Сегодня: 11-08-2020

ВЫСТАВКА КНИЖНОЙ ГРАФИКИ О.ЯХНИНА И ЕГО УЧЕНИКОВ И ВЫСТАВКА КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ ИЗ СОБРАНИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ВИТА НОВА», г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ


Итоги выставки

 С 28 октября по 24 ноября в рамках фестиваля «УРАЛ-ГРАФО-II» прошла выставка  книжной графики заслуженного художника России О. Ю. Яхнина и его учеников  «Мастер и ученики», а также  выставка книжной иллюстрации из собрания  издательства «Вита Нова» (г. Санкт-Петербург) 

В иллюстрациях Яхнина герои словно теряются в потоке времени, стремятся выбраться из него, «зацепившись» за вехи человеческой памяти. Их лица «несут» неумолимый отпечаток времени, действующего на человека непредсказуемым, но вполне определенным образом. Их взгляды устремлены в будущее, которое становится все более туманным, ввергающим в отчаяние. Это герои с неопределенным настоящим, растворяющимся в прошлом, и меняющиеся под влиянием сигналов из будущего. Их внутренний мир разбивается о леденящую горечь одиночества и сломленной воли. Человеческая неповторимость становится не более чем краткой вспышкой в бесконечном потоке судеб, лишенных внутренней целостности. Художник создает образы людей, отторгнутых временем, зажатых в тесном пространстве, но стремящихся выйти за рамки слабовольной природы человека.

Ученики мастера продолжают драматическую линию его визуального повествования. Они используют широкий спектр техник - рисунок, шелкографию, торцовую ксилографию, литографию, акватинту и другие. Каждая из них точно соотносится с особенностями художественного языка литературного произведения. Так рисунки К. Митрофановой к повести А. Платонова «Котлован» воссоздают процесс постижения персонажами драматического смысла человеческого существования. Их лица искажены несправедливостью и беспощадным течением времени, их руки безжизненно тяжелы от постоянного физического труда. Эффект болезненной надломленности образов усиливается размеренным и в тоже время прерывистым ритмом организации форм, выявляющим в них конфликт внешнего давления и внутреннего сопротивления. Соотношение размеров фигур с ограниченным пространством точно соответствует смыслу литературного произведения. Отсутствие стремительной смены событий в повести, их символическая наполненность находит отражение в статичности композиции. В рисунках доминирует «остановившееся» время, исключающее воспоминания о прошлом, несущее в себе обреченность и полное лишений настоящее в угоду утопическому и несбыточному будущему. В них остро выявлено истощение духовных сил народа под гнетом лишенной здравого смысла идеологии.

Органичным сочетанием символических знаковых элементов с повествовательными изображениями отличаются иллюстрации А. Мишиной к Евангелию от Марка. Выполненные в технике шелкографии с применением золочения, они являют собой гармоничное взаимодействие евангельского текста с визуальными образами. Полупрозрачное покрытие плоскости страницы золотым цветом - одним из главных в иконописи, словно символическая завеса, которая разделяет мир земного бытия и таинственное, ирреальное пространство божественного космоса. Введение в это мистическое поле священного текста визуально свидетельствует о происхождении слов Божьих.

Редкая сейчас в практике книжного дела торцовая ксилография использована в иллюстрациях И. Ростовой к роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». В них есть тонкое проникновение в духовную проблематику произведения, точно найдены  образы персонажей, прежде всего Квазимодо. Художник не только стремится к повествовательной близости к тексту, но и пытается передать нераздельную связь героя с архитектурой готического собора. Физическая сущность Квазимодо, отчасти его ментальные характеристики подчинены сакральному характеру этого сооружения. Даже силуэтно фигура Квазимодо совпадает с архитектурными элементами собора - скульптурами горгулий, персонажами витражей, становясь необходимым звеном для озвучивания колоколов. Он осмысляется непоколебимым защитником, отличающимся духовной чистотой, физической силой и привязанностью к своему убежищу.

Впечатление недоступности, суровой отдаленности внешнего мира рождают иллюстрации Ж. Саитгалиевой к роману Дж. Кервуда «Песнь дикой собаки». Однако, холодная цветовая гамма, малые размеры персонажей на фоне необъятного зимнего неба сообщают не только об одиночестве каждого появившегося на свет создания и его неспособности противостоять власти безразличной к нему природы, но и всеобщей связанности природного космоса, включенности в него каждого живого элемента.

Большеформатные шелкографские листы А. Зыкиной по мотивам книги Д. Северюхина «Митины сны» - фактически самодостаточные станковые работы. В них художница размышляет о природе сна человека и его взаимодействии с осознаваемой жизнью. Осязаемые и в то же время призрачные силуэты людей, растворяющиеся в пространстве графических листов, напоминают о следе человека во времени, его вовлеченности в постоянную жизнь мироздания. Они вновь обращают к вопросу, поставленному П. Кальдероном: возможно, жизнь, которую мы считаем действительностью, всего лишь затянувшийся сон?

В работах Л. Строгановой присутствует своеобразное исследование различных форм существования материи (серия «Натюрмортов»). Используя сложные техники - литографию, акватинту с ручной раскраской, - автор добивается эффекта одухотворения неживой материи, даже вошедшей в пору увядания. «Античные фантазии» приобщают к исчезнувшему древнему художественному миру. В основе каждой из этих работ лежит принцип иллюзорности, делающий тайное - явным, очевидное - невозможным.

Принципы романтического двоемирия талантливо воплощены М. Вахлялиной в литографских иллюстрациях к сказке Э. Гофмана «Золотой горшок». Ее главный герой Ансельм, захвачен круговоротом чудесных событий, открывающих будничный земной мир иной - фантастической реальности. Художница запечатлела момент борьбы героя с обстоятельствами, когда стрелка весов отклонилась в неопределенную сторону, сообщая о неясности исхода. М. Вахлялина создала таинственную и захватывающую атмосферу, напряженность которой усиливается разнонаправленными диагоналями композиции. Главные персонажи сказки предстают в иллюстрациях исполненными безоглядной решимостью и внутренней энергией.

Наконец, причудливый и парадоксальный мир «Алисы в стране чудес» Л. Кэролла своеобразно воссоздан М. Колышкиной. Завораживающая новизна и фантастическая атмосфера пронизывают все листы этой серии. В них неординарным способом меняются и преобразуются жизненные логические связи. Стремительно развивающееся зрелище представляет собой сочетание диковинных предметов, юмористически окрашенных персонажей, вовлекающих зрителя-читателя в бурный поток фантазии и творческой мысли. В видимых хитросплетениях бессмыслицы отражены особенности прямодушного и правдивого детского восприятия.

Для книжной графики Олега Яхнина и его учеников характерно  глубокое единство изображения с текстом, способность выразить в линиях, штрихах, пятнах скрытую сущность литературных героев и драматическую сложность затрагиваемых тем, невероятные сплетения пространственных и временных элементов произведений. Мастер и его ученики виртуозно используют вариации пластического преобразования формы, раскрывают все выразительные возможности графической линии – от экспрессивности острых контрастов до нежности дымчатой фактуры изображения. О.Ю. Яхнин дает творческую свободу своим ученикам, помогает им искать свой собственный стиль, способы самовыражения, что позволяет молодым художникам  ярко раскрывать различные грани своего таланта.

Кристина  Николаева


ВЫСТАВКА ИЛЛЮСТРАЦИЙ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ВИТА НОВА» (г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) 

В рамках проведения фестиваля «УРАЛ-ГРАФО-II» особо акцентировано внимание  на  книжную графику и искусство книжного оформления, поскольку печатная книга в XXI веке, теряя свои позиции как носитель информации и  активно вытесняемая другими источниками, всё же «остаётся необходимой -  когда человеку нужно вдумчивое чтение и размышление» (У. Эко),  в котором расширить границы восприятия могут помочь зрительные образы, создаваемые соавторами мастеров слова  -  художниками.

«УРАЛ-ГРАФО-II» одной из своих задач ставит представление широкому зрителю работ мастеров отечественной и зарубежной книжной иллюстрации. Оформлению книги, её восприятию как словесно-изобразительного ансамбля уделяет особое  внимание издательство из Санкт-Петербурга «Вита-Нова»  которое представит  свои издания и оригиналы книжных иллюстраций, выполненные художниками Н. Андреевым (к роману Я. Потоцкого «Рукопись, найденная в Сарагосе»), Б. Забирохиным (к древнеисландскому эпосу «Младшая Эдда»), Р. Доминовым (к книге «Индийские сказки и легенды»),  К. Ли (к роману Г. де Мопассана «Милый друг»), О. Михайловым (к повести В. Астафьева «Царь-рыба»), В. Мишиным (к сборнику стихов В. Маяковского «Крикогубый Заратустра»),  Е. Посецельской (к книге М. Цветаевой «Повесть о Сонечке»), Г. А.В. Трауготом (к трагедии И.В. Гёте «Фауст»). 

С 28 окября в библиотеке Белинского в холле 2 этажа представлены иллюстрации Т. Козьминой (к книге В. Даля «Пословицы русского народа»), В. Мыслицкого (к сборнику сказок М. Салтыкова-Щедрина) и  М. Шемякина (к сборнику стихов и песен В. Высоцкого «Две судьбы»). Издательство «Вита Нова», http://www.vitanova.ru/основанное в 2000 г. в Санкт-Петербурге, специализируется на выпуске малотиражных коллекционных иллюстрированных изданий классической и современной литературы, биографических и литературоведческих книг. Издательство работает в основном в рамках нескольких серий: «Фамильная библиотека» («Парадный зал», «Читальный зал», «Волшебный зал» и др.), «Рукописи», «Жизнеописания».

 В сериях «Фамильная библиотека» и «Рукописи» издательство выпускает книги с иллюстрациями мастеров прошлого - А. Агина, А. Алексеева, М. де Бека, П. Боклевского, Г. Доре, И. Крамского, М. Лелуара,- а также  работами наиболее известных современных художников — Б. Алимова, В. Бегиджанова, А. Бисти, Д. Бисти, И. Богдеско, Ю. Ващенко, М. Гавричкова, Б. Диодорова, Б. Заборова, А. Миннекаева, Р. Доминова, А. Кабанина, М. Майофиса, В. Мишина, Ю. Норштейна, С. Острова, Ю. Перевезенцева, С. Русакова, Г. А. В. Траугота, А. Флоренского, С. Чепика, М. Шемякина, Ю. Штапакова, О. Яхнина и др. Все книги серии снабжены обширным справочным аппаратом, комментариями и статьями ведущих литературоведов и искусствоведов: И. Голенищева-Кутузова, Н. Демуровой, И. Кудровой, Э. Кузнецова, Г. Лесскиса, Ж. Нива, М. Петровского, Д. Северюхина, М. Чудаковой и др.

В серии  «Жизнеописания» «Вита Нова» издаёт как уже ставшие известными работы: К. Кларк «Леонардо да Винчи», Р. Масси «Петр Великий», А. Труайя «А. С. Пушкин», Н. Богомолов и Дж. Малмстад «Михаил Кузмин», А. Манфред «Наполеон Бонапарт», Э. Доннерт «Екатерина Великая», так и новые  биографические исследования: А. Познанский «Петр Чайковский»; С. Фирсов «Николай II»; Н. Демурова «Картинки и разговоры», В. Шубинский «Михаил Ломоносов», О. Лекманов и М. Свердлов «Сергей Есенин» и др.

Продолжая традиции книжной культуры XIX–XX вв., «Вита Нова» создает особые экземпляры изданий: ограниченная часть тиража каждой из книг, выходящих в сериях «Фамильная библиотека» и «Рукописи», отличается особым оформлением, а также наличием специальных приложений — изобразительных, литературных и т. п. Такие книги отличает другой цвет переплета, золотой или серебряный трехсторонний обрез, специальный футляр. Особые экземпляры книг, выпущенных в серии «Рукописи», снабжены авторскими оттисками гравированных иллюстраций, иногда вручную раскрашенными художником, или папками с комплектом гравюр, подписанных художником. Все особые экземпляры пронумерованы; их тираж в каждом случае не превышает ста экземпляров.

При издательстве работает Мастерская авторского переплета, создающая художественные переплеты по технологии XVIII–XIX вв. с использованием кож ручной выделки, драгоценных камней и металлов.

 «Вита Нова» регулярно проводит выставки оригиналов иллюстраций, созданных специально для выпускаемых издательством книг. Выставки из коллекции издательства состоялись в ГМИИ им. А. С. Пушкина (Москва), Государственном Эрмитаже (СПб.), Государственном музее А. С. Пушкина (Москва), Государственном Театральном музее им. Бахрушина (Москва), Фонде русской культуры (Москва), библиотеке-фонде «Русское зарубежье» (Москва), ЦВЗ «Манеж» (СПб.), Союзе художников (СПб.),  Всероссийском музее А. С. Пушкина (СПб.) и др.

Некоторые дипломы и награды издательства:

  •  «Золотое яблоко» Международной биеннале иллюстрации в Братиславе
  • Гран‑при конкурса «Золотая книга России»
  • «Книга года»
  • «Лучшие книги года»
  • «Искусство книги. Традиции и поиск»
  • «Человек книги»
  • «Сделано в Петербурге»
  •  «За лучшее художественное оформление книги»
  •   «Серебряная литера»
  •  «За возрождение лучших традиций мировой книжной культуры»
  •  «Алые паруса» в номинации «Лучшие иллюстрации»
  • Диплом газеты «Известия» «За полет фантазии с точным приземлением»

 В оформлении книг используются работы как классических мастеров, так и известных современных художников, - как правило, это новые циклы, выполненные по заказу издательства. «Вита Нова» привлекает к своим проектам очень разных иллюстраторов и дает им широкий простор для опытов с фактурой и цветом, с реальным или символическим языком книжного рисунка, с различными способами прочтения текста. Издательство не замыкается в рамках одного направления: выставка представляет весь спектр современных художественных течений Санкт- Петербурга и не только.

«Дело не только в том, что иллюстрации представляют самостоятельную эстетическую ценность, сравнимую с ценностью литературного произведения,- дело в том, что подобная практика созвучна главной идее издательства: книга - тотальное, абсолютное произведение искусства - от переплёта до комментариев, от иллюстраций до собственно текста.  За 10 лет «Вита Нова» переросло понятие издательство: сейчас это арт-проект, объединяющий людей самых разных искусств» - говорит генеральный директор издательстваАлексей Захаренков.

«Работа издательства с серьезными современными иллюстраторами (большая редкость в сегодняшнем книжном мире) - его  несомненная заслуга. <…> «Вита Нова», так явно приверженная традиции старинных иллюстрированных изданий, отнюдь не боится при этом вторжения в свои по-старому солидные книги живого языка и смелой, нередко парадоксальной фантазии современных художников», - пишет авторитетный художественный критик Юрий Герчук.

География издательства почти всемирна: с ним сотрудничают академик Российской Академии художеств (РАХ) Мюд Мечев (Москва), членкор РАХ Борис Непомнящий (Новгород), прославивший русское искусство за пределами России Борис Заборов (Париж), обладатель Гран-при Осеннего салона в Париже Сергей Чепик (Франция), легендарные художники Г. А. В. Траугот (Петербург—Париж), классик детской иллюстрации Борис Диодоров (Москва), грузинская художница Лоретта Абашидзе-Шенгелия (Тбилиси), молодой талантливый график Владимир Зимаков (Лос-Анжелес).

В иллюстрациях к книгам издательства представлены самые разные индивидуальности и полярные эстетические принципы - от умеренного консерватизма до изощренного постмодернизма. Эксцентрический символизм рисунков Михаила Шемякина соседствует с весёлым примитивизмом Александра Флоренского, романтические рисунки Михаила  Гавричкова — с мужественной архаикой Юрия Люкшина, лирический юмор создателя мультипликационного льва Бонифация Сергея Алимова — с фантастическим реализмом одного из крупнейших театральных художников России Эдуарда  Кочергина.

Настолько же широк диапазон художественных техник в книгах издательства: литографии Бориса Забирохина, обладателя престижной международной награды - приза «Золотое яблоко» международной биеннале иллюстрации в Братиславеофорты Юрия Ващенко,признанные в Британии одними из лучших иллюстраций к Кэрроллу, линогравюры Юрия Штапакова, выполненные в технике «сухая игла», монотипии Валерия Бабанова, надглазурная роспись по фарфору арт-директора Императорского фарфорового завода Сергея Русакова, порошковая техника (молотый кофе, стекло, фотография) лауреата премии «Человек книги» Светланы Филипповой и многие другие изобразительные методы.

Книги издательства представлены в собрании Государственного Эрмитажа, ГМИИ им. А. С. Пушкина, в библиотеке Президента РФ, других российских и зарубежных музеях и частных коллекциях.