ВЫСТАВКА "ДАЛЁКОЕ И БЛИЗКОЕ"
Итоги выставки
Выставка «Далёкое и близкое», прошедшая в феврале 2014 г. в Законодательном Собрании Свердловской области, - неординарное явление интенсивной, насыщенной событиями художественной жизни Среднего Урала. Трёх уральских живописцев, членов Свердловского регионального отделения Союза художников России - Владимира Тютюева, Алексея Ефремова и Александра Ремезова - связывают прочные узы как ремесленного, так и духовно-мировоззренческого порядка: они выпускники Художественного училища им. И.Д. Шадра (бывшая Художественно-промышленная школа, открытая в 1902 г.), их любимый жанр - пейзаж, а основное направление творчества - реалистическая живопись. Природный талант, незаурядное мастерство и постоянное стремление к совершенствованию делают творчество художников особенно интересным для зрителей.
Выражая сокровенное пространство своих эстетических переживаний, в данной экспозиции В. Тютюев, А.Ефремов, А. Ремезов представляют те точки их художественной географии, которые притягивают множество людей, стремящихся к свету духовной истины: Индия и Тибет, Урал, Черногория - места огромной энергии и силы; авторов особенно притягивают горы, которые выступают как символ незыблемости и постоянства, прочности высших духовных установлений, божественных предзнаменований; горы по всем древним преданиям - место, где боги спускаются с небес, встречаются с людьми, и где возможно приоткрыть завесу вечной тайны существования человека и Вселенной.
Индия и Тибет для Владимира Тютюева - то сакральное пространство, где возможно прикоснуться к особому миру мистического знания. Пейзажи этого автора, при всей узнаваемости конкретных топографических объектов (все они – священные места с многотысячелетней историей), носят обобщённый характер и несут символическое значение. Автор словно отсеивает всё сиюминутное и воплощает на холсте наиболее важное. Он намеренно отказывается от ярко выраженного живописного начала, переводя цвет в категорию декоративную, а изображения - в силуэтную форму. Цвет, имеющий символический характер, вводит в образный строй картин художественную метафору, преобразовывающую реальное значение объектов. Нет сомнения, что Индия и Тибет в интерпретации Владимира Тютюева не оставят равнодушным ни одного зрителя, поскольку позволяют пережить важное мистическое духовное путешествие.
Алексея Ефремова можно по праву назвать певцом уральской природы: художник, объездивший полмира, не устаёт повторять, что Урал - самое любимое пространство на земле, его вечный источник силы и вдохновения. Окрыляясь красотой родных мест, живописец создаёт возвышенно-прекрасные пейзажи, наполненные поэтикой любви и красоты. Сияющая синь небес, белокаменные храмы, увенчанные куполами, звенящая летняя зелень, яркое буйство осенней листвы, - красота и гармония, увиденные художником, переполняют окружающий мир и становятся видимыми зрителю, который с радостью откликается на проникновенное искусство этого автора. Почти магическим образом на каждом полотне А. Ефремова сочетаются логически стройное композиционное решение, непосредственность восприятия, свежесть чувств, изысканный колорит, тончайшая моделировка световоздушной среды; это сочетание делает пейзажи художника яркими и эмоционально насыщенными. Поскольку важнейшей ценностью для этого художника является человеческое бытие в созвучии, согласии с природой, с окружающим миром и другими людьми, бытие одухотворённое и осмысленное, мир, создаваемый им, - не фотографическое изображение действительности, а творимый идеал, своего рода грёза, достичь которую возможно лишь в некоторые мгновения жизни, но зато возможно найти в искусстве.
Александр Ремезов - яркий молодой живописец, которому одинаково подвластны и сложные многофигурные композиции, и психологические портреты, и натюрморты, и жанровые картины, всё же постоянно обращается к пейзажу. В данной экспозиции объектом его художественного внимания стала Черногория - небольшая балканская страна, отличающаяся редкой по красоте природой и древней культурой, связанная с Россией узами общей православной религии. Лучезарный свет, сияющее голубое небо, яркие южные цветы, строгая кладка древних стен, - все эти разнородные элементы на полотнах А. Ремезова удивительным образом преображаются в гармоничные образы, вызывающие у зрителя радостные, светлые переживания. Панорамные форматы картин, диагональные композиции, сложное ритмическая система, цветовые, светотеневые и теплохолодные контрасты образуют полифоническое звучание полотен. Автор обладает сочной, энергичной манерой письма, позволяющей даже в работах, где отсутствует внешнее движение, предать некую внутреннюю, духовную динамику.
Выставка «Далёкое и близкое» не только позволяет зрителю пережить эстетическое удовольствие, но и задуматься о том, что значит пейзаж для художника, зрителя, для времени, в котором они живут. Воспринимая и осмысляя видимую натуру, художник всегда включает в пейзаж мир ценностей, данный его культурой. Одухотворенная чувством и мыслью автора природа из носителя красоты превращается в подлинную художественную и эстетическую ценность, и именно такие произведения искусства способны будить в людях интеллектуально-нравственные смыслы и чувства и влиять на духовную культуру.
Искусствовед Галина Шарко