|
О Свердловском региональном отделении ВТОО "Союз художников России" Союз художников России (Свердловское региональное отделение: www.youtube.com/watch?v=ujqrJICaSaQ) - это некоммерческая организация, объединяющая в своих рядах на добровольной членской основе художников Свердловской области. Отделение занимается:
- организацией выставок;
- вопросами обеспечения своих членов необходимыми мастерскими;
Краткая историческая справка Художественной жизни Екатеринбурга конца ХIХ – начала ХХ века
Во все времена художники стремились к единению по творческим интересам. Не составлял исключения и регион Урала, художественная жизнь которого, имея определенные особенности, не была изолирована от общих процессов, происходящих в России. Первой художественной организацией Екатеринбурга стало общество любителей изящных искусств, основанное в 1895 году. Своей целью общество ставило «развитие в публике любви и интереса к изящным искусствам», содействие развитию кустарным ремеслам. Активно участвовали в работе общества И.М.Беленьков, И.М.Беренов, А.И.Гакель, Ю.О.Дютель, Н.А.Клепинин, В.Н.Мамин, Н.М.Плюснин, Г.А.Свечин, И.С.Сигов. До 1909 года было проведено восемь художественных выставок и ряд культурных мероприятий. С открытием в 1902 году Екатеринбургской художественно-промышленной школы стало возможным более стабильное формирование коллектива художников. В разное время в школе преподавали В.А.Алмазов, Н.В.Вьюнов, Т.Э.Залькалн, А.Н.Парамонов, В.В.Коновалов, В.П.Рупини, В.Ф.Ульянов и др. Школу окончили скульпторы И.Д.Шадр, П.И.Таежный, Н.А.Захваткин; живописцы и графики И.К.Слюсарев, А.А.Кудрин, А.Ф.Узких, Н.С.Сазонов. Именно выпускники и педагоги школы в последующие десятилетия составляли основной костяк организаций художников Екатеринбурга и других городов Урала.
Художественная жизнь 1917 – 1932 годов.
В 1918 году на базе Екатеринбургской художественно-промышленной школы были организованы Высшие государственные свободные художественные мастерские, которые функционировали не только как учебное заведение, но и как центр консолидации художников. В мастерских преподавали живописцы Л.В.Туржанский, А.А.Лабас, В.В.Игнатьев, П.Е.Соколов, скульпторы С.Д.Эрьзя, П.П.Шарлаимов. Благодаря деятельности учеников и педагогов в городе были открыты новые памятники и монументы, организованы выставки. В сложный период разрухи мастера искусства пытались объединиться, в 1921 году была создана Артель художников, которая просуществовала лишь несколько месяцев.
В 1925 возник Уральский филиал Ассоциации художников революционной России (АХРР). Декларация АХРР призывала обращаться к местным темам, событиям, людям, филиалы на местах обладали почти полной свободой действия. К началу 1930-х в АХРР числились 15 свердловских художников, среди них И.К.Слюсарев, Н.С.Сазонов, А.А.Кудрин, А.Ф.Узких (председатель А.Н.Парамонов). Попыткой решить одновременно и материальные проблемы и выполнить «социальный заказ» стало создание Уральского промыслово-кооперативного товарищества «Уралхудожник» в 1931 году.
Результатом активной деятельности художников Урала, и в частности Свердловска, являлись выставки, организованные в конце 1920-х – начале 1930-х годов. Среди наиболее значительных, местом проведения которых был Свердловск: «Областная выставка творчества художников Урала» (1928 и 1929), «1-ая выставка Свердловского филиала АХР» (1929), «Выставка свердловских художников» (1931), «3-ая передвижная выставка, организованная сектором искусств Наркомпроса РСФСР» (1931), «Выставка-отчет первой бригады художников, работавших на новостройках Урала и Кузбасса» (1932). Произведения художников Свердловска экспонировались в Перми, Москве и других городах.
Образование Свердловской организации Союза художников СССР и ее деятельность в 1930 – 1950-х годах.
После выхода постановления ЦК ВКП(б) от 23.04.1932 «О перестройке литературно-художественных организаций» формы творческих коллективов на Урале приобрели новую направленность. 22 мая 1932 года в помещении драматического театра (по другим источникам в здании Делового клуба) состоялся слет художественно-творческих организаций Свердловска, организованный редакцией журнала «Штурм». Слет творческих сил Урала явился отправным пунктом в перестройке работы всех творческих организаций края. Секция изобразительного искусства постановила создать Союз художников. Первым председателем Оргбюро, так предварительно называлось руководство Союза (правлением оно стало называться с 1937 года), стал Н.И.Козлов. В новое художественное объединение вошли все крупные мастера города, среди них живописцы И.К.Слюсарев, А.М.Минеев, Н.С.Сазонов, С.А.Иванов (председатель с 1938), С.Н.Денисенко, В.П.Дерябин, С.А.Михайлов, Н.П.Голубчиков, Г.А.Мелентьев, Т.А.Партина, А.П.Давыдов, Л.А.Елтышев, В.К.Славнин, А.Ф.Узких, Ф.К.Шмелев, А.А.Жуков; графики А.Н.Парамонов, Г.В.Ляхин, А.Г.Вязников; скульпторы И.А.Камбаров, И.И.Трембовлер; мастера театрально-декорационного искусства А.В.Дубровин, И.М.Вахонин, А.А.Кузьмин, В.А.Людмилин, В.П.Елисеев. Художественные выставки становятся регулярными. Значительным культурным явлением середины 1930-х годов становится выставка московских и ленинградских мастеров «Урало-Кузбасс в живописи». После ее окончания часть картин составили основу раздела советского искусства в Свердловской картинной галерее (открыта в 1936). В городе были открыты Дом литературы и искусства, в котором проходят художественные мероприятия (1937) и производственная база СвердИЗО (1939). Детище своего времени – Союз художников – впитал в себя все достоинства и недостатки командного принципа руководства изобразительным искусством. Доктрина центра на политизацию изобразительного искусства, усиленно проводимая представителями власти на местах, приводила к крайней консервативности художественной атмосферы Урала. План работ по изобразительному искусству согласовывался и проверялся, кандидатуры председателей правления отделений СХ не должны были вызывать недовольства у местных властей. С другой стороны, членам Союза предоставлялись определенные возможности: предоставлялись материалы и мастерские, государственные заказы и пайки, поощрения и награды. Союз складывался и развивался как бюрократический аппарат, где конфликты с творческими личностями становились запрограммированными.
Во время Великой Отечественной войны в эвакуации на Урале оказались известные деятели искусства Украины, Москвы, Ленинграда. В Свердловск приехали скульптор С.Д.Меркуров, возглавлявший эвакуированный сюда Художественный фонд СССР, искусствоведы А.Г.Габричевский, Г.А.Недошивин, живописцы Ф.С.Лемберский и Ю.Р.Бершадский. Летом 1941 в Свердловск прибыли коллекции Эрмитажа, небольшую часть которых жители города могли посмотреть на выставке «Военная доблесть русского народа» (1943). Художники Свердловской организации СХ СССР принимают активное участие в работе над «Окнами ТАСС», создают плакаты. Произведения уральских и эвакуированных мастеров демонстрируются на выставке «Урал – кузница оружия» (1944).
Во второй половине 1940-х – 1950-х годов в Союз пришли молодые талантливые художники: живописцы В.С.Зинов, А.Ф.Бурак, В.А.Игошев, О.Э.Бернгард, А.А.Заусаев, Н.Г.Чесноков, И.С.Финкельштейн, Б.К.Смирнов, Д.М.Ионин (председатель с 1945 года), Б.М.Витомский, В.А.Терехин, И.Н.Нестеров, Б.В.Волков, Г.П.Гаев; скульпторы Г.В.Петрова, А.А.Анисимов, П.А.Сажин; мастера станковой и книжной графики Л.А.Эппле, Е.В.Гилева, Б.А.Семенов, О.Д.Коровин, В.Ф.Васильев и театрально-декоративного искусства Н.В.Ситников, М.С.Улановский. Тематика работ в послевоенный период стала разнообразнее, мастерство возросло. Однако диктат идеологии тоталитарного государства и поверхностное восприятие традиций реализма сковывали творческие поиски.
Деятельность Свердловской организации СХ СССР в 1960 – 1980 годах.
Во время «оттепели» (конец 1950-х – начало 1960-х) в Свердловск вернулись выпускники ленинградских и московских художественных вузов. Они вместе с окончившими уральские училища составили плеяду мастеров нового поколения. Известность на городских выставках получили произведения живописцев И.И. Симонова, А.П.Охлупина, Е.И.Гудина, Г.С.Мосина, М.Ш.Брусиловского, В.З.Беляева, Л.Ф.Венкербеца, Д.И.Лепихина, Ю.И.Истратова, В.В.Трясцина, Г.А.Нечеухина, В.О.Мамонтова, графиков В.М.Воловича, Д.Б.Шимилиса, Г.И.Кетова, С.С.Киприна, А.А.Казанцева, Л.П.Вейберта, В.А.Новиченко, Л.Ф.Полстоваловой, скульпторов В.М.Друзина, В.Е.Егорова, ювелира Л.Ф.Устьянцева. Характерный для этих лет «суровый стиль» с его монументализмом и экспрессивностью, обобщенными, почти плакатными образами стал популярен среди уральских художников. Наряду со станковой живописью, признание получило монументально-декоративное и театральное искусство, книжная графика, декоративно-прикладное искусство.
В 1960-е годы внутри CХ СССР был создан СХ РСФСР, в состав которого вошли художественные организации областей и автономных республик, объединенные в территориальные зоны для периодического (приблизительно раз в пять лет) проведения выставок. В уральской зоне, включающей Свердловскую, Пермскую, Челябинскую, Оренбургскую, Тюменскую, Курганскую области и Башкирию, с 1964 по 1985 прошло шесть выставок «Урал социалистический» – в 1964 в Свердловске, в 1967 в Перми, в 1969 в Челябинске, в 1975 в Уфе, в 1979 в Тюмени: www.youtube.com/watch?v=G7KFZCYNmL4, в 1985 в Свердловске. Выставки сыграли положительную роль, объединив ранее разобщенные провинциальные художественные силы, сделав известными многие имена. С начала 1960-х художники Свердловской организации СХ СССР регулярно участвовали в республиканских, всесоюзных и международных выставках. Выставка художников Урала, Сибири и Дальнего Востока прошла в 1971 году в Москве, выставка свердловских художников состоялась в 1975 году в Ленинграде. Крупным событием стала ретроспективная выставка художников Свердловска в 1987 году в Москве.
Наряду с художниками старшего поколения, в 1970 – 1980-х годах активно работают Г.С.Метелев, А.И.Бурлаков, В.А.Чурсин, Г.Н.Калинин, М.В.Гуменных, К.К.Масумова , В.Я.Бушуев, Н.В.Костина, Н.И.Золотухин, Н.Н.Моос, Н.П.Казанцева , С.В.Тарасова, В.А.Степанов, В.П.Кошелев, М.М.Кошелева, А.А.Алексеев-Свинкин, С.С.Айнутдинов, В.Г.Анциферов, А.В.Золотухин, А.А.Калашников, Г.С.Райшев, Л.М.Сгибнева Б.Н.Клочков, В.Ю.Грекова, О.Л.Орешко, В.В.Штукатуров, О.А.Штукатурова, В.Д.Сысков, Ю.Н.Филоненко, М.П.Сажаев, В.И.Реутов, В.П.Воинкова, З.А.Малинина, Ю.С.Устинов, Б.М.Добровольский, Ю.В.Крылов, А.Г.Антонов, Г.А.Геворкян, К.В.Грюнберг, Л.И.Кружалова, О.Н.Мудрова, В.С.Соколова и другие.
Период после 1991 года.
Изменения политического строя и всей идеологической системы самым серьезным образом отразились на жизни Свердловской организации. С одной стороны, появились условия для свободы творческого самовыражения, расширились международные контакты, разнообразнее стали выставки. С другой – художники почувствовали жесткую зависимость от рынка и безразличное отношение к их проблемам многих местных чиновников. Среди художников и критиков появляется мнение, что подобная организация себя изжила и стала не перспективна. Однако, время показало, что до сего дня Свердловское отделение Союза художников России остается крупнейшей и авторитетнейшей творческой организацией региона. Молодые художники стремятся вступить в ее ряды, не уменьшается количество художественных мероприятий. Продолжением зональных выставок советского периода стали региональные выставки «Урал», проведенные в 1991 в Кургане, в 1998 в Уфе, в 2004 в Екатеринбурге, в 2009 в Челябинске. Развиваются творческие контакты екатеринбургских художников с коллегами из других регионов России и зарубежья.
К сентябрю 2010 года организация объединяет 269 художников. Функционируют девять секций: живописи, графики, скульптуры, монументального искусства, декоративно-прикладного искусства, ювелирно-камнерезного искусства, искусствоведения и критики, художников театра и кино, церковного искусства. С 2008 года организацию возглавляет С.С.Айнутдинов.
В сложный период творческой разобщенности, потери ориентиров и идеалов Свердловская организация Союза художников России продолжает сохранять и развивать художественные традиции уральского края.
Искусствовед Евгений Алексеев
ВЫСТАВКА «АЛЕКСАНДР СУВОРОВ И УЧЕНИКИ» ИЗ СОБРАНИЯ МАСТЕРСКОЙ ОФОРТА МГАХИ им. В.И. СУРИКОВА | | С 30 сентября в большом зале Свердловского регионального отделения Союза художников России в рамках V ВСЕРОССИЙСКОГО ОТКРЫТОГО БИЕННАЛЕ-ФЕСТИВАЛЯ ГРАФИКИ «УРАЛ-ГРАФО» открыта выставка «Мастер и ученики». Экспозиция представляет работы студентов факультета графики МГАХИ им. В.И. Сурикова, выполненные в творческой мастерской офорта под руководством Александра Борисовича Суворова, эстампы которого тоже присутствуют в выставочном пространстве.
Тематические натюрморты, портреты, задания с присутствием обнажённой модели, композиции на свободную тему, копии произведений мирового изобразительного искусства, дипломные работы демонстрируют не только сложный технический арсенал возможностей офорта и его манер, приобретаемый молодыми художниками в институтской мастерской, но и позволяют увидеть этапы формирования их пластического языка, оригинального авторского почерка.
Александр Борисович Суворов родился в 1947 г. в Москве, учился в Московской средней художественной школе (1960-1966), на графическом факультете при МГХИ им. В. И. Сурикова (1970-1975). Член Союза художников СССР (1977), член МОСХ и МСХ (1997). Член-корреспондент Российской академии художеств (2007), действительный член РАХ (2012), заслуженный художник России (2016). Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства за серию офортов «Старые дома» (2003).
С 1995 г. - руководитель мастерской офорта, профессор, с 2013 г. - заведующий кафедрой графики МГАХИ имени В.И.Сурикова. Многие годы А.Б. Суворов является руководителем групп в Доме творчества «Челюскинская».
Для художественного языка А. Суворова характерно диалектическое единство противоположных оснований: жесткой композиционной структуры и сложноразработанной фактуры, монументальной обобщённости формы и тончайших тональных градаций, сбалансированного соединения чувственного и рационального начал. Энциклопедическая эрудиция, блестящее техническое мастерство, ориентация на лучшие образцы мирового искусства, умение переплавлять богатые жизненные впечатления в обобщенные формы позволяют Александру Борисовичу не только самому постоянно удивлять новыми эстампами, но и оставаться ядром притяжения для ещё только обретающих собственный язык, формирующих свои миры художников. В мастерской офорта МГАХИ им. В.И. Сурикова Александр Суворов создаёт то особенное пространство, в котором через овладение формой и техническим инструментарием молодые графики постигают философию творчества и заряжаются энергией вечного поиска искусства.
1 октября 2024 г. в 12 ч. в Доме художника состоится встреча с А.Б. Суворовым, где мастер расскажет об учебных и творческих задачах в представленных работах, ответит на вопросы студентов художественных учебных заведений Екатеринбурга.
Выставка открыта до 25 октября 2024 г.
ЧАСЫ РАБОТЫ ВЫСТАВОЧНЫХ ЗАЛОВ ДОМА ХУДОЖНИКА Понедельник - 12.00 -18.00 Вторник - 12.00 -18.00 Среда - 12.00 -18.00 Четверг - 12.00 -18.00
| "Выставочный зал Свердловского регионального отделения "Союз художников России": ул.Куйбышева 97. тел. 261-63-19, 261-70-97. Свободный доступ:
Пн-Чтв: с 12-00 до 17-00; Сб: с 12-00 до 16-00. Выходной: пятница, воскресенье. |
|
ВЫСТАВКА «ВАЛЕНТИН ТЕПЛОВ. ПАСТЕЛЬ» | | С 30 сентября . в малом зале Свердловского регионального отделения Союза художников России открыта выставка заслуженного художника Валентина Теплова (Красноярск), являющаяся частью программы V ВСЕРОССИЙСКОГО ОТКРЫТОГО БИЕННАЛЕ-ФЕСТИВАЛЯ ГРАФИКИ «УРАЛ-ГРАФО». В экспозицию входит более 20 работ, выполненных автором в технике пастели в период с 2013 по 2024 гг.
Валентин Павлович Теплов родился в 1952 г. Заслуженный художник Российской Федерации, академик Российской академии художеств. Учился в Красноярском художественном училище им. В.И. Сурикова на театрально-декорационном отделении (1967 – 1971), в Московском полиграфическом институте на отделении «Художник книги» (1980 – 1986), в творческих мастерских Академии художеств (отделение «Урал, Сибирь и Дальний Восток») в графической мастерской под руководством В.Н. Петрова-Камчатского (1992).
Творчество В.П. Теплова, особенно натюрморты, демонстрирует гармоничный баланс между актуальным и академическим, реалистическим и сюрреалистическим искусством, и, наконец, между фантазией художника, готовой на смелые эксперименты и глубоким внутренним содержанием каждого произведения.
Излюбленная техника художника – пастель. Матовая, бархатистая поверхность, создаваемая пастелью, не только поглощает свет, но и как будто приглушает звуки, сообщая композиции камерность, задумчивость, тишину. Безмолвие кажется пустотой: ничего не происходит. Отсутствует сюжет, нет действия, предметный мир застыл в случайном сближении загадочного молчания. Но за зримым и привычным скрывается метафизика бытия. А за кажущейся тишиной присутствует незримый «диалог», «коммуникация» между «главными героями» композиции – предметами. Именно такой диалог является основным качеством и сутью натюрмортной композиции. В работах В.П. Теплова возникают крайне неожиданные образы. Это могут быть самые обычные предметы, но необычной является их комбинация. С одной стороны, это увлекательный творческий эксперимент, похожий на игру, с другой же, очевидно, что дело не в самих предметах, а в их расположении относительно плоскости листа и зрительского восприятия, взаимодействии форм и пространства между ними, цвете и линиях. Содержательная ценность натюрмортов В. П. Теплова в том, что если вместо предметов мы представим людей, но сохраним цветовое решение и архитектонику композиции, отношения «главных героев» и эмоциональный строй не изменятся.
Несмотря на разнообразие жанров, в которых работает В.П. Теплов, натюрморт остается наиболее в творческом и содержательном плане важным для художника. Он выводит искусство натюрморта на новый уровень, возвращает ему содержание и значительно усложняет. Это иносказание, но не смутное, понятное одному лишь художнику, а выраженное ясным художественным языком с максимальным использованием средств выразительности. Художник улавливает импульсы скрытого таинства за банальными предметами, давно утратившими свое функциональное предназначение. В момент созерцания тайны и происходит самое важное действие – открытие собственного духовного пространства. Услышать его звучание возможно, только погружаясь в тишину, в которую не допускаются шум и суета. Музыка тишины соткана из Света и Тени, из фактур грубых и хрупких. Старые забытые предметы, которые давно перестали быть «вещами», под чуткими пальцами художника превращаются в медитативный ряд эстетического пространства.
Софья Белокурова, кандидат философских наук, член-корреспондент РАХ
Елена Худоногова, кандидат искусствоведения, почетный член РАХ
Выставка открыта до 25 октября 2024 г.
ЧАСЫ РАБОТЫ ВЫСТАВОЧНЫХ ЗАЛОВ ДОМА ХУДОЖНИКА
Понедельник - 12.00 -18.00
Вторник - 12.00 -18.00
Среда - 12.00 -18.00
Четверг - 12.00 -18.00
| "Выставочный зал Свердловского регионального отделения "Союз художников России": ул.Куйбышева 97. тел. 261-63-19, 261-70-97. Свободный доступ:
Пн-Чтв: с 12-00 до 17-00; Сб: с 12-00 до 16-00. Выходной: пятница, воскресенье. |
|
|
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!!!Моргунов Николай Александрович Правление Союза Художников России (Свердловское региональное отделение), коллеги и друзья поздравляют Вас с Днём рождения! Желаем Вам крепкого здоровья, житейского благополучия и творческих успехов!
Ионайтис Ольга Борисовна Искусствовед, художественный критик.
Родилась в г.Саратове в 1972г. В 1994г. окончила философский факультет УрГУ им.А.М.Горького, в 1995г. - факультет искусствоведения и культурологии УрГУ. В Союзе художников с 2002г. (подробнее...) |