Сегодня: 25-10-2020

Персональная выставка Ситникова Н.В.


Итоги выставки

С 07 декабря по 27 декабря в Выставочном зале Свердловского регионального отделения ВТОО «Союз художников России» проходила персональная выставка Ситникова Н.В.

Учитель Николая Васильевича Ситникова по Академии художеств, Александр Александрович Осмеркин, говорил: «Ситников был у меня хорошим студентом, одаренным пейзажистом. Я боюсь, что театр в нем убьет живописца». Как показало время, этого не случилось. Театр не только «не уничтожил живописца, напротив, живописец помог сформироваться театральному художнику. [...] Моя узнаваемость всегда будет связана с живописью»,- так говорил о себе сам Н.В.Ситников.

С учителями ему вообще повезло. И П.П.Кончаловский, у которого он начинал учебу в Москве, на Рабфаке искусств, и А.А.Осмеркин, в живописной мастерской которого он продолжил занятия в Академии художеств, были яркими представителями московской школы живописи с ее сочной фактурой, любовью к цвету, стремлением отразить окружающий мир во всем многообразии красок. Это упоение красотой мира, виртуозное владение цветом, способность передать меняющиеся состояния природы зрители могут сегодня увидеть на великолепных пейзажных этюдах и натюрмортах художника, созданных в течение нескольких десятилетий.

«Времена лет» - так называется выставка, и название это многозначно. «Лета» - это не только прожитые годы. «Лето» - это еще и та «маленькая жизнь», которая наступает после зимы. Мир оживает, наполняется светом, красками, и у художников возникает особое, пленерно-отпускное состояние души.

Именно летом, когда особенно остро чувствуется слияние с природой, созданы все пейзажные работы Н.В.Ситникова, а также большинство его портретов и натюрмортов. Природа была для него и бесконечным источником вдохновения, и родником, из которого он черпал силы для напряженной работы. «Природа [...] была моей колыбелью. Среди пенья птиц и лесных шумов узнавал я красоту безбрежного мира». Множество этюдов, созданных в деревне на берегах озера Таватуй, передают эту неброскую красоту лесных полян, прогретых солнцем бревенчатых стен, полевых цветов. Особой любовью он любил цветы сирени, снова и снова изображая ее в своих виртуозных, словно на одном дыхании написанных, натюрмортах в технике «a la prima». Сиреневая и белая, заполняющая пространство холста и иногда словно выбивающаяся за его край, она поражает бесконечными переливами всех оттенков белого, кремового, насыщенного синего, сиреневого, густо-фиолетового.

Не меньше, чем в уральскую природу, он был влюблен в архитектуру старых русских городов. Кострома, Суздаль, Переславль-Залесский, Ростов Великий – эта тихая русская провинция, где, кажется, остановилось время, не могла оставить равнодушным художника, так часто воплощающего в своих театральных работах переломные моменты русской истории. Ситников, тонко чувствующий гармонию и красоту шедевров древнерусской архитектуры, изображает их в самых разных, порой неожиданных, ракурсах. Художник то разворачивает перед зрителем панораму из белокаменных стен и золотых куполов Троице-Сергиевой лавры, то подчеркивает монументальность уходящих ввысь стен собора, то концентрирует внимание на отдельных архитектурных деталях.

…Уходящие лучи заката; разгорающееся утро; небо, всегда разное и поражающее каждый раз новыми оттенками – удивительно красива не только композиция, но и сама фактура этих холстов, те стремительные, широкие мазки, которыми они написаны. Ведь, по убеждению художника, «настоящая живопись всегда декоративна», и «в декоративности […] есть большая влекущая сила, открывающая большие возможности для выражения целой гаммы самых сложных чувств […]».

Пожалуй, наиболее ярко эта декоративность проявляется в портретах.. Утонченные «восточные» цвета бирюзы и сердолика в «Портрете Кирилла в чалме»; легкий диссонанс сочетания сиреневого и серо-голубого в «Портрете Нади», глуховатый темно-красный цвет фона, почти сливающийся с красным цветом рубашки в «Портрете Никиты» - символичность цвета в портретных работах мастера помогает более полному раскрытию образов.

«Мое скромное творчество провинциального художника»… В этих словах Н.В.Ситникова оба прилагательных не соответствуют истине: трудно назвать «скромной» и «провинциальной» эту блистательную живопись, которая достойна украсить стены многих российских и зарубежных музеев.

М. Павлова