ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА РОССИИ СЕРГЕЯ АЛИМОВА (г. МОСКВА)
Итоги выставки
26 сентября в большом зале Свердловского отделения Союза художников состоялось открытие выставки иллюстраций к поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души", выполненных в технике шелкографии Народным художником России Сергеем Алимовым (г. Москва). Автор, сам представлявший работы, отметил, что работает над данной серией уже почти 40 лет, сначала создавая рисунки, затем – литографии, но именно в технике шелкографии было найдено наиболее адекватное воплощение творческих замыслов.
«Мертвые души» Н.В. Гоголя – один из лучших текстов, когда-либо сочиненных на русском языке. Иллюстрирование этого вербального шедевра требует не только бережного, уважительного отношения к первоисточнику, но и соблюдения «параллельности» его содержанию и форме, образному совпадению в основных смыслах, а также формообразующих средствах и приемах. То есть, если выразиться в современном научном стиле, необходимо быть конгруэнтным гоголевскому тексту. И не просто быть, а обязательно убедить в этом пластически.
С.А. Алимову эта непростая задача оказалась по силам. Его литографическая серия – это не сухой и формальный текстовый перевод, а безусловно убеждающая художественная версия на тематику поэмы Гоголя. Точнее, одна из возможных метатекстовых метаморфоз, раскрывающая взаимосвязи вербального и визуального творчества, дающая новый взгляд на «привычное классическое», а по сути продолжающая развитие заложенных в первоисточнике идей.
Серия Алимова не воспринимается как набор разрозненных, отдельных эпизодов, несмотря на специфику графики, жестко замыкающей материал в рамках листа (или определенного количества листов). Взаимосвязанность листов серии преодолевает дискретность (точечность) предъявления пластического материала. Композиции-фрагменты сочетаются в единый поток образной информации, подобно тому, что происходит в спектаклях, рисованных фильмах, для которых обязательна незаметность «склейки» эпизодов и направленность на формирование целостного пространственно-временного образного массива.
Художник добивается такой целостности серии за счет строгого следования сюжетно-событийному ряду литературного первоисточника, стилистической целостности шелкографических листов, а также объединяющему серию динамичному диагонально-штрихованному фону. Стремительный диагональный штрихованный фон становится своеобразной метафорой, создающей аллюзию на гоголевскую строку «… не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит наводящее ужас движение?...». Впрочем, художник, как и сам Гоголь, не пытается «навести ужас» на читателя-зрителя. Это всего лишь прием гиперболизации, активный, необходимый троп.
Известное пристрастие писателя к гиперболе художник вообще поддерживает повсеместно, делает гиперболу «мотором» всей серии. И это видится органичным и закономерным, так как свидетельствует о единстве формообразующих средств и приемов писателя и художника. Художник ориентируется на приемы Гоголя, а, стало быть, осуществляет формообразующие коммуникации, которые сближают оба художественных текста – литературный и графический.
Вообще «перевести» гиперболы Гоголя на изобразительный язык в прямом смысле, наверное, невозможно. Гоголевская гипербола имеет свойство перетекать в метафору, чем создается особый гиперболо-метафорический смысл. И это у Гоголя почти повсеместно – от «неслыханных усов Маврокордато, Миаули и Канари, от которых дрожь проходит по всему телу», до коней из знаменитой птицы-тройки, что «почти не тронув земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху».
Алимов убедительно доказывает, что если не впрямую, то косвенно гиперболо-метафорический язык Гоголя вполне переводим в пластический ряд. Об этом можно судить, например, по эпизоду Чичикова с Ноздревым, где главный герой, как мышка в норку «улизывает» от гигантского, безразмерного Ноздрева. Такая гипербола-метафора Алимова к тому же расширяет смысловое поле известного событийного фрагмента.
Вообще компонирование пластического материала, внесение в него авторских элементов – контрастов, резкого сопоставления планов, обобщенности рисунка – Алимовым производится «в контакте» с содержанием гоголевского текста, к которому художник относится бережно и уважительно. Содержание листов серии (под которым мы будем понимать логически и эмоционально воспринимаемые смыслы текста «Мертвых душ») с одной стороны несет «гоголевские интонации» – определенность и четкость образов, иронию, юмор, сопереживательность, меткость характеристик, предчувствия и прозрения; с другой – получает что-то новое, алимовское,связанное с опытом и миросозерцанием современного художника. Все это оформляется в восприятии зрителя в совокупный литературно-пластический материал, в котором художник рядом с «жизненным» гоголевским текстом, параллельно ему выстраивает свой текст, в котором появляются маски, анимированные персонажи-типажи, театрально-кинематографические приемы и многое другое, чего нет у Гоголя, но что органично и точно «прирастает» к его удивительному тексту.
«Мертвые души», – какие смыслы вложил писатель в это ставшее нетленным российским символом словосочетание?
Характеристика ли это тех ушедших из жизни бедных крепостных, которых Гоголь обессмертил своим словом – Степана Пробки, плотника трехаршинного роста; Еремея Скороплехина, в Москве торговавшего и приносившего барину оброк по пятисот рублей; Милушкина, кирпичника, умевшего поставит печь в любом доме и многих других?
А может писатель имеет в виду под «мертвыми душами» всех своих ставших знаменитыми в веках персонажей – Чичикова, Коробочку, Ноздрева, Манилова, Собакевича, Плюшкина и прочих знатных обитателей, включая бюрократа-взяточника Ивана Антоновича, который «кувшинное рыло»?
К тому же Николай Васильевич Гоголь сам дает нам и еще один ключ: «как мертва книга перед живым словом». Но без книг не обойтись. Так же как и без талантливых иллюстраций к ним. Таких, какие раскрыл для нас, зрителей, Сергей Александрович Алимов, понимающий и любящий Гоголя художник.
А. Степанов
Т. Степанова
http://itar-tass.com/ural-news/1469309
http://www.ural.aif.ru/dosug/free/1345902
http://vesti-ural.ru/21952-vystavka-illyustratora-sergeya-alimova-otkrylas-v-uralskoj-stolice.html