ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ А. РЖАКОВА "БЛАГОДАТЬ"
Итоги выставки
Выставка живописи А. Ржакова "Благодать"
19 июня в 18 ч. в малом зале Союза художников открылась выставка живописи «Благодать», представляющая около тридцати пейзажей художника Андрея Ржакова. Молодой, ищущий собственный путь художник, влюблённый в родную природу, окрылённый своими постепенно разворачивающимися способностями передать красками тот мир, который открывается для него не только снаружи, но, главное, изнутри, втягивает в орбиту своей любви каждого, кто прикасается к его творчеству.
Тема благодарения, восприятия жизни как благодати с XIX века - одна из центральных, получивших множественные трансформации и многогранные интерпретации (и религиозно-идеалистические, и материалистические) в русской философии и литературе (у А. Бестужева-Марлинского, М. Бакунина, Н. Чернышевского, Н. Чайковского, Л. Толстого). Изобразительное искусство не осталось в стороне от воплощений данной темы: достаточно вспомнить имена величайших русских пейзажистов: П. Васильева, К. Саврасова, И. Левитана, И. Шишкина и многих других, чтобы понять, насколько образ природы созвучен русскому мировоззрению. Несмотря на многомерность трактовок, основой для прочтения этой темы было восприятие идеи блага и благодати как идеи мироздания, мироустройства, где природа (или Бог) - источник жизни, а жизнь есть благодать, и задача человека - осознать её, вокруг и в нём самом присутствующую, принять и выстроить свою жизнь в соответствии с нею. Конечно, трагические события русской истории XX века исказили подобное восприятие природного мира, однако уже в веке XXI можно наблюдать некий возврат к прежним идеалам - природа воспринимается через человека и его жизнь как неиссякаемый источник красоты, радости, духовного трепета, высшей благодати, даруемой свыше каждому просто так - нужно только уметь всё это увидеть и услышать. Даже конкретные памятные, знаковые для местных жителей места (Тобольский кремль, мужской монастырь в Верхотурье) словно вырастают из пейзажа, являясь органичным, неотъемлемым элементом общей (природной и человеческой) жизни.
Все работы А. Ржакова - уральские пейзажи, связанные как с эмоциональным состоянием художника, так и с некоей таинственной заданностью мироздания, находящей адекватный отзвук в душе художника. Более того, поскольку природа в интерпретации автора всегда созвучна его настроению, и в этом природном мире обитают люди - плоть от плоти от могучих камней, от прихотливо раскинувших свои воды рек, - то совершенно естественными выглядят некоторые элементы деревенского бытия, вырастающие из самих пейзажей. Уральская деревня, вырастающая из пейзажа, одна из вариаций пейзажного жанра, и автор без устали её развивает, сострадая и любуясь красотой деревенского вида, размышляя и об истоках родной культуры, и о неизбежности гибели целого её пласта - при молчаливом бездействии людей.
Все полотна А. Ржакова отличают естественность и свежесть живописи, просветленность воздуха и почти физически ощутимая достоверность изображения небесных просторов, талого снега, молодой зелени, цветущих деревьев, замшелых камней, старых деревянных домов. Поскольку все пейзажи написаны автором с натуры, их отличает непосредственность и живость, каждое полотно наполнено особым настроением, переживаемым автором. И почти на каждом холсте - манящий горизонт, который столь часто звучит на полотнах русских художников. Горизонт словно тянет вдаль, к освоению пространств, к чему-то более возвышенному, он всегда что-то обещает, вселяет неясную надежду, часто растворяясь в неясной дымке, символизирующей недостижимость мечты, которая всегда прекраснее реальности («Ворота в небо», «Весенняя Чусовая», «Август. Вечер». «Весеннее утро. Кын», «На краю вечности», «Мелодия весны» и др.
Через изображение конкретных пейзажей - лугов, лесных далей, широких просторов, деревенских домов, монастырей - зритель обретает обобщённый смысловой заряд, несущий понимание органичной спаянности автора и этой земли, красивой неброской, сдержанной красотой природы северных широт, где живут люди, ищущие ответы на какие-то самые главные в жизни вопросы. Через панораму уральских просторов художник поёт гимн родной природе и сочувствует своему народу.
Большое значение для работ А. Ржакова имеет несколько форсированный цвет, придающий изображению оттенок необычности, неординарности, передающий через интенсивность колористического звучания напряжённость духовно-эмоциональных переживаний. Градации цвета, проработанные тоновые перетекания, взаимодействия световоздушной среды и цвета помогают создать настроение, которым художник созвучен с настроением пейзажа. Глубоко личностный пейзаж А. Ржакова лиричен, созвучен тому состоянию, которое привлекло его в природе.
Выставка «Благодать» позволяет зрителю задуматься о том, что значит пейзаж для художника, зрителя, для времени, в котором они живут. Воспринимая и осмысляя видимую натуру, художник превращает природу подлинную художественную и эстетическую ценность, в источник благодати и жизни. Без сомнения, тонкого и думающего молодого художника Андрея Ржакова ждёт ещё множество творческих открытий, которыми он щедро поделится со зрителями.
Галина Шарко