|
О Свердловском региональном отделении ВТОО "Союз художников России" Союз художников России (Свердловское региональное отделение: www.youtube.com/watch?v=ujqrJICaSaQ) - это некоммерческая организация, объединяющая в своих рядах на добровольной членской основе художников Свердловской области. Отделение занимается:
- организацией выставок;
- вопросами обеспечения своих членов необходимыми мастерскими;
Краткая историческая справка Художественной жизни Екатеринбурга конца ХIХ – начала ХХ века
Во все времена художники стремились к единению по творческим интересам. Не составлял исключения и регион Урала, художественная жизнь которого, имея определенные особенности, не была изолирована от общих процессов, происходящих в России. Первой художественной организацией Екатеринбурга стало общество любителей изящных искусств, основанное в 1895 году. Своей целью общество ставило «развитие в публике любви и интереса к изящным искусствам», содействие развитию кустарным ремеслам. Активно участвовали в работе общества И.М.Беленьков, И.М.Беренов, А.И.Гакель, Ю.О.Дютель, Н.А.Клепинин, В.Н.Мамин, Н.М.Плюснин, Г.А.Свечин, И.С.Сигов. До 1909 года было проведено восемь художественных выставок и ряд культурных мероприятий. С открытием в 1902 году Екатеринбургской художественно-промышленной школы стало возможным более стабильное формирование коллектива художников. В разное время в школе преподавали В.А.Алмазов, Н.В.Вьюнов, Т.Э.Залькалн, А.Н.Парамонов, В.В.Коновалов, В.П.Рупини, В.Ф.Ульянов и др. Школу окончили скульпторы И.Д.Шадр, П.И.Таежный, Н.А.Захваткин; живописцы и графики И.К.Слюсарев, А.А.Кудрин, А.Ф.Узких, Н.С.Сазонов. Именно выпускники и педагоги школы в последующие десятилетия составляли основной костяк организаций художников Екатеринбурга и других городов Урала.
Художественная жизнь 1917 – 1932 годов.
В 1918 году на базе Екатеринбургской художественно-промышленной школы были организованы Высшие государственные свободные художественные мастерские, которые функционировали не только как учебное заведение, но и как центр консолидации художников. В мастерских преподавали живописцы Л.В.Туржанский, А.А.Лабас, В.В.Игнатьев, П.Е.Соколов, скульпторы С.Д.Эрьзя, П.П.Шарлаимов. Благодаря деятельности учеников и педагогов в городе были открыты новые памятники и монументы, организованы выставки. В сложный период разрухи мастера искусства пытались объединиться, в 1921 году была создана Артель художников, которая просуществовала лишь несколько месяцев.
В 1925 возник Уральский филиал Ассоциации художников революционной России (АХРР). Декларация АХРР призывала обращаться к местным темам, событиям, людям, филиалы на местах обладали почти полной свободой действия. К началу 1930-х в АХРР числились 15 свердловских художников, среди них И.К.Слюсарев, Н.С.Сазонов, А.А.Кудрин, А.Ф.Узких (председатель А.Н.Парамонов). Попыткой решить одновременно и материальные проблемы и выполнить «социальный заказ» стало создание Уральского промыслово-кооперативного товарищества «Уралхудожник» в 1931 году.
Результатом активной деятельности художников Урала, и в частности Свердловска, являлись выставки, организованные в конце 1920-х – начале 1930-х годов. Среди наиболее значительных, местом проведения которых был Свердловск: «Областная выставка творчества художников Урала» (1928 и 1929), «1-ая выставка Свердловского филиала АХР» (1929), «Выставка свердловских художников» (1931), «3-ая передвижная выставка, организованная сектором искусств Наркомпроса РСФСР» (1931), «Выставка-отчет первой бригады художников, работавших на новостройках Урала и Кузбасса» (1932). Произведения художников Свердловска экспонировались в Перми, Москве и других городах.
Образование Свердловской организации Союза художников СССР и ее деятельность в 1930 – 1950-х годах.
После выхода постановления ЦК ВКП(б) от 23.04.1932 «О перестройке литературно-художественных организаций» формы творческих коллективов на Урале приобрели новую направленность. 22 мая 1932 года в помещении драматического театра (по другим источникам в здании Делового клуба) состоялся слет художественно-творческих организаций Свердловска, организованный редакцией журнала «Штурм». Слет творческих сил Урала явился отправным пунктом в перестройке работы всех творческих организаций края. Секция изобразительного искусства постановила создать Союз художников. Первым председателем Оргбюро, так предварительно называлось руководство Союза (правлением оно стало называться с 1937 года), стал Н.И.Козлов. В новое художественное объединение вошли все крупные мастера города, среди них живописцы И.К.Слюсарев, А.М.Минеев, Н.С.Сазонов, С.А.Иванов (председатель с 1938), С.Н.Денисенко, В.П.Дерябин, С.А.Михайлов, Н.П.Голубчиков, Г.А.Мелентьев, Т.А.Партина, А.П.Давыдов, Л.А.Елтышев, В.К.Славнин, А.Ф.Узких, Ф.К.Шмелев, А.А.Жуков; графики А.Н.Парамонов, Г.В.Ляхин, А.Г.Вязников; скульпторы И.А.Камбаров, И.И.Трембовлер; мастера театрально-декорационного искусства А.В.Дубровин, И.М.Вахонин, А.А.Кузьмин, В.А.Людмилин, В.П.Елисеев. Художественные выставки становятся регулярными. Значительным культурным явлением середины 1930-х годов становится выставка московских и ленинградских мастеров «Урало-Кузбасс в живописи». После ее окончания часть картин составили основу раздела советского искусства в Свердловской картинной галерее (открыта в 1936). В городе были открыты Дом литературы и искусства, в котором проходят художественные мероприятия (1937) и производственная база СвердИЗО (1939). Детище своего времени – Союз художников – впитал в себя все достоинства и недостатки командного принципа руководства изобразительным искусством. Доктрина центра на политизацию изобразительного искусства, усиленно проводимая представителями власти на местах, приводила к крайней консервативности художественной атмосферы Урала. План работ по изобразительному искусству согласовывался и проверялся, кандидатуры председателей правления отделений СХ не должны были вызывать недовольства у местных властей. С другой стороны, членам Союза предоставлялись определенные возможности: предоставлялись материалы и мастерские, государственные заказы и пайки, поощрения и награды. Союз складывался и развивался как бюрократический аппарат, где конфликты с творческими личностями становились запрограммированными.
Во время Великой Отечественной войны в эвакуации на Урале оказались известные деятели искусства Украины, Москвы, Ленинграда. В Свердловск приехали скульптор С.Д.Меркуров, возглавлявший эвакуированный сюда Художественный фонд СССР, искусствоведы А.Г.Габричевский, Г.А.Недошивин, живописцы Ф.С.Лемберский и Ю.Р.Бершадский. Летом 1941 в Свердловск прибыли коллекции Эрмитажа, небольшую часть которых жители города могли посмотреть на выставке «Военная доблесть русского народа» (1943). Художники Свердловской организации СХ СССР принимают активное участие в работе над «Окнами ТАСС», создают плакаты. Произведения уральских и эвакуированных мастеров демонстрируются на выставке «Урал – кузница оружия» (1944).
Во второй половине 1940-х – 1950-х годов в Союз пришли молодые талантливые художники: живописцы В.С.Зинов, А.Ф.Бурак, В.А.Игошев, О.Э.Бернгард, А.А.Заусаев, Н.Г.Чесноков, И.С.Финкельштейн, Б.К.Смирнов, Д.М.Ионин (председатель с 1945 года), Б.М.Витомский, В.А.Терехин, И.Н.Нестеров, Б.В.Волков, Г.П.Гаев; скульпторы Г.В.Петрова, А.А.Анисимов, П.А.Сажин; мастера станковой и книжной графики Л.А.Эппле, Е.В.Гилева, Б.А.Семенов, О.Д.Коровин, В.Ф.Васильев и театрально-декоративного искусства Н.В.Ситников, М.С.Улановский. Тематика работ в послевоенный период стала разнообразнее, мастерство возросло. Однако диктат идеологии тоталитарного государства и поверхностное восприятие традиций реализма сковывали творческие поиски.
Деятельность Свердловской организации СХ СССР в 1960 – 1980 годах.
Во время «оттепели» (конец 1950-х – начало 1960-х) в Свердловск вернулись выпускники ленинградских и московских художественных вузов. Они вместе с окончившими уральские училища составили плеяду мастеров нового поколения. Известность на городских выставках получили произведения живописцев И.И. Симонова, А.П.Охлупина, Е.И.Гудина, Г.С.Мосина, М.Ш.Брусиловского, В.З.Беляева, Л.Ф.Венкербеца, Д.И.Лепихина, Ю.И.Истратова, В.В.Трясцина, Г.А.Нечеухина, В.О.Мамонтова, графиков В.М.Воловича, Д.Б.Шимилиса, Г.И.Кетова, С.С.Киприна, А.А.Казанцева, Л.П.Вейберта, В.А.Новиченко, Л.Ф.Полстоваловой, скульпторов В.М.Друзина, В.Е.Егорова, ювелира Л.Ф.Устьянцева. Характерный для этих лет «суровый стиль» с его монументализмом и экспрессивностью, обобщенными, почти плакатными образами стал популярен среди уральских художников. Наряду со станковой живописью, признание получило монументально-декоративное и театральное искусство, книжная графика, декоративно-прикладное искусство.
В 1960-е годы внутри CХ СССР был создан СХ РСФСР, в состав которого вошли художественные организации областей и автономных республик, объединенные в территориальные зоны для периодического (приблизительно раз в пять лет) проведения выставок. В уральской зоне, включающей Свердловскую, Пермскую, Челябинскую, Оренбургскую, Тюменскую, Курганскую области и Башкирию, с 1964 по 1985 прошло шесть выставок «Урал социалистический» – в 1964 в Свердловске, в 1967 в Перми, в 1969 в Челябинске, в 1975 в Уфе, в 1979 в Тюмени: www.youtube.com/watch?v=G7KFZCYNmL4, в 1985 в Свердловске. Выставки сыграли положительную роль, объединив ранее разобщенные провинциальные художественные силы, сделав известными многие имена. С начала 1960-х художники Свердловской организации СХ СССР регулярно участвовали в республиканских, всесоюзных и международных выставках. Выставка художников Урала, Сибири и Дальнего Востока прошла в 1971 году в Москве, выставка свердловских художников состоялась в 1975 году в Ленинграде. Крупным событием стала ретроспективная выставка художников Свердловска в 1987 году в Москве.
Наряду с художниками старшего поколения, в 1970 – 1980-х годах активно работают Г.С.Метелев, А.И.Бурлаков, В.А.Чурсин, Г.Н.Калинин, М.В.Гуменных, К.К.Масумова , В.Я.Бушуев, Н.В.Костина, Н.И.Золотухин, Н.Н.Моос, Н.П.Казанцева , С.В.Тарасова, В.А.Степанов, В.П.Кошелев, М.М.Кошелева, А.А.Алексеев-Свинкин, С.С.Айнутдинов, В.Г.Анциферов, А.В.Золотухин, А.А.Калашников, Г.С.Райшев, Л.М.Сгибнева Б.Н.Клочков, В.Ю.Грекова, О.Л.Орешко, В.В.Штукатуров, О.А.Штукатурова, В.Д.Сысков, Ю.Н.Филоненко, М.П.Сажаев, В.И.Реутов, В.П.Воинкова, З.А.Малинина, Ю.С.Устинов, Б.М.Добровольский, Ю.В.Крылов, А.Г.Антонов, Г.А.Геворкян, К.В.Грюнберг, Л.И.Кружалова, О.Н.Мудрова, В.С.Соколова и другие.
Период после 1991 года.
Изменения политического строя и всей идеологической системы самым серьезным образом отразились на жизни Свердловской организации. С одной стороны, появились условия для свободы творческого самовыражения, расширились международные контакты, разнообразнее стали выставки. С другой – художники почувствовали жесткую зависимость от рынка и безразличное отношение к их проблемам многих местных чиновников. Среди художников и критиков появляется мнение, что подобная организация себя изжила и стала не перспективна. Однако, время показало, что до сего дня Свердловское отделение Союза художников России остается крупнейшей и авторитетнейшей творческой организацией региона. Молодые художники стремятся вступить в ее ряды, не уменьшается количество художественных мероприятий. Продолжением зональных выставок советского периода стали региональные выставки «Урал», проведенные в 1991 в Кургане, в 1998 в Уфе, в 2004 в Екатеринбурге, в 2009 в Челябинске. Развиваются творческие контакты екатеринбургских художников с коллегами из других регионов России и зарубежья.
К сентябрю 2010 года организация объединяет 269 художников. Функционируют девять секций: живописи, графики, скульптуры, монументального искусства, декоративно-прикладного искусства, ювелирно-камнерезного искусства, искусствоведения и критики, художников театра и кино, церковного искусства. С 2008 года организацию возглавляет С.С.Айнутдинов.
В сложный период творческой разобщенности, потери ориентиров и идеалов Свердловская организация Союза художников России продолжает сохранять и развивать художественные традиции уральского края.
Искусствовед Евгений Алексеев
ВЫСТАВКА «ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ ФАКУЛЬТЕТА ГРАФИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ ИМЕНИ ИЛЬИ РЕПИНА» | | С 2 декабря в большом зале Свердловского регионального отделения Союза художников России в рамках V ВСЕРОССИЙСКОГО ОТКРЫТОГО БИЕННАЛЕ-ФЕСТИВАЛЯ ГРАФИКИ «УРАЛ-ГРАФО» открыта выставка «Избранные работы факультета графики Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина». Экспозиция представляет работы студентов факультета, выполненные молодыми художниками в мастерских офорта, линогравюры, литографии, ксилографии. Работы преподавателей тоже присутствуют в выставочном пространстве.
Официальное открытие выставки состоится 4 декабря в 17 ч., в 15.30 пройдет встреча с преподавателями Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина Ю.В. Башкирцевым и М.А. Раздобурдиным.
Высшая школа мастеров русского искусства и центр художественной жизни страны – «Академия трех знатнейших художеств» - была основана по инициативе И.И.Шувалова и М.В.Ломоносова указом Сената в 1757 г. За свою историю Академия художеств ни разу не меняла своего назначения - воспитание молодых художников. С самого начала основой образования являлась стройная методическая система, она изменялась и совершенствовалась, отражая новые растущие потребности времени. И сегодня основой учебного процесса Санкт-Петербургской академии художеств им. Ильи Репина является принцип преемственности лучших традиций отечественного и мирового искусства, включая воспитание традиционного сознания высокой общественной роли художника и долга служения его Отечеству.
Факультет графики деятельно развивает общую для академии концепцию воспитания молодых художников на основе высоких традиций академической школы. Известные российские живописцы и графики ведут курсы рисунка, живописи, композиции, литографии, шелкографии, офорта, гравюры, искусства шрифта и искусства книги. Основная особенность графического факультета - обучение студентов творческому мышлению и техническому мастерству в использовании печатных техник: офорта, литографии, ксилографии, линогравюры, шелкографии, гравюры на пластике, на картоне. По этим дисциплинам выполняются специальные длительные задания. В избранных техниках печати исполняются также многие композиционные задания (книжные иллюстрации и станковые листы). Принципы обучения рисунку, живописи и композиции совпадают с теми, что существуют на факультете живописи, однако дополнительно изучаются техники и традиции акварельной живописи, гуаши, темперы, пастели.
Последовательное практическое ознакомление с печатными графическими техниками происходит во время первых двух лет обучения. После окончания второго курса происходит распределение студентов по персональным мастерским. В мастерской станковой графики задания по композиции предусматривают выполнение серий графических работ в выбранных техниках, а задания в книжной мастерской - выполнение макетов книги и всех книжных элементов на заданную руководителем мастерской тему. Выполнение этих семестровых работ близко и обстоятельно знакомит студентов с закономерностями построения композиции и помогает использовать всевозможные композиционные приемы в создании книги или графического листа. Шестой год обучения предназначен для выполнения дипломной работы на выбранную тему.
Курс офорта на факультете графики ведет Роман Сергеевич Оленич, старший преподаватель кафедры графики, старший преподаватель кафедры живописи и композиции. Из печатных техник на 2 курсе изучаются линогравюра и ксилография, а также шелкография, которую преподаёт Иван Александрович Лебедев.
Технологию печати торцовой гравюры в Академии художеств имени Ильи Репина преподаёт заведующий кафедрой графики Юрий Владимирович Башкирцев. «С данной техникой студенты знакомятся на II курсе в рамках освоения техники высокой печати, включающей в себя и продольную (обрезную) гравюру, и линогравюру, и гравюру на пластике. Гравюра на продольной доске известна с незапамятных времён, неизвестно, кто первым её освоил и применил. А гравёр, одним из первых освоивших работу на торце дерева, - это Томас Бьюик, живший в Англии в XVIII в. Именно он сделал данный вид гравюры заметным событием в искусстве печатной графики. XIX век стал «звёздным» веком для торцовой гравюры. Её возможности в многотиражной графике и совмещение с шрифтовым набором позволили ввести её в книгу, журнал, газету, афишу и т. д. Большое распространение получила репродукционная гравюра. Е. Е. Бернардский, Л. А. Серяков, В. В. Матэ - далеко не полный перечень выдающихся российских гравёров XIX в. Изобретённая в конце этого века офсетная печать потеснила торцовую гравюру, но техника осталась в активе художников, и в XX в. вновь стала важным элементом художественной жизни. В. А. Фаворский, А. Д. Гончаров, Н. Н. Купреянов, А. П. Остроумова-Лебедева, А. И. Кравченко, П. А. Шиллинговский, Г. Д. Епифанов и многие другие художники, работая в этой технике, раскрыли её новые грани и возможности. Из роли репродукционной торцовая гравюра перешла в разряд исключительно авторских техник. XXI в. не забыл эти достижения, и возможно, скоро мы узнаем новые имена художников, открывших новые возможности этой интересной и вполне доступной печатной техники» (Ю.В. Башкирцев).
Курс литографии ведет Александр Николаевич Федоров, старший преподаватель кафедры графики, заслуженный художник Чувашской Республики. По словам педагога, «основной целью дисциплины «Литография» является подготовка квалифицированного художника-графика, способного воплотить свои творческие идеи в печатной графической технике черно-белой и цветной литографии. Главной задачей литографии является формирование у студентов знаний и практических навыков, необходимых в профессиональной деятельности художника-графика».
Выставка из собрания факультета графики Санкт-Петербургской академии художеств им. Ильи Репина - редкая возможность увидеть разнообразие печатных техник, индивидуальных манер пластического языка, особенностей мышления множества молодых авторов.
Выставка открыта до 28 декабря 2024 г.
ЧАСЫ РАБОТЫ ВЫСТАВОЧНЫХ ЗАЛОВ ДОМА ХУДОЖНИКА Понедельник - 12.00 -18.00 Вторник - 12.00 -18.00 Среда - 12.00 -18.00 Четверг - 12.00 -18.00
| "Выставочный зал Свердловского регионального отделения "Союз художников России": ул.Куйбышева 97. тел. 261-63-19, 261-70-97. Свободный доступ:
Пн-Чтв: с 12-00 до 17-00; Сб: с 12-00 до 16-00. Выходной: пятница, воскресенье. |
|
ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «ИРИНА МАКОВЕЕВА (МОСКВА). АНИМАЛИСТИКА» | | С 28 ноября 2024 г. в Доме художника работает выставка «Ирина Маковеева. Анималистика» - часть программы V Всероссийского открытого биеннале-фестиваля графики «УРАЛ-ГРАФО». Экспозиция включает печатную графику (офорт, сухая игла) и рисунки гуашью, где запечатлены образы диких и домашних животных, пейзажи, зарисовки, а также книги, куда входят иллюстрации И. Маковеевой.
Ирина Петровна Маковеева - член Союза художников России, заслуженный художник Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии художеств, - один из самых ярких представителей современной отечественной анималистической школы. Она училась у известного художника-анималиста Михаила Максимовича Кукунова (1918 - 1998), технику печатной графики освоила в мастерской Владимира Алексеевича Самарина (1926-1994).
В своем обращении к миру фауны (птицы, рыбы, собаки, тигры, насекомые и др.) Ирина Маковеева продолжает традиции классической отечественной школы анималистики, сочетая достоверное узнаваемое изображение животного, но воздерживаясь от натурализма. По словам самого художника: «Иногда делаю очень подробный рисунок для памяти, достоверность модели для меня первична, но также важна и художественная правда».
За долгие годы творческой деятельности, путешествуя не только по России, но и по другим странам, Ирина Петровна продолжает учиться у природы, которая щедро раскрывает перед ней свои сокровенные тайны. Владея различными материалами графики (пастель, цветные карандаши, тушь, акварель, гуашь), печатными техниками (офорт, сухая игла), она виртуозно применяет технический арсенал для воплощения прочувствованный и осмысленных впечатлений. В многочисленных путевых зарисовках, выполненных с натуры, ей удается достичь подлинной виртуозности рисования. В пейзажах, часто используя всего два цвета (черный и теплый коричневый) она добивается небывалого живописного эффекта теплохолодности – динамики теплых и холодных оттенков, благодаря которым работы становятся живыми.
Бывая в разных местах мира, она непременно знакомится с ландшафтами, флорой и фауной каждого региона, рисует в зоопарках или зверинцах, часто посещает природные заповедники, особенно в Юго-Восточной Азии. Например, графическая серия «Куры» и «Индюки» - это творческий эксперимент по совмещению уроков восточного искусства с приемами европейской живописи, который приводит к созданию подлинно вдохновенного поэтического целого.
Ирина Маковеева успешно занимается искусством книги - помимо иллюстраций она опубликовала несколько авторских путевых альбомов, созданных во время творческих командировок: «Земля слонов» (2017), «Большое путешествие больших панд» (2019), «Земля леопарда» (2021). Издания стали лауреатами конкурса «Образ книги» и др.
А.Нефёдова,
кандидат искусствоведения, Москва
Выставка открыта до 28 декабря 2024 г.
ЧАСЫ РАБОТЫ ВЫСТАВОЧНЫХ ЗАЛОВ ДОМА ХУДОЖНИКА Понедельник - 12.00 -18.00 Вторник - 12.00 -18.00 Среда - 12.00 -18.00 Четверг - 12.00 -18.00
| "Выставочный зал Свердловского регионального отделения "Союз художников России": ул.Куйбышева 97. тел. 261-63-19, 261-70-97. Свободный доступ:
Пн-Чтв: с 12-00 до 17-00; Сб: с 12-00 до 16-00. Выходной: пятница, воскресенье. |
|
|
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!!!Лопаев Юрий Николаевич Правление Союза Художников России (Свердловское региональное отделение), коллеги и друзья поздравляют Вас с Днём рождения! Желаем Вам крепкого здоровья, житейского благополучия и творческих успехов!
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!!!Нечеухин Григорий Андреевич Правление Союза Художников России (Свердловское региональное отделение), коллеги и друзья поздравляют Вас с Днём рождения! Желаем Вам крепкого здоровья, житейского благополучия и творческих успехов!
Мирошников Виктор Петрович Художник, ювелир, член секции ювелирного искусства
(подробнее...) |