Сегодня: 11-08-2020

ВЫСТАВКА "ДАЛЁКОЕ И БЛИЗКОЕ"


Итоги выставки

 

Выставка «Далёкое и близкое», прошедшая в феврале 2014 г. в Законодательном Собрании Свердловской области,  - неординарное явление интенсивной, насыщенной событиями художественной жизни Среднего Урала. Трёх уральских живописцев, членов Свердловского регионального отделения Союза художников России - Владимира Тютюева, Алексея Ефремова и Александра Ремезова - связывают прочные узы как ремесленного, так и духовно-мировоззренческого порядка: они выпускники Художественного училища им. И.Д. Шадра (бывшая Художественно-промышленная школа, открытая в 1902 г.),  их любимый жанр -  пейзаж, а основное направление   творчества - реалистическая живопись. Природный талант, незаурядное мастерство и постоянное стремление к совершенствованию делают творчество художников особенно интересным для зрителей.

Выражая  сокровенное пространство своих эстетических переживаний,  в данной экспозиции В. Тютюев, А.Ефремов, А. Ремезов представляют те точки их художественной географии, которые притягивают множество людей, стремящихся к свету духовной истины: Индия и Тибет, Урал,  Черногория - места огромной энергии и силы; авторов особенно притягивают горы, которые выступают как символ незыблемости и постоянства, прочности высших духовных установлений, божественных предзнаменований; горы по всем древним преданиям - место, где боги спускаются с небес, встречаются с людьми, и где  возможно приоткрыть завесу вечной тайны существования человека и Вселенной.

Индия и Тибет для Владимира Тютюева - то сакральное пространство, где возможно прикоснуться к особому миру мистического знания. Пейзажи этого автора, при всей узнаваемости конкретных топографических объектов (все они – священные места с многотысячелетней историей), носят обобщённый характер и несут символическое значение. Автор словно отсеивает всё сиюминутное и  воплощает на холсте наиболее важное. Он  намеренно отказывается от ярко выраженного  живописного начала, переводя цвет в категорию декоративную, а изображения - в силуэтную форму. Цвет, имеющий  символический характер, вводит в образный строй картин художественную метафору, преобразовывающую реальное значение объектов. Нет сомнения, что  Индия и Тибет в интерпретации Владимира Тютюева не оставят равнодушным ни одного зрителя, поскольку позволяют пережить важное мистическое духовное путешествие.

Алексея Ефремова можно по праву назвать певцом уральской природы: художник, объездивший полмира, не устаёт повторять, что Урал - самое любимое пространство  на земле, его вечный источник силы и вдохновения. Окрыляясь красотой родных мест,  живописец создаёт возвышенно-прекрасные пейзажи, наполненные поэтикой любви и красоты. Сияющая синь небес, белокаменные храмы, увенчанные куполами, звенящая летняя зелень, яркое буйство осенней листвы,  - красота и гармония, увиденные художником, переполняют  окружающий мир и  становятся видимыми зрителю, который  с радостью откликается на проникновенное  искусство этого автора.  Почти магическим образом на каждом полотне А. Ефремова сочетаются логически стройное композиционное решение, непосредственность восприятия, свежесть чувств, изысканный колорит, тончайшая моделировка световоздушной среды; это сочетание  делает пейзажи художника яркими и эмоционально насыщенными. Поскольку важнейшей ценностью для этого художника является человеческое бытие в созвучии, согласии с природой, с окружающим миром и  другими людьми, бытие одухотворённое и осмысленное, мир, создаваемый им, - не фотографическое изображение действительности, а творимый идеал, своего рода грёза,  достичь которую возможно лишь в некоторые  мгновения жизни,  но  зато возможно найти в искусстве.

Александр Ремезов - яркий молодой живописец, которому одинаково подвластны и сложные многофигурные композиции, и психологические портреты, и натюрморты, и жанровые картины, всё же постоянно обращается к пейзажу. В данной экспозиции объектом его художественного внимания стала Черногория - небольшая балканская страна, отличающаяся редкой по красоте природой и древней культурой, связанная с Россией узами общей православной религии. Лучезарный свет, сияющее голубое небо, яркие южные цветы, строгая кладка  древних стен,  - все эти разнородные элементы  на полотнах А. Ремезова удивительным образом преображаются в гармоничные образы, вызывающие у зрителя радостные, светлые переживания.  Панорамные форматы картин,  диагональные  композиции, сложное ритмическая система, цветовые,  светотеневые и теплохолодные контрасты образуют  полифоническое звучание  полотен.  Автор обладает сочной, энергичной манерой письма, позволяющей даже в работах, где отсутствует внешнее движение, предать некую внутреннюю, духовную  динамику.

Выставка «Далёкое и близкое»  не только позволяет зрителю пережить эстетическое удовольствие, но и задуматься о том, что значит  пейзаж для художника, зрителя, для времени, в котором они живут. Воспринимая и осмысляя видимую натуру, художник всегда включает в пейзаж мир ценностей, данный его культурой. Одухотворенная чувством и мыслью автора природа из носителя красоты превращается в подлинную художественную и эстетическую ценность, и именно такие произведения искусства способны будить в людях интеллектуально-нравственные смыслы и чувства и влиять на  духовную культуру.

 

Искусствовед Галина Шарко