Сегодня: 01-06-2020

ЛУЧШИЕ РАБОТЫ БИЕННАЛЕ-ФЕСТИВАЛЯ "УРАЛ-ГРАФО-II"


Итоги выставки

ВЫСТАВКА "ЛУЧШИЕ РАБОТЫ БИЕННАЛЕ-ФЕСТИВАЛЯ "УРАЛ-ГРАФО-II" (25 декабря 2014 г. - 6 февраля 2015 г.)

Экспозиция «Лучшие работы фестиваля-биеннале «Урал-Графо-II», сконцентрировав  разнообразие работ, техник, идей, оригинальных решений творческих задач, подводит итог длившегося  более полугода сложного многоступенного процесса (групповые, персональные выставки, выставки-номинации, пресс-конференции, круглые столы, репортажи и другие мероприятия),  в котором участвовало более 250 художников из 56 городов и населённых пунктов России и ближнего зарубежья с  общим количеством работ  более 1200.

Фестиваль, позволив высказаться авторам и увидеть их работы зрителям,  превратился в открытую площадку для поиска новых идей и творческих состязаний, философских размышлений и поиска вечных смыслов искусства, нахождения новых имён и наслаждения мастерством признанных мэтров графики.  Уже возможно сделать и общие выводы: несмотря на обилие и моду на компьютерные технологии, традиционные  техники графики (не только не перестали быть актуальными, но, напротив, стали  даже более востребованными, поскольку в них, благодаря авторскому выбору определённого графического языка, иногда очень сложного, подчас известного лишь его творцу,  ощущается личностное  видение и отношение к миру и жизни самого художника, что и привлекает зрителя.

Однако выбор лучших работ для любого выставочного мероприятия представляет значительную сложность. Прежде всего, это обусловлено тем, что не существует чётко выраженных критериев, которые бы служили опорой для выявления уровня индивидуальности художника, что и выделяет по большому счету того или иного автора из сообщества своих коллег.

Второй аспект сложного характера - это реально существующая в современном изобразительном творчестве выравненность профессионального мастерства художников. Наличие множества мастеров одного профессионального уровня можно считать самым достойным и интересным явлением «Урал-Графо-II».

В - третьих, невозможно отменить субъективный фактор при выборе работ, который связан с достаточно сложной, противоречивой, иногда конъюнктурной и компромиссной системой оценки художественных работ конкретным экспертом.

Поэтому выбор лучших работ «Урал-Графо-II» - это суммарно выраженный итог голосования коллектива экспертов. Тем не менее, он дает основания для получения определенного позитивного опыта в рассмотрении и аналитическом изучении как выбранных образцов, так и целостных предпочтений жюри.

В эспозиции можно выделить определённые доминанты -  работы С. Айнутдинова, В. и Л. Анциферовых, В.Воловича,  В. Зуева, А. Машанова, А.Новика, Г. Паштова и др.,   признанных авторов, которые, подобно камертону, задают звучание всем работам

Различные техники позволяют авторам максимально воплотить свои замыслы,  создавая на плоскости листа при помощи выразительных средств  графического языка (линия, пятно, штрих, контур, тон), дающего лаконизм, ясность, остроту, точность и тонкость любые изображения, передавая любые психологические переживания, разные эмоциональные переливы.

Литературные источники,  реминисценции историко-культурного наследия важны для художников С. Айнутдинова, В. Воловича, В. Зуева. Н. Казимовой, В. Окуня и др.;  мифологические пласты актуальны для мировосприятия  Г. Паштова, А. Терегулова, Н. Широковой и др.; пейзаж,  всегда историчный и субъективный, разворачивается  перед  зрителем в виде панорамы разнообразных образов и настроений благодаря А. Новику, С. Тимохову, Ф. Шаймухаметову и др.; домысливать зрителю смыслы,  что намёками обозначены на плоскости листа, когда  из аморфной массы,  из нагромождения линий и объёмов, ритмов и пятен вырастают глубины ассоциаций и чувств, предлагают Ю. Бычков, А. Краснобаев, В. Питиримова и др.

Всероссийский открытый фестиваль-биеннале «УРАЛ-ГРАФО-II» продолжает длительный  путь развития графики, про которую писала когда-то А.П. Остроумова-Лебедева: «Я ценю в этом искусстве невероятную сжатость и краткость выражения, немногословие  и благодаря этому сугубую выразительность».  В современном  мире, где краткость, чёткость, определённость, точность имеют высокую ценность,  графика, дающая ещё и  возможность эмоционального взрыва и психологических переживаний, как никогда актуальна и востребована.

 Александр Степанов,  Галина Шарко