Сегодня: 11-08-2020

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ "КОНТРАСТЫ"


Итоги выставки

 МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ "КОНТАСТЫ" 

      С 20 марта по 14 апреля 2014 г.  в большом выставочном зале Союза художников прошла выставка  "Контрасты"-эксперимент современных отечественных художников. Шестьдесят пять авторов из Екатеринбурга, Берёзовского, Верхней Салды, Москвы, Нижней Салды, Нижнего Тагила, Тюмени, Ярославля  представили 110 работ, в которых  необходимо было было выявить диалогическую сущность своих произведений, выраженную через сопоставление смыслов, материалов, фактур, техник. Прекрасно передающие тепло рук и богатство эмоциональных переживаний природные материалы - ткани (лён, хлопок, шерсть, шёлк, бязь, сукно, органза и др.), войлок, нитки, кожа, бумага, металл, дерево, глина, мочало и т.д.,  различные техники - батик, пэчворк, ручное ткачество, плетение, стегание, войлоковаляние, вышивка, набойка и др. - помогли авторам выразить задуманное.  По замыслу организаторов выставки - секции декоративно-прикладного искусства Свердловского регионального  отделения Союза художников России - данный проект дал «возможность выхода на новый уровень художественного мышления для художников, работающих в традиционных техниках, для молодых художников - заявить о себе». А в рамках диалогического общения авторы разных регионов обрели новые краски и линии, новые аспекты и горизонты в творческом развитии.

    Идейными вдохновителями выставки было задано определённое тематическое поле «Контрасты», которое должно было проявиться  «в демонстрации и противопоставлении любых дуальностей: чёрного и белого, мягкого и жёсткого, женского и мужского, большого и маленького». Любая противоположность - это начало отличия одного от другого,  поскольку всякое отличие - некая противоположность тому, из чего оно возникает, к примеру, единство и двойственность, всеобъемлющее и частное, изменение и неизменность, движение и покой.

    В искусстве, где каждое произведение - концентрация смысла, выраженного в определённой форме,  для воздействия на зрителя, слушателя или читателя нужно воплотить авторский замысел предельно ёмко и точно.  Контраст как проявление крайних значений -  одно из самых выразительных средств: архитектура строится на сопоставлении тяжёлых и облегчённых элементов конструкции, музыка - на сочетании звуков и пауз, лада и темпа, живопись - на  цветовых и тональных противоположностях, графика - на  противостоянии светлых и тёмных линий и пятен,  литература и театр - на взаимоотношениях характеров-антиподов.  Но противоположность имеет смысл не сама по себе, а как принцип, объединяющий все элементы системы, как принцип гармонии некоего единства, целостности. Взаимодействуя друг с другом, образуя некие связи между собой, противоположные элементы преобразуются  в некую новую сущность, в новое единое целое.

   Данная экспозиция - блестящее тому подтверждение.  Контрасты в материалах, фактурах, цвете, тоне, пространствах, ритмах, техниках,  образах рождает безграничный макрокосмос, а каждый автор - микрокосм, выражающий целостность через частное проявление. Неслучайно одна из работ данного выставочного пространства носит название «Микрокосмос», где  автор М. Пепеляева через пространственно-композиционное, цветовое, ритмическое, фактурное решение, через противопоставление разных образно-символических начал достигла объёмного симфонического звучания своего произведения. Масштабным звучанием отличались работы М. Белькевич, умело сочетающей традиции русского лубка и современный взгляд («Дом ручной набойки», «Мама Флора», «Папа-богатырь», «Городской букет»); в её работах, очевидно, благодаря сочетанию монументальности и  мельчайшей детализации особенно свежо и ярко. Столь же монументально звучали работы Е. Манеровой, сумевшей через цветовые и пространственные контрасты добиться  одновременного присутствия равновесия и динамики (полиптих «Движение красного»), и  Г. Храмцовой, передавшей через силуэт, линию, ритм и цвет сверхприродное  начало в человеческой жизни. Наверняка было интересно зрителю наблюдать эффекты внутреннего движения, возникающего, благодаря  строгости композиции, смелости цветовых решений, сопоставлению контрастных цветов и ритмов в работах В. Абрамова,  И. Песчанской, Т. Макаровой,  Е. Ширяевой, М. Мараковой, В. Гудковой и др. Динамического равновесия сложного единства множества элементов (геометрические силуэты, прямые, зигзагообразные, извилистые линии, пятна и точки, переданные в разных фактурах  разным цветом)  в своих произведениях  достигли  А. Лупанова, В. Шадрина, А. Маслова, И. Лаврова, Е. Смолякова, Е. Новосёлова, Н. Булатова,  А. Лукина и др.  Образный строй работ С. Хабибуллиной, А. Мухаметовой, Б. Клочкова, И. Манеровой, О. Базуевой, О. Сокаревой, О. Соколовой, Д. Плехановой, Е. Савичевой, Е. Смоляковой, Е. Шмаковой, И. Пахомовой и др.  был пронизан символическим звучанием, связанным с пластами мифологии,  народной культуры,  природными ритмами в жизни человека.   Озорство и непосредственность  восприятия отличали работы М. Семёнкиной, Ж. Корзняковой, М.Семейкиной, И.  Шишловой и др. Гармонично дополняли текстильные работы  пластичесикие эксперименты А. Савиной, А. Орешкиной, Т. Серых, И. Трисантович, А. Ландау и др.

    Выставка «Контрасты», представив в едином экспозиционном пространстве множество авторов, владеющих  оригинальными техниками, выражающих своё отношение к миру посредством соответствующих фактур, создающих неповторимые образы, подарила  зрителям незабываемые эмоциональные переживания, а также пробудила надежду, что и в век тотального господства технологий творческое, созидательное начало, присущее каждому человеку, никогда не исчезнет, а искусство будет существовать вечно.

 Галина Шарко