ВЫСТАВКА-НОМИНАЦИЯ
Итоги выставки
ВЫСТАВКА-НОМИНАЦИЯ "МИНИГРАФИКА"
Хотя «миниграфика» ограничена размерами (до 15/15 см), она абсолютно свободна в технических, сюжетных, стилистических своих характеристиках. Множество своеобразных мотивов представлено в крошечных графических композициях этой выставки: противостояние, созерцание, раздумья, ожидание, одиночество, рождение жизни, ее расцвет и увядание. В некоторых произведениях открывается новый смысл общеизвестных образов, в других - отражаются представления, отличные от современного восприятия.
Большую часть своеобразной коллекции миниграфики составляют экслибрисы - изображения эмблем, пейзажей, архитектурных сооружений и элементов, указывающие на интересы и вкусы, профессиональную направленность владельцев книг. Экслибрис является своеобразной частью внутреннего мира владельца и художника, он предназначен для обобщенного рассказа о владельце, о его характере, интересах, мыслях, вкусах. Техническая изощренность и своеобразие выразительных средств позволяют ему успешно конкурировать с другими видами изобразительного искусства, становиться самодостаточным графическим произведением.
Таковы экслибрисы В.В. Зуева, которые не столько рассказывают о владельце книги, сколько о самом литературном произведении. В «Фиделио» - напряжение и внутренняя энергия персонажей ощутимы в цветовых и композиционных контрастах, соотношениях вертикалей и диагоналей, совмещении мимической неподвижности лиц и экспрессивности позы. Различные грани человеческого бытия и некоторые типы мировосприятия символически обозначены в гравюре «Пандора» сочетанием разных видов перспективных построений. Гипертрофированность черт, диспропорции, неустойчивость положения тела и предметов выражают внутренний дисбаланс личности и ситуации, небольшие вырезы черного цвета на плоскости объекта – недоступность неизведанного.
Экслибрисы на выставке разнообразны по техническим и художественным приемам: тонкая проработка деталей отличает линогравюрный знак С.Е. Кузнецова, переход из обыденного пространства в символическое происходит в акватинте Н.И. Казимова «Центр книжной культуры», в ксилографии Ю.А. Свиреповой сделана попытка довести изображение до уровня архетипа. Сложность чувств и твердость намерений героини отличает экслибрис О.А. Самосюк «Укрощение строптивой». В его композиции - легкая неустойчивость и подвижность линий, разнонаправленность диагоналей уравновешиваются фоновой линией окружности, а изящество растительного орнамента органично легкости характера главных героев.
Ряд миниатюрных графических композиций на выставке не связан с книгой. Лист И.П. Кузьмина из серии «Небеса» вполне самостоятелен, демонстрирует взгляд на вселенское пространство как на геометрически упорядоченное порождение космоса, что легко позволяет сделать техника офорта с ее бесплотным характером изображения.
С.А. Пузыревский в своем листе «Деконструкция «Ночного Дозора» Рембрандта» (карандаш, акварель, тушь, гуашь) выводит материальные объекты, пластические формы, доступные человеческому восприятию, в сферу подсознания.
Конкретная литературная основа в ряде миниатюр, созданных в технике ксилографии. У А.Н. Терентьева - это «Легенда о Тиле Уленшпигеле», в которой сюжетный драматизм воплощает борьба света и тени. Яркие полосы света, будто выхваченные из пустоты, олицетворяют противодействующие стремления, поиски истины. Листы О.В. Щибря к романау Г.Маркеса «Сто лет одиночества» воспроизводят сложное духовное состояние литературного героя. Столкновение штриха и предметных линий, темные пустоты в нижней части композиции, выразительные детали помогают визуально характеризовать человека, для которого вопрос о судьбе не имеет значения, т.к. ответ на него слишком нелегок и очевиден.
Представленные на выставке графические миниатюры открывают завесу в сложный мир символов и мироздания, где происходит столкновение порядка и хаоса.
Кристина Николаева