ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ ИГОРЯ БУШУЕВА
Итоги выставки
Юбилейная выставка живописи Игоря Бушуева
Творчество Игоря Бушуева хорошо известно екатеринбургскому зрителю. Художник во втором поколении (Игорь - сын В. Бушуева и Л. Сгибневой), он закончил художественное училище им. И.Д. Шадра и архитектурную Академию, органично включившись в художественную жизнь уральского региона. И.Бушуев активно участвовал и участвует в выставках разного уровня, не переставая удивлять и радовать поклонников своего творчества разнообразием тем и направлений, свободным выбором жанровых предпочтений работ, сложностью и многомерностью живописного языка.
Данная экспозиция, приуроченная к юбилею автора, знакомит зрителя как с творчеством художника в 90-е годы, так и с новыми работами. И. Бушуев черпает вдохновение в окружающем мире, в близких людях, в мировом культурном наследии, всякий раз заставляя зрителей не только замирать перед красотой живописного полотна, но и задумываться, погружаться в полотно, разворачивая множество смыслов, заложенных в произведениях автора. Портреты, натюрморты, жанровые и тематические картины позволят посетителю экспозиции пережить гамму различных мыслей и чувств.
Пожалуй, одной из наиболее важных работ И. Бушуева можно назвать полотно «Художник из Толедо», где перед зрителем возникает крупная фигура художника, выдвинутая к передней плоскости холста; город на дальнем плане словно уходит из-под его ног, а сам он стремится ввысь в извечном духовном натяжении, должном преодолеть земные тяготения, привязанности и оковы. Контрасты в сочетании со светотенью и линейной перспективой создают ощущение пространственной глубины. Психологической кульминации достигает автор в изображении просветлённого лица Эль Греко, столь человеческого и столь одухотворённого, впечатление от которого усиливается отстранённо-созерцательным и одновременно пронзительно-трепетным взглядом художника. При всей формальной статичности композиции её переполняет мощнейшая внутренняя динамика, выраженная в цветовых, светотеневых, теплохолодных контрастах жёлтого и голубого, светлого и тёмного. Клубящиеся массы облаков и словно вторящие им одежды художника, намеренно вытянутые пальцы левой руки, сжимающей кисть, и правой, беззащитно замершей, словно лишённой энергии, выразительная игра линий и сложных рефлексов вносят экспрессивность переживаний. Отдельные элементы рождают сложное симфоническое звучание полотна, и зритель словно прочитывает страницу за страницей этот многомерный текст, слышит разные голоса, звучащие в ансамбле. Создавая образ испанского живописца XVI- XVII вв., живописец вкладывает в него собственное отношение к призванию художника и заставляет задуматься об этом коллег по цеху. Своеобразным подношением Эль Греко можно считать и картину «Хариты» - утончённую, пронзительно-нежную, трагичную - с силу недосягаемости человеком божественной Красоты (художник передаёт палитру чувств средствами живописи - через драматические контрасты).
Тема художественного призвания отчётливо звучит и в представленных на экспозиции портретах: «Сева», «Алексей», «Евгений», «Николай», «Данила», с одной стороны, точно передают внешность, выражают индивидуально-конкретную личность, с другой, - художник с помощью особого метафорического языка может через предметы, одежду, жесты, пластику тела передать внутреннюю сущность близкого человека. Для И. Бушуева интересен человек, который стоит в центре его внимания; путём заострения определённых особенностей или характерных жестов автор пытается сложный мир человеческой личности. Кисть художника моделирует фигуры, зачастую растворяя их в окружающем пространстве. Ярко выраженной лирическая интонация, интимность высказывания в портретах, выраженная через живописную поверхность каждого холста, словно пронизывают их внутренними вибрациями и убеждают в наличии трепетно-одухотворённой реальности переживаний - как самого автора, так и его натуры («Красная», «Любительница пива», «Галина»). К жанру портрета можно отнести и работу «В бананово-лимонном Сингапуре», где автор обращается к фигуре уникального поэта, исполнителя песен и романсов А. Вертинского, человека с драматической судьбой. Художник ограниченными изобразительными средствами - через клубящиеся белые одежды, напоминающие ангельские крылья, трагическую гримасу на лице-маске, заломленную руку, замершую в жесте отчаяния и покорности, холодную серо-жемчужную цветовую тональность - создаёт образ самого высокого драматического накала и напряжённости.
Не менее значимой для художника является маскарадная серия, где через своеобразную художественную игру, культивирующую артистизм и утончённость, выступают типы вполне современных людей с их чувствами, переживаниями, внутренними конфликтами. Драматизм происходящего художник подчёркивает сложным взаимодействием пятен и силуэтов, игрой пластических, ритмических, светотеневых, тональных и цветовых контрастов («Коломбина»). А «Маски» вообще вызывают ужас - при осознании трагической запрограмированности современного человека на исполнение социальных и личных ролей, которые ему могут быть совершенно чуждыми и разрушающими внутренне пространство.
Несмотря на размытость границ художественного творчества сегодня, на неопределённость критериев искусства, всё же можно отметить, что художник играет в современном обществе очень важную роль - он открывает новое измерение, в котором человек может познать и изменить себя, преобразив не только своё внутренне пространство, но и повлиять на мир окружающий. Выставка живописи И.Бушуева может стать для зрителя весьма важным этапом для переосмысления своих духовных ориентиров и изменения внутреннего «я».
Искусствовед Галина Шарко