Сегодня: 05-12-2024

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ЦВЕТНОЙ ЛИТОГРАФИИ НИКОЛАЯ ВОРОНКОВА «МАСТЕР И УЧЕНИКИ» (МОСКВА)


Итоги выставки

19 АВГУСТА ОТКРЫЛСЯ ВТОРОЙ  ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ-БИЕННАЛЕ "УРАЛ-ГРАФО" 

   Народный художник РФ, мастер цветной литографии Николай Львович Воронков  в рамках фестиваля-биеннале «Урал-графо-II» и к 80-летнему юбилею представил  более сорока работ, связанных с русской литературой, - портреты русских писателей-классиков (Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого,  И.А. Бунина), иллюстрации к стихотворениям и рассказам И.А. Бунина,  повести Г. Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»,  а также серии пейзажей, связанные с теми или иными географическими пространствами: Чукоткой, Исландией, Италией, Россией и т.д. Это была первая персональная выставка известного отечественного графика, и Екатеринбург по праву может гордиться этим фактом. 

 Николай Львович  родился в 1934 году в г. Москве,  в 1960 г. окончил МГХИ им. В.И. Сурикова (учился у  Е.А. Кибрика и Д. А. Шмаринова), а затем Творческую мастерскую Академии художеств. С 1991 г. является действительным членом Российской Академии Художеств, с  1992 г. - секретарем правления Союза Художников Российской Федерации, Председателем комиссии по приёму в СХР в секции «Графика», которую и курирует. Активно участвует в организации всероссийских выставок графики, составляет к ним каталоги, сопровождая их вступительными статьями. Н. Л. Воронков - куратор Дома творчества «Челюскинская», руководитель творческих практик, руководитель мастерской цветной литографии и книжной иллюстрации в МГУП им. Ивана Федорова (также долгое время руководил  литографской мастерской МГАХИ им. В.И.Сурикова).

Работы Н.Л.Воронкова отмечены многочисленными наградами, в т.ч. Серебряной медалью Академии художеств за иллюстрации к произведениям С.Есенина, Первой премией Всемирной выставки «Охота», его выставки  регулярно проходят в России и за рубежом. Произведения этого выдающегося графика находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, в галереях и музеях Красноярска, Архангельска, Магадана, в частных коллекциях США, Германии, Австрии, Японии, Франции.

Техника цветной литографии, в которой работает мастер, наиболее свободная  графическая печатная техника, близкая к непосредственному рисованию. Выразительные качества литографии заключены в контрастных сочетаниях светлых и тёмных пятен, характерных штрихов и линий, переливах тональных градаций, ей доступны декоративные,  живописные,  пластические  изобразительные средства, в особенности усиленные цветом. Оригинальность графического мастерства Н. Воронкова заключается в том, что практически в каждом его печатном листе непременно  читается природный мир, где эмоциональная авторская реакция на происходящее соединяется с образным осмыслением.

 В рамках данной экспозиции наиболее ярко это выражено в печатных листах к произведениям  русского поэта и писателя И.А. Бунина, в творчестве которого природа всегда была  созвучна его внутренним настроениям, а все природные процессы преломлялись под углом его субъективных эмоциональных и философских переживаний. Писатель на портрете  выступает рафинированным, утончённым аристократом, органически выросшим на русской земле, воспитанным в дворянском имении, не представляющим своей жизни, в т.ч. в искусстве, без русской почвы, без русской культуры (известно, как мучительно Бунин переживал эмиграцию), поэтому собака на переднем плане, дворянская усадьба  - на дальнем, а также деревья, трава,  река, рыбак с удочкой - всё это символы, знаки  некоего  русского мира, который был разрушен трагедиями XX века. Природа в творчестве Бунина выступает как вечный родник духовной чистоты и жизненного трепета,  восторга перед красотой мира, и подобное её прочтение оказывается соразмерно творчеству Николая Воронкова. Симфоническое звучание поэтических строк бунинского «Листопада» и литографий Н.Воронкова  заключается именно в самостоятельном, но созвучном понимании природных явлений двумя разными  авторами,  передающими тончайшие оттенки субъективных  переливов  через сотворение пейзажа; наблюдая за изменяющейся картиной природы, они размышляет о течении человеческой жизни, и на первый план здесь выступают здесь  нежность, восторг, влюблённость в естественную красоту неба, облаков, деревьев, воды, птиц и т.д.  И. Бунин делает это через художественные приёмы поэтической речи, а Н. Воронков - через зрительные образы.

Чёрно-белые иллюстрации Н.Воронкова к повести Г. Троепольского «Белый Бим - Чёрное ухо», несмотря на то, что, прежде всего,  связаны с миром людей, всё же принадлежат миру природы. История шотландского сеттера (своего рода олицетворения всего искреннего и чистого, что  есть в человеке, идущего именно из природного мира, в отличие от цивилизации  - с её расчётливостью, корыстолюбием и лживостью) - это история нежного, верного, доверчивого существа, которое невероятно страдает от жестокости и равнодушия людей, хотя и самые светлые и радостные чувства он  переживает тоже благодаря людям. Создавая образы собаки и хозяина, автор словно рассказывает историю формирования глубокой внутренней связи и  отношений с другими людьми, передавая гамму эмоциональных переживаний и характеры взаимодействий изобразительными средствами: светотеневыми контрастами пятен, заливок, ритмов, линий, штрихов. Сочетание разных планов (одновременно сверху и сбоку) позволяет зрителю уловить и возможное видение происходящего глазами диких животных и птиц (в сценах охоты), и взгляд собаки, живущей с хозяином, уже не принадлежащей собственно природному миру, и собственно человеческое прочтение тех или иных явлений.

Не менее выразительны пейзажи Н. Воронкова - то передающие радость от только что прошедшего дождя, ещё блистающего в лужах,  то выражающие удивление от причудливой  красоты  сложного единства природы и культуры, то поющие гимн возвышенной красоте античной классики, то  напоминающие о женщине как о неиссякающем источнике света, тепла, любви  и утончённой поэтичности.

Особый интерес вызывают большие портреты классиков русской литературы: Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого,  А.П. Чехова. Каждый из этих писателей воплощает не только свой самобытный путь в искусстве, но, будучи светочем  литературоцентричной русской культуры, это своего рода идеал для современников и потомков, символ духовной устремлённости, внутреннего развития, возможного варианта совмещения творческого и социального путей. Портреты Н. Воронкова, апеллируют к известным, хрестоматийным портретам писателей, но при этом имеют совершенно самостоятельное прочтение их образов, это портреты собирательные, скорее, обобщённые символы, нежели живые люди (отчётливо читается отказ от пластических объёмов и уход в сторону некоторой уплощённой деформации фигур). Все портреты отличают общие черты - множество декоративных элементов, образующих сложную ритмическую игру (обои, мебельная обивка, корешки книг), наличие деталей-символов (среди которых обязательно  знаки писательского труда – рукописи, перья, карандаши, книги и т.д.), активный колорит (тожественно звучащие аккорды красного с золотым), но при этом в каждом подчёркивается некая характерная творческая и личностная черта.  Изобразительная насыщенность и многоплановость портретов указывает, очевидно, на внутреннюю сложность и многомерность.

 Так, в портрете Н. В. Гоголя  зритель сразу обращает внимание на загадочную улыбку, на огонь свечи, освещающий лицо писателя, усиленный своеобразным эффектом гало, перечёркнутого крестами воздушных потоков (мистика в жизни Гоголя, его отношения с Богом). При взгляде на  Ф.М. Достоевского зритель легко вспоминает  портрет В.Г. Перова, где  писатель изображён внимательным, проницательным созерцателем, замкнутым, погружённым в свои мысли; в интерпретации Н. Воронкова все эти смыслы концентрируются, а образ писателя приобретает трагическое звучание: внутренняя замкнутость, сконцентрированность на духовных переживаниях, погружённость в глубины подсознания  передаются через световой акцент головы, непропорционально узкую фигуру, жест напряжённо ссцепленных рук, отсутствующий для внешнего наблюдателя взгляд, тревожно  звучащие  контрасты красно-охристого, золотого и  тёмно-зелёного.  Л. Н. Толстой (портретов его только при жизни написано было более сорока), которого называли совестью нации, предстаёт перед зрителем философом-мыслителем, мудрым старцем, прошедшим тяжёлый, выстраданный собственными поступками, мыслями и раскаянием духовный путь. Портрет А. П. Чехова сразу заставляет вспомнить зрителя о единственном прижизненном портрете  этого писателя кисти О. Браза, где  он предстаёт холодным, несколько манерным, и, по  словам М. Волошина, именно здесь Чехов «на портреты свои не похож...». Однако Н. Воронкову удалось при некотором внешнем сходстве с бразовским  портретом раскрыть внутренний мир писателя, передав его внутреннюю сосредоточенность, скромность, деликатность - через  позу, жесты рук, взгляд несколько увеличенных - из-за пенсне - глаз.

Кроме самостоятельной  творческой деятельности Н. Воронков  также является куратором Дома творчества «Челюскинская», руководителем творческих практик; будучи одним из выдающихся литографов России, он сохраняет и передаёт эту редкую сейчас технику в мастерской цветной литографии и книжной иллюстрации в МГУП им. Ивана Федорова (также долгое время руководил  литографской мастерской МГАХИ им. В.И.Сурикова). Многие ученики Н.Л. Воронкова - заслуженные художники, члены Российской академии художеств, активно занимаются творческой деятельностью, имеют награды российских и международных конкурсов и выставок, работы некоторых из них отмечены медалями РАХ.

Техника литографии (от греч. lithos - «камень» и grapho - «пишу, черчу») -  наиболее свободная  графическая печатная техника, близкая к непосредственному рисунку. Выразительные качества литографии заключены в контрастных сочетаниях светлых и тёмных пятен, характерных штрихов и линий, переливах тональных градаций, ей доступны декоративные,  живописные,  пластические  изобразительные средства, в особенности усиленные цветом, она построена на использовании формы, когда  все элементы печатного листа расположены на одной плоскости и различаются лишь свойствами задерживать или отталкивать краску. Для цветной печати (цветной литографии или хромолитографии) изготавливают формы для печатания каждой краской.

Работы учеников Николая Воронкова, представленные в рамках фестиваля «Урал-графо-II», в той или иной степени несут влияние мастера: их   отличает тонкое проникновение в литературное произведение, свежесть чувств, радость  восприятия, чистота и  светоносность колористической тональности цветных литографий.  Обращение к творческому наследию и жизненному пути  В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, к теме дворянской культуры XIX века как средоточию некоего идеала русского общества для молодого поколения художников далеко не случайно: работы Е. Абдуллаевой, О. Бутко, М. Дружининой, М. Каменской, Н. Котляровой, Ю. Леонычевой, А. Пономарёвой, Д. Окулич-Казарина, Н. Чехониной,  А. Шеваровой и др. переносят зрителя в поэтический мир дворянских усадеб, где воспитываются будущие служители России, с высоким кодексом чести, с любовью к Отечеству, поэтически выраженному через трепетное любование родной природой. Обращение к образам  древнерусской культуры в работах Ю. Леонычевой, Н. Чехониной и др. позволяет заново переосмыслить значение христианства для исторического пути России, а  литографии Т. Карп, М. Кузнецовой, А. Шеваровой дают зрителям возможность приоткрыть для себя практически неизвестный сейчас мир народной лубочной культуры.

Свой изысканный дар цветовой оркестровки печатного листа, лирический настрой,  умение вживаться в особую поэтику разных авторов мастер Николай Воронков щедро дарит своим ученикам, продолжающим и развивающим оригинальный путь своего учителя, а они, продолжая традиции мастерства, сохраняют и русское культурное наследие. 

Галина Шарко