ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ АЛЕКСЕЯ ЕФРЕМОВА
Итоги выставки
Пейзаж должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом - это так похоже на музыку.
К. Коровин.
В марте 2014 г. Октябрьский район г. Екатеринбурга отметил 80-летие. История района началась ещё в XVIII веке, поэтому в Октябрьском, наряду с новейшими постройками (например, с бизнес-центром «Антей», первым небоскрёбом Екатеринбурга), много старинных местечек и зданий, столь любимых жителями района и города. Здесь находятся предприятия, торговые центры и рынки, учебные заведения, Театр оперы и балета, Зоопарк, Центральный парк, а также множество исторических улиц, зданий, мостов. Кроме того, району необычайно повезло, ведь здесь, с 1957 г., в здании на ул. Куйбышева, 97, находится Союз художников. Этот необыкновенный Дом, построенный когда-то именно для художников, средоточие напряжённой творческой жизни, приютил множество ярких личностей, позволив им здесь не только жить и работать, но и представлять в выставочных залах свои произведения на суд зрителей.
Многие художники при помощи красок и линий воспели красоту близлежащих дворов и улиц, Алексей Ефремов - один из них. Тонкий живописец, родившийся и выросший в Екатеринбурге, закончивший Художественное училище им. И.Д. Шадра и Уральский Государственный университет, подлинный певец уральской природы и родного города, А. Ефремов не устаёт воплощать в зрительных образах своё восприятие окружающего мира, радуя зрителей авторскими интерпретациями знакомых мест.
Выставка «Зима в Октябрьском» стала своеобразным подарок жителям и гостям района. Алексей Ефремов - художник удивительный, он считает важнейшей ценностью для себя человеческое бытие в созвучии, согласии с окружающим миром и другими людьми, бытие одухотворённое и осмысленное. Мир, им создаваемый, не фотографическое изображение действительности, хотя и очень близкое к ней, а творимый идеал, своего рода грёза, достижимая при помощи искусства. За каждой его работой встаёт цепь неисчерпаемых смыслов и ассоциаций, причём многое не говорится, а только подразумевается, и это особенно волнует и притягивает зрителя. «Зима в Октябрьском» - это и невероятная радость от свежести первого снега, от искрящегося морозного утра, и усталость от бесконечной зимы на Урале, и страстное желание Весны, её предчувствие. Вообще зимний пейзаж обладает некоторыми особенностями: зимой природа закрывается на самой себе, словно аккумулирует силы, которые с невероятной мощью прорвутся наружу буйным цветением красок весной, поэтому работы, как правило, решаются в ограниченной колористической гамме. Белый цвет, обретающий символическое звучание, передающий чистоту, свежесть чувств, целомудренность, вносящий особый торжественный строй в общее звучание картин, выражает настроение, свойственное зимним дням. Благодаря тончайшим градациям световоздушной среды, рефлексам при передаче различных фактур, особенно снега и запорошённых снегом деревьев, сложным взаимодействиям ритмов, светотеневым, тёплохолодным и цветовым контрастам для зрителя становится возможным пережить разнообразные настроения, которые встают за картинами: «Зима у ворот», «Монастырка», «Серая шейка», «Чаша изобилия», «Весенняя синь» и др. Каждая работа - целый мир, целая история! «Чаша изобилия», например (название было навеяно художнику, очевидно, декоративным вазоном на стене дома), словно стремительно брошенный взгляд на фрагмент дома, где в арочном проёме видится пространство двора, в центре которого старушка кормит голубей. Сложные ритмы, тональные и колористические решения всего полотна сливаются в изысканную многоголосую гармонию, где слышен каждый голос и его лирическое высказывание.
Многие пейзажи А. Ефремова «Дом Малахова», «Дом Филитц», «Оперный театр», «Царский мост», «Зима на Златоустовской» - это ещё и знаковые места Екатеринбурга, поэтому, благодаря художнику, можно услышать и пульсацию времени через передачу сиюминутных настроений (состояние неба, снега, воздуха, словно дышащего рядом со зданиями, деревьями, оградами, дорогами, столбами) и, вместе с тем, ощутить дыхание Вечности. Подобного эффекта автор достигает благодаря умению передать обобщённый образ, наметив только самые важные детали.
Не менее искусен Алексей Ефремов и в графических пейзажах, выполненных на тонированной бумаге в смешанной технике (акварель, линер, карандаш) с имитацией кракелюров. Графические листы рождают ощущение, что перед зрителем - состарившиеся полотна, подёрнутые слоем времени, имеющие, помимо художественной, культурно-символическую ценность. Мягкий тёплый колорит работ, создавая общую световоздушную среду, растворяющую объёмы, благодаря фантазии художника и воображению зрителя, дарит волнующее чувство сопричастности гармонически прекрасному миру.
Художнику под силу в любой избранной им форме донести своё личное восприятие, свои впечатления до зрителя так точно и трепетно, чтобы и тот смог пережить волнующее чувство сопричастности совершенной Красоте, и выставка «Зима в Октябрьском» станет чудесным подарком всем жителям не одного лишь района, но и всего Екатеринбурга.
Выставка прошла с 12 по 28 марта 2014 г.