ВЫСТАВКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА "ТОТЕМ"
Итоги выставки
Всякое новое «увидение» вызывает революцию.
Мы привыкли к шаблону - к желтому солнцу,
синей луне, голубому небу и т. п.
Мы же должны все время делать открытия…
А. Родченко
ВЫставка экспериментального искусства "Тотем" прошла в большом выставочном зале СХР с 15 мая по 27 июня 2014 г.Современное искусство столь сложно и разнообразно, что споры по поводу этого явления порождают невероятное множество толкований, зачастую противоречащих друг другу. Уже XX век - век разочарований, конфликтов, поисков и открытий во всех сферах деятельности - задал такую мощную культурную динамику, что ни политика, ни религия, ни философия, ни наука зачастую не могли ответить на вопросы и требования времени, и только искусство пыталось выразить всё многообразие мира через новые формы. Искусство, прежде развивавшееся в среде профессионального сообщества, почти всегда в рамках неких стилей и направлений, потеряв цельность, разделившись на множество течений, стремилось запечатлеть современную жизнь всеми возможными способами. Как говорил один из основателей дадаизма французский художник М. Дюшан, «картины стало уже невозможно писать… если вы можете найти иные формы самовыражения, вы должны ими воспользоваться». XX век действительно дал возможность высказаться индивидам, и отдельные художники становятся основателями и даже единичными представителями целых направлений. Смешались виды и жанры искусства, искусство вышло из выставочных залов на улицы и площади, привлекая массы зрителей, становящихся соучастниками творческого процесса.
Век XXI, продолжив тенденции предыдущего столетия (отсутствие единого стиля, индивидуализм, игровое начало, бесконечные поиски и т.д.), ещё больше усложнив картину мира, вновь оказался перед лицом новых вопросов и вызовов. В. Брюсов утверждал, что искусство «есть не что иное, как постижение мира другими, не рассудочными методами, оно сравнимо с откровением, творчество есть приотворенные врата в Вечность», он отмечал, что показания органов чувств дают нам приблизительное и даже ложное представление. Избирательно воспринимая информацию об окружающем мире, они, по существу, переносят на мир свойства человеческого восприятия мира. Но мир сам по себе не таков, и наука не способна выявить подлинное описание мира. Только искусство может дать «просветы - те мгновения экстаза, сверхчувственной интуиции, которые дают иные постижения мировых явлений, глубже проникающие за их внешнюю кору, в их сердцевину... Искусство начинается в тот миг, когда художник пытается уяснить самому себе свои темные, тайные чувствования».
ВЫставка экспериментального искусства "Тотем" прошла в большом выставочном зале СХР с 15 мая по 27 июня 2014 г. В экспозиции были представлены работы В. и Л. Анциферовых, А. Баландина, И. Кузнецова, А. Таксиса, А. Чернышова, А. и Т. Степановых, Е. Манеровой, Д. Бородина, Н. Ложкина, Е. Гладышевой, А. Метелёвой, В. Маргаряна, А. Потоскуева, В. Корьякина, В. Ганзина, Н. Павловой и др., которые, с одной стороны, понимают тотем вполне традиционно: тотем («его род» на языке североамериканских индейцев) - животное или растение, мифический первопредок, связанный узами кровного родства с людьми какого-либо племени, обладающий магической силой; тотем - символ высших смыслов и сил, которые человек может реализовать в течение жизни, он объект религиозного культа, и именно через тотем человек переживает чувство мистической сопричастности с миром живых и мёртвых, обретает знания и может постичь тайны мироздания, а с другой, - трактуют тотем гораздо шире, в свете современности: тотем - этот тот мистический источник, из которого художник черпает вдохновение, это те высшие смыслы, которые таятся во внутреннем пространстве творца, это родственное автору существо или предмет; по словам А. Баландина, «тотемом может быть даже мобильный телефон». Потому современные предметы и материалы - неотъемлемые элементы выставки.
По замыслу организаторов выставочный зал должен был напоминать лес, который всегда воспринимается людьми как место таинственное, опасное, непредсказуемое, как пространство для испытаний и посвящений, через которое нужно пройти, но можно и заблудиться в нём (символически это испытание можно воспринимать как путь обретения знаний, преодоления некоего уровня, достижения определённой ступени духовного развития). Поскольку ассоциативно лес также связан с глубинами человеческой души, прохождение по выставочному залу можно интерпретировать как погружение в поток ощущений от воспринимаемых визуальных образов, как блуждание по лабиринтам переживаний, как поиски новых смыслов; это своего рода Terra incognita («таинственная, неизвестная земля») внутреннего мира каждого, кто попадает в это мистическое пространство и находит что-то незнакомое в себе.
Каждый автор предлагал свой настрой, свою интонацию, которую должен был подхватить зритель - именно в такие моменты рождается диалог, совместное проигрывание какой-то заданной и вместе с тем непредсказуемой партитуры, которая для всех всегда звучит по-разному. Совместными усилиями зритель и художник пытаются достичь одной цели - настроить и сохранить внутреннюю гармонию и гармонию мира. Определяет этот диалог художник, который может помочь каждому пришедшему на выставку человеку увидеть то неведомое в себе и в мире, о чём он, может быть, догадывается, но не может выразить. В неустойчивом неравновесии современного мира искусство иногда оказывается единственным прибежищем, поскольку оно «сравнимо с откровением и связывает нас с Вечностью».