественное училище. С 1970 года начало активного участия в художественных выставках разного уровня: от городских до международных. С 1980 года - член Союза художников СССР. Работы находятся в музеях Екатеринбурга, Ирбита, стран СНГ, а также в частных коллекциях России, Англии, США.
Более 30 лет самобытно работает в акварельной технике Владимир Кошелев. Он давно оценил ее пограничное положение между живописью и графикой, в полной мере использует различные приемы и секреты этого сложнейшего вида изобразительного искусства, синтезируя его лучшие качества.
В акварельных листах Кошелева активную роль играет сама бумажная основа, обладающая способностью «излучать» свет под прозрачным слоем водяных красок. Эта «светоносность» акварели составляет ее особое обаяние. Сложные живописные приемы позволяет художнику создавать разнообразные эффекты.
Работы последних лет (2011-2014), в основном представленные на выставке, продолжают темы и мотивы, занимаюшие художника многие годы. В его акварельных композициях редко появляются люди, главная героиня – природа. Художник метко «ловит» длинные и короткие моменты ее жизни, изменчивые состояния, бесконечное разнообразие форм. Иногда в пейзажные мотивы «вклиниваются» урбанистические элементы, которые становясь частью пейзажа лишаются своей механистичной агрессивности, превращаются в привычные объекты городской среды («Гаражи», 2013; «Ночной двор», 2014).
Кошелев не одухотворяет, а скорее «одушевляет» природу в своем творчестве. В его работах есть легкое дыхание, жизненная сила живого организма природы. Его волнует душевное состояние, в которое его погружает тот или иной вид, пейзаж, и он пытается передать свои ощущения, эмоции зрителю – цветом, линией, фактурами, светоносной системой акварельного листа. Камерный размер работ помогает погружаться в воссозданное природное пространство, чувствовать гармонию созвучия художника и мира.
Безупречное мастерство позволяет Владимиру Петровичу создавать яркие декоративные эффекты и, одновременно, виртуозно воспроизводить естественность природного мира. Варьируя способы наложения акварели (на сухой лист, на мокрый), используя меньше или больше краски, - автор создает совершенно разные поверхности, чередование которых придает работе живость, определенный ритм. В местах, где обильно использована вода, образуются живописные подтеки, краски смешиваются, обогащая нюансами и оттенками общий колорит композиции. Эффектно сочетаются четкие и размытые границы цветовых пятен. Ярче всего это заметно в акварели «Куржак», в названии которой использовано старое уральское слово, вышедшее из употребления, обозначающее иней, образовавшийся на деревьях. На листе запечатлены причудливые игры природы, прихотливые снежные узоры, облачающие деревья в сверкающие наряды.
Каждая акварельная работа Владимира Кошелева (будь то натюрморт или пейзаж) представляет собой законченное произведение. Свободная, порой эскизная манера письма, помогает зрителю «погрузиться» в атмосферу морозного зимнего утра, или в меланхолическое одиночество ночного дворика, или в умиротворение зимнего дня на даче. Талант, мастерство, наблюдательность и воображение художника материализуют волшебные сны природы.
Лев Шушаричев, Тамара Галеева