ВЫСТАВКA ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ АЛЕКСАНДРА НОВИКА "НЕРЕАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ"
Итоги выставки
«Эта внутренняя красота есть красота, которую, отказываясь от привычной красивости, изображают в силу повелительной внутренней необходимости».…Так первоначальная элементарная физическая сила становится путем, на котором цвет доходит до души».
В. Кандинский «О духовном в искусстве»
Выставка «Нереальная реальность» - своеобразный подарок г. Екатеринбургу от тюменского художника Александра Новика, самобытного автора, убедительно доказывающего своими работами, что искусство живёт и развивается, разворачивая пред зрителем новые аспекты и смыслы, а фантазия художников по-прежнему остаётся неисчерпаемой.
Александр Сергеевич Новик родился в 1949 г. в г. Тюмени, с детства занимался в художественном кружке Дворца пионеров, где и проходили первые выставки его работ. Детство и юность художника были связаны больше со спортом, в молодости он был профессиональным боксёром: активно тренировался, участвовал в крупных соревнованиях, в армии служил в спортивной роте, а после армии был тренером. Однако когда в Тюмени открылось училище искусств, тяга к прекрасному перевесила спорт – и Александр Сергеевич стал одним из первых студентов художественно-графического отделения училища, после окончания которого он стал работать в Художественном фонде СССР (занимался монументальными росписями). За плечами Александр Сергеевич - Нижневартовский государственный университет, факультет изобразительного искусства; в 1984 г. он стал членом Тюменского отделения Союза художников СССР, а с 1989 г. - его бессменным Председателем.
Очень важными вехами на пути формирования своего художественного «я» А.С. Новик считает посещение творческих дач - дважды он был на «Академической даче» им. И. Е. Репина, несколько раз - на дачах «Челюскинская» и «Сенеж». Работа и общение с коллегами по цеху оказались необыкновенно плодотворными: позволили освоить арсенал графических техник (офорт, сухая игла, акватинта, литография и т.д.), в полной мере овладеть тонкостями станковой и монументальной живописи, найти свой изобразительный язык, яркое выраженное авторское видение реальности. Кроме того, на дачах срабатывал закон синергии: в атмосфере творческой состязательности коллеги по цеху помогали друг другу находить необычные пути решения художественных задач, спорили об искусстве, заставляли друг друга думать, искать, развиваться, обретать новые творческие импульсы и реализовывать самые смелые свои замыслы.
Постоянно находясь в круговороте активной творческой жизни, Александр Новик принимал участие во всесоюзных, республиканских, зональных и местных выставках, где его работы отмечались высокими наградами: Гран-при Всероссийской выставки пленэра (Ханты-Мансийск, Ямал), Золотые медали на межрегиональных выставках «Урал-X» (Челябинск) и «Урал-XI» (Тюмень) и др. За плечами художника множество персональных выставок - в Челябинске, Кургане, Тобольске, Нижневартовске, Тугулыме, Лангепасе, Сочи, а теперь и в Екатеринбурге.
Художник Новик - организатор и участник групповых выставок современного российского искусства во Франции (в парижской галерее «Арт-Ко») и Германии (в галереях Гамбурга, Целле, Штутгарта и др.), инициатор проведения Всероссийского пленэра в Тобольске, в котором ежегодно принимает участие более двадцати художников, в том числе, из Екатеринбурга. Рядом с Александром Сергеевичем неизбежно на ум приходит мысль о том, насколько значима роль отдельной личности: он ядро некой художественной системы, вокруг которой вращаются другие художники, он источник и генератор новых идей, проектов, экспозиций. А если учесть, что А. Новик - обладатель незаурядной эрудиции, энциклопедических знаний, человек редкой душевной чуткости и понимания, то становится понятно, почему столь велик его авторитет и уважение со стороны окружающих.
Экспозиция «Нереальная реальность» - своего рода высказывание художника, выраженное живописно-графическими средствами, - о мире, о себе, о том, что волнует его самого, а также его современников. В работах Новика присутствует удивительная алхимия творчества, мастерство демиурга, могущего увлечь и завлечь зрителя в волшебное путешествие в мире Прекрасного, в поисках собеседника, в поисках самого себя.
Красота - вот что волнует, прежде всего, в творчестве А. Новика, даже не столько Красота, выраженная явно, сколько чудесная о ней грёза, недостижимая и от этого ещё более невыразимо прекрасная. Ведь в красоте заложена некая неподвластная разуму, влекущая сила, которая, волнуя, пробуждает в человеке какие-то первобытные стихии. Попадая в выставочное пространство, зритель, погружаясь в цветовые экспрессии живописных полотен и таинственную силу графических элементов, проживает целые истории, разворачивая перед собой чудесный свиток собственных чувств и смыслов.
К каким бы темам ни обратился этот автор, ему всё одинаково подвластно - деревенский быт, будни художественной мастерской, муки творчества, печаль об исчезающих городах, ускользающая старина, неразгаданная тайна природы, экзотические путешествия, сцены повседневной жизни - все они словно предают тонкие вибрации мироздания, устройство которого, может быть, не всегда понимается разумом, но здесь, благодаря упоительному процессу сотворчества авторского мастерства и воображения зрителя, ощущается и постигается интуитивно -через погружение или озарение. В данной экспозиции особенно тонко ощущается высказывание В. Кандинского « Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу…
Сознательно или бессознательно художники следуют словам Сократа: «Познай самого себя!»
Есть темы, на которых автор акцентирует внимание, создавая на них бесчисленные вариации - женские образы, например, в которых запечатлевается и глубокое психологическое погружение, и чувственно-откровенное любование формами, и влечение к вечной тайне женственности, и грёза о первобытном ребячески-безмятежном счастье. Под кистью мастера возникает трепетная и эмоционально насыщенная живописная ткань, создаваемая виртуозным сочетанием терпких контрастов жёлтого и синего, розового и зелёного, бесчисленных градаций серого со всполохами красного, жёлтого, розового, бирюзового, зелёного. Цветовые акценты сверкают и переливаются на полотнах как драгоценные камни, а световые пятно, которое непременно присутствует на каждой женской модели, усиливают волнующе-таинственную атмосферу и словно воссоздаёт чистую, освобождённую от шелухи повседневности реальность, наполненную чистыми, возвышенными эмоциями.
Важная, выстраданная, любимая тема художника - г. Тобольск, с его старинными деревянными домами, заброшенными церквями, неброской природной красотой. И вновь зритель видит образы вполне узнаваемые - дома, храмы, деревья (эти мотивы повторяются из работы в работу), - но все они под рукой мастера обретают человеческий характер, дышат, движутся, наполняются живой тканью жизни. Каждый предмет - дерево, сарай, дом, храм - выступает как символ и разворачивается слой за слоем во всём многообразии смыслов и ассоциаций, которые так и остаются неисчерпаемыми, привнося в сердце зрителя трепетность и пронзительность, усиленную цветовыми поисками, подчас очень смелыми, выраженными контрастами и дерзкими цветовыми аккордами: красный жёлтый, бирюзовый, малиновый, жёлтый и т.д.
Невероятно выразительны абстрактные работы А. Новика - цветовые стихии и пятна, ритмические завихрения точно переносят зрителя в состояние первичного открытия мира, из которого на глазах вырастает упорядоченный космос, где энергетически заряженные пластические массы и буйство цвета усмирены рукою мастера, не потеряв при этом своей силы.
Творчество удивительного художника Александра Новика удивительно современно. Озвучивая самобытную, самостоятельную интонацию в искусстве, он, намекая на реальность, выявляя и акцентируя в ней лишь отдельные аспекты, может взволновать и задеть зрителя, побуждая его разворачивать цепи ассоциаций на зримую тему, позволив тем самым ему пережить какое-то невероятное духовное приключение, преобразив и возвысив свою душу.
Галина Шарко