Сегодня: 11-08-2020

ВЫСТАВКА ГОРЯЧИХ ЭМАЛЕЙ "БЫЛИ И НЕБЫЛИ"


Итоги выставки

 

«…живопись на эмали вечна… эмалевая живопись сохраняет

яркость и нежность красок и нескончаемо разнообразна».

                                                                                                    Леонардо да Винчи

 

 

ВЫСТАВКА «БЫЛИ И НЕБЫЛИ»

   Выставка «Были и небыли», прошедшая с 9 апреля по  5 мая в малом зале Союза художников, это своеобразный творческий отчёт художников из Екатеринбурга, Ревды, Ярославля, работающих в технике эмали.

Быль - нечто, имевшее место быть в прошлом, что-то увиденное, услышанное, осязаемое в действительности; небыль - то, чего не бывает, небылица, что  имеет отношение к вымыслу. В экспозиции как краски на палитре художника смешиваются стили и жанры, традиции и новации. Источником вдохновения для авторов может быть что угодно: видимый мир (фрукты, цветы, пейзажи), этнографический материал,  мифологическое  прошлое,  фольклор, литературное наследие.

Знакомые темы и образы, выполненные в особой, очень редкой и непостижимо красивой технике горячей эмали,  предстают совершенно по-новому.  Контраст были и небыли заключен уже в самом процессе создания работы: металлическая  пластина проходит несколько раз, как в сказке, сквозь огонь и воду, раскаляется и остывает, после нескольких обжигов «возвращается» из огнедышащей печи, волшебно преобразившись. Под застывшей прозрачной поверхностью стекла даже самые реалистические замыслы художника претерпевают неожиданные метаморфозы, и грань между реальностью и фантазией становится неуловимой, иллюзорной, возникает мистическое соединение времени и безвременья, которое при погружении может почувствовать зритель.

Эмаль - древний вид искусства, который представляет собой способ соединения стекла и металла при помощи высоких (свыше 800 градусов) температур. Значительный след в развитии этой древней технологии оставили китайские, византийские и французские (лиможские)  мастера. Изделия из эмали с глубокой древности ценились столь же высоко, как и ювелирные украшения;  не только художественные достоинства отличают эмали, но и  функциональность, долговечность, что делает их чрезвычайно востребованными  в промышленности, технике, военной сфере и т.д. В последние годы благодаря новым технологиям  эмаль стала стремительно развиваться, в результате чего появилось много художников, работающих в данной технике,  новых творческих сообществ, объединённых любовью к эмали. В отличие от древних мастеров, работавших на золоте и серебре,  современные эмальеры в качестве основы использует медь,  сталь,  чугун, платину, томпак, алюминий и другие металлы, а в материалах применяет специальные краски: матирующие, с дополнительным блеском, майолики, фактурные и «скульптурные краски» (не боящиеся объемного нанесения), металлизированные составы и многое другое. Эмаль таит в себе еще очень большой спектр неоткрытых и непознанных свойств и, по сути, находится на начальном пути развития.

Можно отметить несколько основных техник эмалирования:

Перегородчатая эмаль (краской покрываются отдельные участки изделия, полученные при помощи перегородок - металлических полосок, припаянных к поверхности металла);

 Выемчатая эмаль (заполняются углубления в металле, полученные посредством гравирования или травления);

Витражная или оконная эмаль (работает на просвет в заранее приготовленных отверстиях);

 Гильяшированная эмаль (углубленные участки рисунка, созданные гравированием, насечкой, заполняются эмалью, а выступающие грани металлической основы шлифуются и образуют контур);

Граффити (метод процарапывания верхнего слоя, нанесенного на нижний и варьирования нескольких цветных последующих слоев);

 Живописная эмаль (после нанесения и отжига толстых слоев промышленной эмали, благодаря вышлифовыванию получаются тонкие живописные эффекты);

Эмаль смешанных технологий (используются все виды металлов, драгоценных камней, перламутр, черепаха, слоновая кость, эмаль, которые  включаются в композицию из-за их художественных достоинств);

 Эмаль с эффектом подтеков (подобна наведению глазури на керамике);

 Живопись эмалевыми красками (порошок цветной эмали наносится на основу без металлических перегородок; после расплавления эмаль образует плотное покрытие, подобное цветному стеклу).

    Эмаль имеет, как любой материал, свой пластический язык, присущий только эмальерному искусству. Лаконичное выражение смысла, его знаковость и образное наполнение порою значительно превышает его изобразительную конкретность. Если раньше эмаль была «панно», то теперь она становится станковой картиной, написанной эмалью. По-прежнему остаются справедливыми слова профессора Ю. Шнайдера: «Лишь тот, чье сердце полностью отдано своей профессии, кто владеет ее тайной и мастерством, тому эти задачи будут по плечу. Но тот, кто ради выгоды надеется на поверхностные знания, тому следует закрыть эту книгу, так как художественное эмалирование не принесет ему богатства. Только духовно богатые люди найдут в нем творческое удовлетворение».

 

 

О ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЕ «Э.MIX»

 

Творческое объединение «Э.mix» представляет собой дружный коллектив молодых художников декоративно-прикладного искусства, который сложился при кафедре Декоративно-прикладного искусства Российского профессионально-педагогического университета в 2004 году. В 2007 году группа художников была зарегистрирована как творческое объединение «Деко», а в 2012 году появилось название «Э.mix».

     Почти все участники группы, за небольшим исключением, - выпускники и студенты РГППУ, кафедры декоративно-прикладного искусства. Освоение технологии горячей эмали у многих участников группы шло разными путями:  некоторые познакомились  с технологией в стенах родной кафедры под руководством педагога кафедры Л. В. Мартиросовой, другие, благодаря В. Ю. Косьянковской, прошли замечательную школу в г. Ярославле на симпозиумах творческой мастерской «ЭМАЛИС», руководит которой уникальный своей открытостью и творческой щедростью человек, Заслуженный художник  А. Карих, а самые  молодые  изучали технологию горячей эмали уже в мастерской кафедры ДПИ, которую своими силами создали те новоиспеченные эмальеры, которые подхватили «вирус незабвенной любви к горячему эмалированию» в Ярославле.

 Мастерская горячих эмалей начала свою работу при кафедре в 2010 году. Руководит деятельностью мастерской И. Б. Лемонова, которая является и координатором выставочной деятельности группы «Э.mix». Сейчас в мастерской кафедры имеют счастье изучать технологию горячей эмали как студенты кафедры ДПИ, так и все желающие ознакомиться с этим непростым видом декоративно-прикладного искусства.