МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ "КОНТРАСТЫ"
Итоги выставки
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ "КОНТАСТЫ"
С 20 марта по 14 апреля 2014 г. в большом выставочном зале Союза художников прошла выставка "Контрасты"-эксперимент современных отечественных художников. Шестьдесят пять авторов из Екатеринбурга, Берёзовского, Верхней Салды, Москвы, Нижней Салды, Нижнего Тагила, Тюмени, Ярославля представили 110 работ, в которых необходимо было было выявить диалогическую сущность своих произведений, выраженную через сопоставление смыслов, материалов, фактур, техник. Прекрасно передающие тепло рук и богатство эмоциональных переживаний природные материалы - ткани (лён, хлопок, шерсть, шёлк, бязь, сукно, органза и др.), войлок, нитки, кожа, бумага, металл, дерево, глина, мочало и т.д., различные техники - батик, пэчворк, ручное ткачество, плетение, стегание, войлоковаляние, вышивка, набойка и др. - помогли авторам выразить задуманное. По замыслу организаторов выставки - секции декоративно-прикладного искусства Свердловского регионального отделения Союза художников России - данный проект дал «возможность выхода на новый уровень художественного мышления для художников, работающих в традиционных техниках, для молодых художников - заявить о себе». А в рамках диалогического общения авторы разных регионов обрели новые краски и линии, новые аспекты и горизонты в творческом развитии.
Идейными вдохновителями выставки было задано определённое тематическое поле «Контрасты», которое должно было проявиться «в демонстрации и противопоставлении любых дуальностей: чёрного и белого, мягкого и жёсткого, женского и мужского, большого и маленького». Любая противоположность - это начало отличия одного от другого, поскольку всякое отличие - некая противоположность тому, из чего оно возникает, к примеру, единство и двойственность, всеобъемлющее и частное, изменение и неизменность, движение и покой.
В искусстве, где каждое произведение - концентрация смысла, выраженного в определённой форме, для воздействия на зрителя, слушателя или читателя нужно воплотить авторский замысел предельно ёмко и точно. Контраст как проявление крайних значений - одно из самых выразительных средств: архитектура строится на сопоставлении тяжёлых и облегчённых элементов конструкции, музыка - на сочетании звуков и пауз, лада и темпа, живопись - на цветовых и тональных противоположностях, графика - на противостоянии светлых и тёмных линий и пятен, литература и театр - на взаимоотношениях характеров-антиподов. Но противоположность имеет смысл не сама по себе, а как принцип, объединяющий все элементы системы, как принцип гармонии некоего единства, целостности. Взаимодействуя друг с другом, образуя некие связи между собой, противоположные элементы преобразуются в некую новую сущность, в новое единое целое.
Данная экспозиция - блестящее тому подтверждение. Контрасты в материалах, фактурах, цвете, тоне, пространствах, ритмах, техниках, образах рождает безграничный макрокосмос, а каждый автор - микрокосм, выражающий целостность через частное проявление. Неслучайно одна из работ данного выставочного пространства носит название «Микрокосмос», где автор М. Пепеляева через пространственно-композиционное, цветовое, ритмическое, фактурное решение, через противопоставление разных образно-символических начал достигла объёмного симфонического звучания своего произведения. Масштабным звучанием отличались работы М. Белькевич, умело сочетающей традиции русского лубка и современный взгляд («Дом ручной набойки», «Мама Флора», «Папа-богатырь», «Городской букет»); в её работах, очевидно, благодаря сочетанию монументальности и мельчайшей детализации особенно свежо и ярко. Столь же монументально звучали работы Е. Манеровой, сумевшей через цветовые и пространственные контрасты добиться одновременного присутствия равновесия и динамики (полиптих «Движение красного»), и Г. Храмцовой, передавшей через силуэт, линию, ритм и цвет сверхприродное начало в человеческой жизни. Наверняка было интересно зрителю наблюдать эффекты внутреннего движения, возникающего, благодаря строгости композиции, смелости цветовых решений, сопоставлению контрастных цветов и ритмов в работах В. Абрамова, И. Песчанской, Т. Макаровой, Е. Ширяевой, М. Мараковой, В. Гудковой и др. Динамического равновесия сложного единства множества элементов (геометрические силуэты, прямые, зигзагообразные, извилистые линии, пятна и точки, переданные в разных фактурах разным цветом) в своих произведениях достигли А. Лупанова, В. Шадрина, А. Маслова, И. Лаврова, Е. Смолякова, Е. Новосёлова, Н. Булатова, А. Лукина и др. Образный строй работ С. Хабибуллиной, А. Мухаметовой, Б. Клочкова, И. Манеровой, О. Базуевой, О. Сокаревой, О. Соколовой, Д. Плехановой, Е. Савичевой, Е. Смоляковой, Е. Шмаковой, И. Пахомовой и др. был пронизан символическим звучанием, связанным с пластами мифологии, народной культуры, природными ритмами в жизни человека. Озорство и непосредственность восприятия отличали работы М. Семёнкиной, Ж. Корзняковой, М.Семейкиной, И. Шишловой и др. Гармонично дополняли текстильные работы пластичесикие эксперименты А. Савиной, А. Орешкиной, Т. Серых, И. Трисантович, А. Ландау и др.
Выставка «Контрасты», представив в едином экспозиционном пространстве множество авторов, владеющих оригинальными техниками, выражающих своё отношение к миру посредством соответствующих фактур, создающих неповторимые образы, подарила зрителям незабываемые эмоциональные переживания, а также пробудила надежду, что и в век тотального господства технологий творческое, созидательное начало, присущее каждому человеку, никогда не исчезнет, а искусство будет существовать вечно.
Галина Шарко