Сегодня: 30-11-2020

О Свердловском региональном отделении
ВТОО "Союз художников России"

Союз художников России (Свердловское региональное отделение: www.youtube.com/watch?v=ujqrJICaSaQ) - это некоммерческая...(подробнее)


АНАТОЛИЙ ЛЮБАВИН. ГРАФИКА

СИЛОВЫЕ ЛИНИИ АНАТОЛИЯ ЛЮБАВИНА

 2 декабря в большом зале Свердловского регионального отделения Союза художников России открывается персональная выставка графики Анатолия Любавина (Москва), входящая в программу Четвёртого Всероссийского открытого биеннале-фестиваля графики «УРАЛ-ГРАФО». Экспозиция представляет два раздела творчества художника: офорты на темы сельской жизни и черно-белые шелкографии из серии «Художник и модель».

Цветные офорты (выполненные с применением сухой иглы) на внешне простые бытовые сцены, в которых люди и животные изображены в момент отдыха, по завершении сезонных работ, А.Любавин создает в переходное для страны время – в начале 2000-х. Художник погружает своих персонажей в состояние размышления, возникающее на стадии физической усталости, рефлексии, в осознании неразрывности связей всего земного. Фронтальная неподвижность героев, предстоящих перед зрителем, подобно тому, как это бывает на старинных фотоснимках, становится одним из основных объединяющих композиционных начал этой небольшой серии. Серо-оливковый колорит офортов в своей стройности цветовой гаммы создает ностальгическое настроение. Округлые фигуры, охваченные ниоткуда возникшим лунным сиянием, нежно их обволакивающем, пребывают в гармонии с чередой мягких холмистых форм земного ландшафта.

Вторая серия была создана позднее, в относительно стабильные времена, в 2017-2018 годы. БОльшая по количеству работ серия рисунков, переведенная в технику шелкографии, представляет собой своеобразное исследование природы художественного творчества. Издавна существующий, неумирающий жанр «ню» нашел здесь свое отражение.

Автор исследует слагаемые образа: не только форму, свет, движение, механику тела, но и его эмоциональную и духовную наполненность. При этом сюжет, по словам самого художника, для него всегда вторичен, более важным представляется раскрытие пластических качеств изображаемых объектов. Именно поэтому была выбрана знакомая обстановка художественной мастерской, как наиболее близкая и освоенная, ставшая для автора творческой лабораторией.

Для большинства листов серии характерно обилие света, особая легкость и воздушность. Контурная линия становится основным выразительным средством: почти непрерывно скользящая, иногда «разрывающая» фигуру, она уверенно созидает форму, лаконично замыкая силуэты, указывая на несомненное мастерство автора. Она является началом отсчета в системе художественных координат – как течение мысли, как струящиеся чувства, переливающиеся из одного сосуда в другой. Линия остается видимой и в своей вспомогательной функции, как каркасная основа, привнося в изображение конструктивные свойства. При помощи линий создаются и призрачно-прозрачные фигуры, и материальные предметы, в которых выявлена архитектоника. Ритмически организованные пятна становятся средствами формирования «характера» предметов, их настроения: сгущая атмосферу, насыщая художественное пространство энергетическим зарядом.

А. Любавин пытается «услышать» пластический «звук» произведения, наполненного глубинными смыслами, создает ритмическое соотношение вертикалей и горизонталей. Используя светотеневые пятна как звуки и паузы, он, подобно музыканту, сочиняет свою живописную «мелодию», находясь на грани соприкосновения разных видов искусств. Для художника-педагога всегда важно также умение построить композицию, основываясь на знании классических пропорций. Ритмическое начало, основанное на золотом сечении, становится тем связующим, что соединяет звук и пластику, конечной целью которых является достижение гармонии.

В художественной мастерской А. Любавина наряду с другим реквизитом закономерно присутствие зеркала. Здесь этот неизменный атрибут интерьера приобретает рефлексирующий характер, как бы отсылая к обратному отражению реальности. Возможно, существует связь между пространством зазеркалья и обратной перспективой, которую художник активно использует в сочетании с прямой. Прямая перспектива – это то, что видится, обратная – уводит в область воспоминаний, реконструкции и давних знаний. В применении обратной перспективы, как способе создания «иномирного», отраженного (словно в зеркале) пространства, художник не нарушает классических традиций.

Манипулируя рамами, кувшинами, мебелью независимо друг от друга перемещающимися в картине – то въезжающими, то отодвигающимися в разные стороны, художник демонстрирует свою волю, право высказывания собственного отношения к реальности, выстраивает личную пространственную версию. Так было со времен Матисса, Шагала, других мастеров начала ХХ века, восприемником традиций которых является Анатолий Любавин.

Женщина в сознании автора – это огромный скрытый мир, в ней он видит и чувствует весь космос, откровенно говорит о ней как о некой загадке мироздания, выводит ее образ на сокровенный уровень. Пронизанные эротически-поэтическим настроением шелкографские рисунки предстают откровениями автора об интимной стороне акта творения произведения. От рисунка к рисунку, словно делая раскадровку на сценической площадке, он разворачивает перед зрителем драму, приоткрывает тайну взаимоотношений трех участников творческого процесса: художника, модели и рождающегося произведения.

Девушка в мастерской может двигаться, менять позу, переходить с места на место. В некотором смысле она является активным участником художнического эксперимента, основной фигурой, которая располагается то по вертикали, то по горизонтали или диагонали, вдоль основных композиционных линий, всегда оставаясь в зоне силового поля автора. Но вот она встала и демонстративно взяла в руки раму. И тогда рама предстает в многосмысловом аспекте – не только как «очерченность» художественного пространства, но и как известная граница норм, преступить которые можно лишь мысленно.

Вспоминая, где его модель только что сидела в окружении определенных предметов, Любавин, следуя своему методу, который он демонстрирует на мастер-классах, рисует по памяти. Тогда не все попадает в зону внимания художника, модель фиксируется им в разных позах на основании впечатлений, а в рисунке, таким образом происходит отход от натуры, очищение от природы, когда в сознании автора остается лишь чистый образ. Сюжет для художника всегда вторичен, более важно для него раскрытие пластических качеств изображаемых объектов. Резонируя со словами современного поэта – «женщина – это не главное, главное – линия плавная»,– сама тема становится для него формальным поводом для создания образа.

В условно организованном мире, исследовательском пространстве рисунка, когда его построение происходит по классическим силовым линиям, живые человеческие чувства возникают со стремлением вырваться за указанные пределы. Сила искусства состоит в таинственном процессе, спасительно помогающем осмыслить и уравновесить эмоции. В этом контексте искусство рисунка выступает как способ сублимации, перевода накопившейся энергии, ее трансформации в иные измерения. Так на свет появляются целомудренные женские образы А. Любавина.

Художник определяет собственный метод, как  необходимость постоянного наблюдения ближайшего окружающего мира путем создания зарисовок. Именно поэтому он не расстается с рабочим блокнотом, куда заносит свои натурные наблюдения, которые становятся основой образов, в какой-то момент начинающих жить своей жизнью, погружая других участников  художественного процесса в состояние рефлексии.

Графика Анатолия Любавина, сплавляющая натурный материал и изысканные артистические экзерсисы; взгляд мыслителя, выявляющий скрытые сущности, и виртуозное владение фактурой; пластическую раскрепощённость и оригинальные композиционные построения; вдохновенный трепет и академическую выучку;  свободу высказывания и лаконичность выразительных средств, будет интересна как профессионалам, так  и самым широким зрительским кругам. 

 

Наталья Ваньчугова, искусствовед,

Екатеринбург

 

Выставка открыта с 2 по 31декабря 2020 г. 

Вход свободный.

Понедельник-четверг -  12.00 - 17.00.

Суббота – 12.00 -16.00

Пятница, воскресенье  – выходной.

Посещение выставок возможно при соблюдении масочного режима.

 

Свердловское региональное отделение ВТОО «Союз художников России.

Екатеринбург, ул. Куйбышева, 97

www.shr-ekb.ru, тел. 261-63-19, 261-70-97.

 




"Выставочный зал Свердловского регионального отделения "Союз художников России": ул.Куйбышева 97. тел. 261-70-97.
Свободный доступ: Понедельник-пятница: с 10-00 до 18-00, суббота: с 10-00 до 17-00, воскресенье: выходной."

АРТ-ПРОЕКТ «МАСТЕРСКАЯ ФУФАЧЕВА: ПУТЬ К СЕБЕ»


2 декабря в залах Свердловского регионального отделения Союза художников России открывается выставка «Мастерская Владимира Фуфачёва: путь к себе», входящая в программу Четвёртого Всероссийского открытого биеннале-фестиваля «УРАЛ-ГРАФО». Экспозиция включает более 30 работ, выполненных 13 авторами разных возрастов и творческих манер, объединённых художником из Нижнего Новгорода Владимиром Фуфачёвым.

Арт-проект «Мастерская Фуфачева» - явление художественное, пространственное, временное, социальное, требующее эстетического осмысления: он существует уже более пятнадцати лет лет, за годы его движения и развития в Нижнем Новгороде появилась целая плеяда самобытных, ярких авторов.

 Работы Владимира Иосифовича, его участие в художественной жизни России, в культурных проектах и культурных пространствах других стран заслуживают всестороннего внимания, постижения и изучения. Своеобычность автора  в том, что в своем творчестве он протягивает мост между пластами времен, следует плодотворной идее диалога культур, занимается интерпретацией древнего символа-знака, впрямую обращается к пластическим, колористическим и образным достижениям прошлых веков, одновременно выражая и показывая свою индивидуальность, собственное оригинальное видение мира.

Мастер родился в Восточной Сибири, там вырос, сложился как личность, открывая для себя архаические тайны родной земли (а земля эта – граница казачьей Южной Сибири, Тувы, Хакасии); художник, двигаясь в пространстве современной мировой изобразительной культуры как нельзя более точно почувствовал  сгущение информации в изображении. Тяга к знаковому лаконизму и есть тот путь к авторской символике, которая, при удачно поставленной эстетической цели, концентрировала бы в фигуре земного знака весь окоем видимой Вселенной, всю ойкумену.

Неслучайно многие работы мастера так и называются - «Вселенная», «Письмена», «Архетип»; есть целая череда «Знаков»: «Знак дома», «Знаки земли», «Петроглиф», «Палимпсест». В этих работах ярко просвечивает сама идея сжать мироздание до светящейся капли, увидеть его на ладони – так, как Моцарт видел симфонию: в качестве воображаемой ладони здесь выступают реальные лист, картон, холст.

Владимир Фуфачев - замечательный график, занимается цветным офортом, уникальной графикой: акварелью, пастелью. В своих графических опытах он не столько отражает мир, сколько авторски выражает его. Куда же двигается мастер? В первую очередь, к созданию собственного мифа.      

Миф и мифология, бытие культурной мифологемы в нынешней арт-атмосфере, художественная экстраполяция древнего мифа в неведомое будущее, - вот что привлекает художника. Надо сказать, что по-новому востребованный культурной ситуацией миф – это современная реальность. Миф создается на всех культурных уровнях, по всей арт-вертикали: на уровне китча, на уровне быта, на уровне высокого искусства и высокой философии.

Владимир Фуфачев участвует в крупных художественных проектах, выставках, культурных акциях. Он участник множества всероссийских художественных выставок, в их числе: проект «Россия» (Москва), арт-проект «Красные ворота / Против течения» (Москва - Саратов - Казань - Саранск и т.д.), Всероссийский открытый фестиваль-биеннале графики «УРАЛ-ГРАФО» (Екатеринбург), Аквабиеннале (Петрозаводск), Всероссийская выставка акварели (Курган), Биеннале графики стран Балтийского моря (Калининград), международный арт-проект «Другая Россия» (Нью-Йорк, Museum of Contemporary Russian Art), международная художественная выставка «Драгоценная планета» (Париж, Гран-Пале), арт-проект «KUNST - DENKMAL - DENKMAL – KUNST2 (Кассель) и другие значимые арт-проекты.

Автор провёл в арт-пространстве России и стран мира тридцать персональных выставок. Работы Владимира Фуфачева находятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Нью-Йорка, Касселя, Нижнего Новгорода, Красноярска, Казани, Уфы, Калининграда, Петрозаводска, Новосибирска, Кургана, Йошкар-Олы, в галереях и частных собраниях в России и других странах  (Франция, Германия, США, Канада, Испания, Бельгия, Югославия, Турция, Швеция и др.). 

Рядом с мастером, в арт-проекте  уже много лет работают разные художники - и те, кто уже был знаком с изобразительным искусством и имел за плечами художественную школу, и те, кто начал с нуля. Художники, вместе с освоением необходимых живописных навыков и приемов, тоже свободно развивают и выявляют свою творческую индивидуальность. Зрители Нижнего Новгорода, других городов России и стран мира могут наблюдать феномены этого творческого пространства - в виде постоянного появления новых живописных и графических работ авторов арт-проекта в значимых художественных акциях России и Зарубежья.

Материалом для вдохновения художникам «Мастерской Фуфачева» служит огромное богатство видимого мира, его неиссякаемая красота: улицы городов, поэзия старых зданий, овеянных романтикой ушедшего времени; природа, вечно меняющаяся и вечно юная. Художники успешно работают с натюрмортом, с классическим пейзажем, с портретным жанром. И не только: есть ряд авторов, что успешно ищут себя в современной пластике листа, сочетающей фигуратив и абстракцию. Это говорит о том, что авторы уже вписываются в современный арт-процесс. Художники активно используют плоскости листа, не боятся насытить их цветовыми контрастами и неожиданными пластическими поворотами. Интересно наблюдать, как рядом соседствуют находки в области чистого, локального цвета и сложные колориты.

Что важно, авторы напрямую работают с художественным образом, с образной системой, пытаясь выразить сверхзадачу произведения, выявить и показать его оригинальную идею. Здесь уже можно говорить о философской системе, о мифологеме иных, наиболее интересных полотен.

Арт-проект обретает известность, а художники «Мастерской Фуфачева» с успехом уже сами делают свои авторские вернисажи, персональные выставки, активно участвуют в художественной жизни Нижнего Новгорода и других городов России, показывают свои произведения на художественных выставках наряду с опытными мастерами; вступают в члены Союза художников России и в другие творческие союзы. Художники арт-проекта «Мастерская Фуфачева» - участники городских, областных, региональных, всероссийских, зарубежных и международных выставок и арт-проектов. 

Елена Крюкова, искусствовед, писатель,

Нижний Новгород


 

 

Выставка открыта с 2 по 31 декабря 2020 г. 

Вход свободный.

Понедельник-четверг -  12.00 - 17.00.

Суббота – 12.00 -16.00

Пятница, воскресенье  – выходной.

Посещение выставок возможно при соблюдении масочного режима.

 

Свердловское региональное отделение ВТОО «Союз художников России.

Екатеринбург, ул. Куйбышева, 97

www.shr-ekb.ru, тел. 261-63-19, 261-70-97.

 

 



"Выставочный зал Свердловского регионального отделения "Союз художников России": ул.Куйбышева 97. тел. 261-70-97.
Свободный доступ: Понедельник-пятница: с 10-00 до 18-00, суббота: с 10-00 до 17-00, воскресенье: выходной."

ЧЕТВЁРТЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ БИЕННАЛЕ-ФЕСТИВАЛЬ ГРАФИКИ «УРАЛ-ГРАФО»

28 августа в выставочных залах Свердловского регионального отделения Союза художников России открылся Четвёртый Всероссийский открытый биеннале-фестиваль графики «УРАЛ-ГРАФО». Этот масштабный выставочный проект, экспонирующий графические произведения отечественных и зарубежных художников XX-XXI вв.., начал свою историю в 2011 г. Изначально стратегия фестиваля была связана с необходимостью преодоления разобщённости отечественных графиков, работающих по всей стране. Идея объединения в одном проекте художников нескольких поколений, нашла поддержку не только в профессиональной среде, но и у самой широкой зрительской аудитории.  

Второй фестиваль (2014-2015) утвердил основные ориентации «УРАЛ-ГРАФО» - сопряжение выставок-номинаций с экспозициями приглашённых гостей; бережное сохранение традиций и внимание к смелым экспериментам; признание  паритета оригинальной и печатной графики, возможность высказывания на любом её языке; активное включение разных географических полюсов в единое пространство графического искусства. Особенностью Второго фестиваля стало акцентированное внимание  к книжной графике и искусству её оформления. 

Третий фестиваль отмечен фокусом на частных собраниях художников или собирателей, где сконцентрирована недоступная широким зрительским слоям часть графических работ. Открытие, сохранение и популяризация неизвестного творческого наследия художников XX века, - одна из задач  фестиваля, важная для развития  профессионального изобразительного искусства и просвещения публики.

Четвёртый «УРАЛ-ГРАФО», продолжая традиции предыдущих биеннале, преследует следующие цели и задачи:  активизация и актуализация процесса системного взаимодействия сообщества художников со зрителями; презентация достижений современной графики; расширение регионального экспозиционного контекста за счет показа произведений мастеров из разных городов России и других стран; создание постоянного художественно-информационного поля графики; пополнение фондов государственных музеев графическими произведениями современных художников.

В «УРАЛ-ГРАФО-IV»  принимают участие более 300 художников из 78 городов и населённых пунктов России и других стран, представив около 1200 работ. Программа фестиваля включает 8 персональных экспозиций: А. Бурака (1921-1997, Екатеринбург), В. Истомина (1939-2019, Нижний Тагил), В. Лузина (Реж), А.  Любавина (Москва), А.  Машанова (Омск), М.  Раздобурдина (Санкт-Петербург), И. Репникова (Стрежевой), А. Суворова (Москва); групповые выставки: «Памяти художников»; «Художники Ямало-Ненецкого автономного округа» (Салехард); «Арт-проект  Владимира Фуфачёва: мастер и ученики» (Нижний Новгород);  «Выставка художников анимационного кино: роль эскиза в мультипликации» (Москва, Екатеринбург, Ярославль); выставки-номинации: «Мини-графика», «Редкие и смешанные техники графики», «Печатная графика», «Традиционная графика: рисунок, акварель, темпера, гуашь».

Местом проведения биеннале-фестиваля являются выставочные залы Свердловского регионального отделения ВТОО «Союз художников России», государственные музеи,  частные галереи и другие выставочные площадки Екатеринбурга, городов Свердловской  области, Урала в целом и других регионов России.

Программу «УРАЛ-ГРАФО-IV» открывают три экспозиции: персональная выставка  Александра Суворова (Москва), групповая выставка «Художники Ямало-Ненецкого автономного округа» (Салехард), выставка-номинация «Мини-графика».

Программу фестиваля в октябре продолжают персональные выставки Владимира Лузина (Реж) и Андрея Машанова (Омск).

 

 




"Выставочный зал Свердловского регионального отделения "Союз художников России": ул.Куйбышева 97. тел. 261-70-97.
Свободный доступ: Понедельник-пятница: с 10-00 до 18-00, суббота: с 10-00 до 17-00, воскресенье: выходной."

Ганзина Светлана Григорьевна


Художник ДПИ

Родилась в г.Нижний Тагил в 1955г.

Член СХ с 2008 года

 

 

(подробнее...)