Сегодня: 05-12-2024

ВЫСТАВКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ АНТОНА ТАКСИСА "ТАКИЕ ВОТ КОТЫ"


Итоги выставки

«Знаковой графикой занимаюсь из интереса, определяющего кодирование заданной информации в одном изображении. В процессе проектирования знака обслуживания «концепция переменилась», а наработки остались. А кот - есть кот, и ОН пошёл гулять сам по себе…» (от автора).                       

 

                «Время, проведенное с кошкой, никогда не потеряно даром».

                                                                                       Габриэль  Колетт.

 

  «Такие вот коты» - излучающая искромётный юмор, мастерски выполненная  серия графических работ Антона Таксиса, члена Союза дизайнеров  и Союза художников России, участника и лауреата множества региональных, всероссийских и международных выставок, автора более чем 200 товарных знаков, оригинального, обладающего парадоксальным творческим мышлением  художника. Автору удалось создать изобразительный знак,  в который вместил двенадцать различных образов-типов, используя предельно ограниченный инструментарий: словесное обозначение, цвет и элементарный набор графических символов: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, линия. 

Обращение к образу кота (кошки) рождает особое семантическое поле серии «Такие вот коты». Точное время приручения  кошек неизвестно, но эти животные сопровождают человека всю историю цивилизации. Это грациозное, пушистое, необыкновенно ловкое, выносливое, сверхчувствительное животное никого не оставляет равнодушным. Трепетное  отношение к кошкам сохраняется на протяжении всей истории цивилизации, практически во всех культурах их чрезвычайно ценили и любили. Как воплощение Сехмет (богини войны и любви), Тефнут и Баст (богини плодородия, радости и веселья) высоко почитали кошек египтяне, они оплакивали и держали траур после смерти этих животных,  мумифицировали их; зооантропоморфные изображения, а также сцены с участием кошек  часто встречаются в египетском искусстве. В древней Греции связывали кошку с Артемидой, богиней охоты, а  в Малой Азии - с Кибелой, великой матерью всех богов. Римляне тоже связывали кошку с богиней охоты Дианой и с Луной,   кот даже фигурировал на значках римских легионов как символ ловкости и храбрости, а также был символом рабов и гладиаторов, восставших  под предводительством Спартака. В древнем Китае кошка воплощала часть принципа мироздания инь, олицетворяющего текучесть, мягкость, женское начало, темноту. В Средние века отношение к кошкам было противоречивым: с одной стороны, их любили и почитали, разрешали жить в монастырях,  позволяли им входить даже в церкви (в арабском мире кошка - единственное животное, которому разрешается входить в мечеть),  с другой, признавая их слугой дьявола, топили и сжигали. В Новое время кошек полностью реабилитировали, и уже несколько столетий это животное постоянно находится рядом с человеком, никогда при этом полностью ему не подчиняясь, сохраняя гордый и независимый нрав, являясь воплощением абсолютной свободы, столь вожделенной и столь недостижимой для человека.

Кошка - животное мистическое, обладающее рядом таких качеств, которые делают её загадочной: они предчувствуют природные катаклизмы, легко перемещаются в  пространстве,  предупреждают людей об опасности, лечат их; кошки живут почти в каждом доме, но при этом ни один хозяин этих чудесных пушистых животных не сможет сказать, что до конца открыл тайны своего питомца. Кошки - символ загадочности, мистики, тайны, непредсказуемости, интуиции, женственности, свободы,  притягательности. Неслучайно им посвятили или сделали героями своих произведений писатели и поэты: Д.К.Джером,  Э.Т. Гофман, О. де Бальзак, Р. Киплинг, А. Куприн, Г. Колетт и др. Образ кота или кошки привлекал и  художников, которые часто помещали их в свои творения, обретавшие благодаря этому особое звучание: стоит вспомнить картины Ф. Снейдерса, Ф.Гойи, Л. Ленена, Ж.-Б. Грёза, П.-О.  Ренуара, П. Пикассо, О. Бердслея и др., где кошки вносят то настроение домашнего тепла и уюта, то элемент мистики, вмешательства потусторонних сил, то просто заставляют замереть в восхищении и т.д.

Базовые элементы серии - силуэт кота (соединение треугольников, квадрата и круга), глаза и рот (прямоугольники,  квадраты), усы и брови (линии) - позволяют автору  варьировать их и воздавать определённый тип-характер. Геометрические фигуры  обладают мощным эстетическим и  смысловым потенциалом:  круг выражает идею совершенства, бесконечности, единства, законченности, треугольник - идею движения, стремления к чему-либо, квадрат - упорядоченность, равновесие, законченность, прямоугольник - разумность и надёжность, линии, ритмически усиливая друг друга, ассоциативно выражают ощущение энергии и динамики; взаимодействуя, сопрягаясь между собой, элементы  рождают новую целостность, несводимую к сумме отдельных частей -  художественный образ. Цвет выступает как вспомогательный, но очень действенный элемент, несёт смысловую нагрузку: красный говорит об активности, возбуждении, страсти, силе, успехе, чёрный - погружает в атмосферу тайны, недосказанности,  белый ассоциируется с истиной, справедливостью, чистотой, жёлтый - внушает оптимизм и радость. Взаимодействие графической структуры, вербального элемента и цветового начала, их вариации превращаются в увлекательную игру,  позволяющую включиться в неё и зрителю: два треугольника вместо лап-крыльев и образ персонажа американской массовой культуры уже создан («Кэтман»); надпись «СССР», круг-скафандр рождают «Котмонавта», аллюзия к «Чёрному квадрату» К. Малевича выражает отношение автора к увлечённости современного искусства так называемыми «концепциями» («Концептуалист»), а замена квадратов на круги мгновенно переносит зрителя из мира дикой природы в каменные джунгли, где главный зверь - автомобиль («Почти леопард» и «Таксист»). С юмором, озорством играет автор  в психологические типы («Оптимист» - «Пессимист»), обращается к неизменным атрибутам советского периода («Трус», «Балбес», «Бывалый»), и всё  - через один базовый элемент с вариациями второстепенных.

«Такие вот коты» - своего рода эксперимент, включающий и чисто технические экзерсисы (оттачивание ремесла), и озорство-хулиганство, выражающее бьющую через край жизненную энергию, без которой невозможен художник, и серьёзное решение важных графических задач (воплощение различных смыслов предельно лаконичными выразительными средствами).  А. Таксис сумел  в данной серии воплотить своеобразные архетипы современной русской культуры и выразить присутствие в мире современном, добиться предельной концентрации смысла через предельно ограниченный набор выразительных средств, что подтверждает мастерство автора и неисчерпаемость творческой энергии художника.

Галина Шарко