ВЫСТАВКА ГРАВЮР РУДОЛЬФА КОПЫЛОВА В ДОМЕ КИНО
Итоги выставки
Выставка гравюр Рудольфа Копылова (1926-2011), устроенная силами и при поддержке творческих Союзов (художников и кинематографистов), представляла творчество разных лет известного уральского графика, мастера экслибриса.
Рудольф Владимирович Копылов родился в Нижнем Тагиле. Детство художник вспоминал как время трудное, но счастливое; особенно запомнились ему первые опыты в искусстве, когда, сидя под керосиновой лампой, он «усердно перерисовывал картинки и так же усердно раскрашивал их красками и цветными карандашами». Запомнилась также близость к природе и тёплые отношения с родными (походы за земляникой с бабушкой, рыбная ловля с двоюродным братом, сенокосная страда с отцом и дедом); первые детские впечатления он пронёс через всю жизнь.
Отец Рудольфа, видя тягу сына к рисованию, уже после войны (в 1942-1945 Рудольф работал на Уралвагонзаводе им. И.В. Сталина) отвёз его в Свердловск к скульптору И.А. Семерикову, члену Союза художников, который познакомил талантливого юношу с живописцем И.К. Слюсаревым. Своими рассказами об искусстве и художниках И.К. Слюсарев заразил молодого человека желанием посвятить свою жизнь служению искусству. Возможности учиться в Свердловске у Копылова не было, поэтому он вернулся в Нижний Тагил, где, на его счастье, открылось художественно-промышленное училище, в котором он и учился с 1946 по 1951 гг.. По его собственным воспоминаниям, особенно повлияли на него в студенческие годы В.В. Крюков и О.Э. Бернгард; с последним они часто ходили на этюды в окрестностях Нижнего Тагила.
Рудольф Копылов в 1955 г. был одним из инициаторов создания художественного фонда в Н. Тагиле; активно участвуя в культурной жизни Урала, в 1970 г. он вступил в Союз художников СССР, представив на утверждение в Москве серии гравюр: «Этих дней не смолкнет слава» (из истории Нижнего Тагила), «Река Чусовая», «Суздаль», отдельные графические листы об Урале и уральской природе, минигравюры. Много лет работал в разных городах Советского Союза: Ульяновске, Краснодаре, Саратове, Майкопе. В Волгограде художник прожил десять лет, памятью которых стали серии, выполненные в технике торцовой гравюры, офорта, пастели и др.: «Царицын, Сталинград, Волгоград», «Город Волжский», «Город Волгоград», «Волжские мотивы», а также натюрморты, пейзажи.
В 1976 г. художник возвратился на Урал и увлёкся экслибрисом, который был очень мало тогда распространён в регионе. Экслибрис (от лат. еx libris - из книг) - печатный знак, указывающий на владельца книги, наклеиваемый на внутреннюю сторону книжного переплёта или обложки. Экслибрис характеризует вкусы и пристрастия хозяина книги, его отношение к произведению. Р. Копылов за последние десятилетия жизни создал почти тысячу книжных знаков для разных владельцев, став родоначальником уральского и классиком советского экслибриса, лауреатом множества зарубежных и отечественных выставок и конкурсов этого вида печатной графики, экспертом в данной области. Мастер графики стал также известен целыми сериями экслибрисов, связанных с творчеством отдельных авторов: А. С. Пушкина, М. Цветаевой, А. Ахматовой, В. Высоцкого; особой любовью проникнуты работы Р. Копылова, посвящённые творчеству поэта С. Есенина. Многие экслибрисы уральского мастера выполнены для библиотек, музеев, коллекционеров и библиофилов; все они отличаются яркой образностью, лаконичностью выразительных средств, мастерством исполнения.
Поражает выставочная деятельность Рудольфа Владимировича, которая усиливалась с годами; он принял участие в более чем 100 выставках-конкурсах, самые престижные из которых: SAKRALINIS EKSLIBRISAS (г. Вильнюс, Литва, 1992 г.), Exlibris-GRUDZIADZU (г. Рим, Италия. 1993), Первый международный конкурс графики и экслибриса (г. Гливиц, Польша, 1995), конкурсы Дворца культуры Закатекас (г. Мехико, Мексика, 1998, 2000); Биенале графических миниатюр (г. Барселона, Испания, 2001, 2003, 2005); Конкурсы-фестивали графики и экслибриса Trolley Gallery (Лондон, Англия, 2004, 2005, 2006) и др. Работы художника хранятся в Русском музее, в Народном музее А. Ахматовой (г. Санкт-Петербург), в Нижнетагильском музее изобразительных искусств Н- Тагила, в бельгийском Музее экслибриса (г. Сент-Никлаас), в чешском литературном музее Пушкина (г. Брожзинск), в частных коллекциях книголюбов и коллекционеров книжных знаков Италии, Бельгии, Испании, Чехии, Словакии, Португалии, Литвы, Польши и др.
И всё же деятельность выдающегося уральского художника-графика ещё недостаточно изучена, о нём мало знают широкие читательские и зрительские массы, вклад его в изобразительное искусство XX века и развитие книжной культуры оценён недостаточно. Выставка в Доме кино предоставила возможность жителям и гостям г. Екатеринбурга вспомнить - старшему поколению - и познакомиться - молодым зрителям - с произведениями мастера.
В экспозиции были представлены гравюры разных лет из разных серий: «Этих дней не смолкнет слава», «Царицын, Сталинград, Волгоград», «Город Волжский», Город Волгоград» и др. В этих работах средства пластической выразительности (контурная линия, штрих, пятно, тон, цвет) сочетаются с содержательной глубиной и эмоциональностью. Классически строгими композиционными решениями, различными штрихами, контрастным сочетанием цветов художник передаёт то драматический пафос, героическую приподнятость или пульс времени, то любовь родному краю, родной природе, своеобразное лирическое высказывание, полное тончайших нюансов в эмоциональных переживаниях.
Выставка работ Рудольфа Владимировича Копылова продлилась с 25 марта до 15 апреля 2014г.
Искусствовед Галина Шарко