|
О Свердловском региональном отделении ВТОО "Союз художников России" Союз художников России (Свердловское региональное отделение: www.youtube.com/watch?v=ujqrJICaSaQ) - это некоммерческая организация, объединяющая в своих рядах на добровольной членской основе художников Свердловской области. Отделение занимается:
- организацией выставок;
- вопросами обеспечения своих членов необходимыми мастерскими;
Краткая историческая справка Художественной жизни Екатеринбурга конца ХIХ – начала ХХ века
Во все времена художники стремились к единению по творческим интересам. Не составлял исключения и регион Урала, художественная жизнь которого, имея определенные особенности, не была изолирована от общих процессов, происходящих в России. Первой художественной организацией Екатеринбурга стало общество любителей изящных искусств, основанное в 1895 году. Своей целью общество ставило «развитие в публике любви и интереса к изящным искусствам», содействие развитию кустарным ремеслам. Активно участвовали в работе общества И.М.Беленьков, И.М.Беренов, А.И.Гакель, Ю.О.Дютель, Н.А.Клепинин, В.Н.Мамин, Н.М.Плюснин, Г.А.Свечин, И.С.Сигов. До 1909 года было проведено восемь художественных выставок и ряд культурных мероприятий. С открытием в 1902 году Екатеринбургской художественно-промышленной школы стало возможным более стабильное формирование коллектива художников. В разное время в школе преподавали В.А.Алмазов, Н.В.Вьюнов, Т.Э.Залькалн, А.Н.Парамонов, В.В.Коновалов, В.П.Рупини, В.Ф.Ульянов и др. Школу окончили скульпторы И.Д.Шадр, П.И.Таежный, Н.А.Захваткин; живописцы и графики И.К.Слюсарев, А.А.Кудрин, А.Ф.Узких, Н.С.Сазонов. Именно выпускники и педагоги школы в последующие десятилетия составляли основной костяк организаций художников Екатеринбурга и других городов Урала.
Художественная жизнь 1917 – 1932 годов.
В 1918 году на базе Екатеринбургской художественно-промышленной школы были организованы Высшие государственные свободные художественные мастерские, которые функционировали не только как учебное заведение, но и как центр консолидации художников. В мастерских преподавали живописцы Л.В.Туржанский, А.А.Лабас, В.В.Игнатьев, П.Е.Соколов, скульпторы С.Д.Эрьзя, П.П.Шарлаимов. Благодаря деятельности учеников и педагогов в городе были открыты новые памятники и монументы, организованы выставки. В сложный период разрухи мастера искусства пытались объединиться, в 1921 году была создана Артель художников, которая просуществовала лишь несколько месяцев.
В 1925 возник Уральский филиал Ассоциации художников революционной России (АХРР). Декларация АХРР призывала обращаться к местным темам, событиям, людям, филиалы на местах обладали почти полной свободой действия. К началу 1930-х в АХРР числились 15 свердловских художников, среди них И.К.Слюсарев, Н.С.Сазонов, А.А.Кудрин, А.Ф.Узких (председатель А.Н.Парамонов). Попыткой решить одновременно и материальные проблемы и выполнить «социальный заказ» стало создание Уральского промыслово-кооперативного товарищества «Уралхудожник» в 1931 году.
Результатом активной деятельности художников Урала, и в частности Свердловска, являлись выставки, организованные в конце 1920-х – начале 1930-х годов. Среди наиболее значительных, местом проведения которых был Свердловск: «Областная выставка творчества художников Урала» (1928 и 1929), «1-ая выставка Свердловского филиала АХР» (1929), «Выставка свердловских художников» (1931), «3-ая передвижная выставка, организованная сектором искусств Наркомпроса РСФСР» (1931), «Выставка-отчет первой бригады художников, работавших на новостройках Урала и Кузбасса» (1932). Произведения художников Свердловска экспонировались в Перми, Москве и других городах.
Образование Свердловской организации Союза художников СССР и ее деятельность в 1930 – 1950-х годах.
После выхода постановления ЦК ВКП(б) от 23.04.1932 «О перестройке литературно-художественных организаций» формы творческих коллективов на Урале приобрели новую направленность. 22 мая 1932 года в помещении драматического театра (по другим источникам в здании Делового клуба) состоялся слет художественно-творческих организаций Свердловска, организованный редакцией журнала «Штурм». Слет творческих сил Урала явился отправным пунктом в перестройке работы всех творческих организаций края. Секция изобразительного искусства постановила создать Союз художников. Первым председателем Оргбюро, так предварительно называлось руководство Союза (правлением оно стало называться с 1937 года), стал Н.И.Козлов. В новое художественное объединение вошли все крупные мастера города, среди них живописцы И.К.Слюсарев, А.М.Минеев, Н.С.Сазонов, С.А.Иванов (председатель с 1938), С.Н.Денисенко, В.П.Дерябин, С.А.Михайлов, Н.П.Голубчиков, Г.А.Мелентьев, Т.А.Партина, А.П.Давыдов, Л.А.Елтышев, В.К.Славнин, А.Ф.Узких, Ф.К.Шмелев, А.А.Жуков; графики А.Н.Парамонов, Г.В.Ляхин, А.Г.Вязников; скульпторы И.А.Камбаров, И.И.Трембовлер; мастера театрально-декорационного искусства А.В.Дубровин, И.М.Вахонин, А.А.Кузьмин, В.А.Людмилин, В.П.Елисеев. Художественные выставки становятся регулярными. Значительным культурным явлением середины 1930-х годов становится выставка московских и ленинградских мастеров «Урало-Кузбасс в живописи». После ее окончания часть картин составили основу раздела советского искусства в Свердловской картинной галерее (открыта в 1936). В городе были открыты Дом литературы и искусства, в котором проходят художественные мероприятия (1937) и производственная база СвердИЗО (1939). Детище своего времени – Союз художников – впитал в себя все достоинства и недостатки командного принципа руководства изобразительным искусством. Доктрина центра на политизацию изобразительного искусства, усиленно проводимая представителями власти на местах, приводила к крайней консервативности художественной атмосферы Урала. План работ по изобразительному искусству согласовывался и проверялся, кандидатуры председателей правления отделений СХ не должны были вызывать недовольства у местных властей. С другой стороны, членам Союза предоставлялись определенные возможности: предоставлялись материалы и мастерские, государственные заказы и пайки, поощрения и награды. Союз складывался и развивался как бюрократический аппарат, где конфликты с творческими личностями становились запрограммированными.
Во время Великой Отечественной войны в эвакуации на Урале оказались известные деятели искусства Украины, Москвы, Ленинграда. В Свердловск приехали скульптор С.Д.Меркуров, возглавлявший эвакуированный сюда Художественный фонд СССР, искусствоведы А.Г.Габричевский, Г.А.Недошивин, живописцы Ф.С.Лемберский и Ю.Р.Бершадский. Летом 1941 в Свердловск прибыли коллекции Эрмитажа, небольшую часть которых жители города могли посмотреть на выставке «Военная доблесть русского народа» (1943). Художники Свердловской организации СХ СССР принимают активное участие в работе над «Окнами ТАСС», создают плакаты. Произведения уральских и эвакуированных мастеров демонстрируются на выставке «Урал – кузница оружия» (1944).
Во второй половине 1940-х – 1950-х годов в Союз пришли молодые талантливые художники: живописцы В.С.Зинов, А.Ф.Бурак, В.А.Игошев, О.Э.Бернгард, А.А.Заусаев, Н.Г.Чесноков, И.С.Финкельштейн, Б.К.Смирнов, Д.М.Ионин (председатель с 1945 года), Б.М.Витомский, В.А.Терехин, И.Н.Нестеров, Б.В.Волков, Г.П.Гаев; скульпторы Г.В.Петрова, А.А.Анисимов, П.А.Сажин; мастера станковой и книжной графики Л.А.Эппле, Е.В.Гилева, Б.А.Семенов, О.Д.Коровин, В.Ф.Васильев и театрально-декоративного искусства Н.В.Ситников, М.С.Улановский. Тематика работ в послевоенный период стала разнообразнее, мастерство возросло. Однако диктат идеологии тоталитарного государства и поверхностное восприятие традиций реализма сковывали творческие поиски.
Деятельность Свердловской организации СХ СССР в 1960 – 1980 годах.
Во время «оттепели» (конец 1950-х – начало 1960-х) в Свердловск вернулись выпускники ленинградских и московских художественных вузов. Они вместе с окончившими уральские училища составили плеяду мастеров нового поколения. Известность на городских выставках получили произведения живописцев И.И. Симонова, А.П.Охлупина, Е.И.Гудина, Г.С.Мосина, М.Ш.Брусиловского, В.З.Беляева, Л.Ф.Венкербеца, Д.И.Лепихина, Ю.И.Истратова, В.В.Трясцина, Г.А.Нечеухина, В.О.Мамонтова, графиков В.М.Воловича, Д.Б.Шимилиса, Г.И.Кетова, С.С.Киприна, А.А.Казанцева, Л.П.Вейберта, В.А.Новиченко, Л.Ф.Полстоваловой, скульпторов В.М.Друзина, В.Е.Егорова, ювелира Л.Ф.Устьянцева. Характерный для этих лет «суровый стиль» с его монументализмом и экспрессивностью, обобщенными, почти плакатными образами стал популярен среди уральских художников. Наряду со станковой живописью, признание получило монументально-декоративное и театральное искусство, книжная графика, декоративно-прикладное искусство.
В 1960-е годы внутри CХ СССР был создан СХ РСФСР, в состав которого вошли художественные организации областей и автономных республик, объединенные в территориальные зоны для периодического (приблизительно раз в пять лет) проведения выставок. В уральской зоне, включающей Свердловскую, Пермскую, Челябинскую, Оренбургскую, Тюменскую, Курганскую области и Башкирию, с 1964 по 1985 прошло шесть выставок «Урал социалистический» – в 1964 в Свердловске, в 1967 в Перми, в 1969 в Челябинске, в 1975 в Уфе, в 1979 в Тюмени: www.youtube.com/watch?v=G7KFZCYNmL4, в 1985 в Свердловске. Выставки сыграли положительную роль, объединив ранее разобщенные провинциальные художественные силы, сделав известными многие имена. С начала 1960-х художники Свердловской организации СХ СССР регулярно участвовали в республиканских, всесоюзных и международных выставках. Выставка художников Урала, Сибири и Дальнего Востока прошла в 1971 году в Москве, выставка свердловских художников состоялась в 1975 году в Ленинграде. Крупным событием стала ретроспективная выставка художников Свердловска в 1987 году в Москве.
Наряду с художниками старшего поколения, в 1970 – 1980-х годах активно работают Г.С.Метелев, А.И.Бурлаков, В.А.Чурсин, Г.Н.Калинин, М.В.Гуменных, К.К.Масумова , В.Я.Бушуев, Н.В.Костина, Н.И.Золотухин, Н.Н.Моос, Н.П.Казанцева , С.В.Тарасова, В.А.Степанов, В.П.Кошелев, М.М.Кошелева, А.А.Алексеев-Свинкин, С.С.Айнутдинов, В.Г.Анциферов, А.В.Золотухин, А.А.Калашников, Г.С.Райшев, Л.М.Сгибнева Б.Н.Клочков, В.Ю.Грекова, О.Л.Орешко, В.В.Штукатуров, О.А.Штукатурова, В.Д.Сысков, Ю.Н.Филоненко, М.П.Сажаев, В.И.Реутов, В.П.Воинкова, З.А.Малинина, Ю.С.Устинов, Б.М.Добровольский, Ю.В.Крылов, А.Г.Антонов, Г.А.Геворкян, К.В.Грюнберг, Л.И.Кружалова, О.Н.Мудрова, В.С.Соколова и другие.
Период после 1991 года.
Изменения политического строя и всей идеологической системы самым серьезным образом отразились на жизни Свердловской организации. С одной стороны, появились условия для свободы творческого самовыражения, расширились международные контакты, разнообразнее стали выставки. С другой – художники почувствовали жесткую зависимость от рынка и безразличное отношение к их проблемам многих местных чиновников. Среди художников и критиков появляется мнение, что подобная организация себя изжила и стала не перспективна. Однако, время показало, что до сего дня Свердловское отделение Союза художников России остается крупнейшей и авторитетнейшей творческой организацией региона. Молодые художники стремятся вступить в ее ряды, не уменьшается количество художественных мероприятий. Продолжением зональных выставок советского периода стали региональные выставки «Урал», проведенные в 1991 в Кургане, в 1998 в Уфе, в 2004 в Екатеринбурге, в 2009 в Челябинске. Развиваются творческие контакты екатеринбургских художников с коллегами из других регионов России и зарубежья.
К сентябрю 2010 года организация объединяет 269 художников. Функционируют девять секций: живописи, графики, скульптуры, монументального искусства, декоративно-прикладного искусства, ювелирно-камнерезного искусства, искусствоведения и критики, художников театра и кино, церковного искусства. С 2008 года организацию возглавляет С.С.Айнутдинов.
В сложный период творческой разобщенности, потери ориентиров и идеалов Свердловская организация Союза художников России продолжает сохранять и развивать художественные традиции уральского края.
Искусствовед Евгений Алексеев
ВЫСТАВКА НОМИНАНТОВ НА ПРЕМИЮ ГУБЕРНАТОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2020 г.  |     | С 19 января в залах Свердловского регионального отделения Союза художников России открыта выставка номинантов на премию Губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства» за 2020 г.
В экспозицию вошли работы четырёх художников и авторского коллектива, внесших наиболее заметный вклад в развитие современного изобразительного искусства Урала. Свои проекты номинанты заявляют от общественных организаций и фондов. Александр Алексеев представлен Свердловским региональным отделением Международного фонда славянской письменности и культуры. Владимир Лузин, Алексей Попов, Владимир Тютюев выдвинуты Свердловским региональным отделением Союза художников России. Авторскому коллективу из Нижнего Тагила (Геннадий Бабин, Лилия Новикова, Светлана Попова, Алевтина Сидорова) предоставлена возможность заявить о себе от имени Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна (филиала) ФГБУ ВО «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова».
Главная идея проекта Александра Алексеева «Русское поле», представляющего собой серию монументальных живописных работ, - выявить суть так называемой «русской идеи» и попытаться интерпретировать ее в образах, отражающих наиболее важные и яркие стороны жизни «русского мира». Картины проекта, вырастая из отдельных экспозиций («Русский мир», «Русский лад», «Славянский ковчег»), являются творческой лабораторией художника, где проявляется индивидуальность живописного стиля художника, граничащая со знаковостью, определяемой сложным колоритом и подчеркнутым символизмом образов.
Характерные для творческой манеры А. Алексеева яркость персонажей, виртуозность исполнения, оригинальность стиля, концептуальность замысла помогают ему воплощать глубоко архетипические образы и сюжеты русской культуры. Художнику удалось создать яркую, грандиозную картину «русского поля», на котором горе часто сменяется радостью, труд становится подвигом, любовь преодолевает немыслимые препятствия. Но этот мир прекрасен, а в образах «небесных покровителей России» ощущается надежда на торжество добра и справедливости. Мастер улавливает философию повседневности, грани событийности в сложных явлениях современной жизни.
Сложный, концептуальный, многосоставный проект повествует о прошлом и будущем России, о ее горестях и радостях, о светлых и темных сторонах ее натуры. Картины А. Алексеева глубоко патриотичны и призваны вызывать чувство, гордости за страну и ее народ. Полотна задуманы художником в сложнейшей обстановке обострения экономического кризиса, межнациональных конфликтов и политической конфронтации, которые тяжело сказываются на общественных настроениях, царящих в России. Чуткий художник улавливает потребность социума в формировании позитивного образа страны, в создании оптимистической концепции развития отечественного общества. Наполненные оптимистическим задором и красочной мощью, поэтичностью и философским откровением картины А. Алексеева своей жизнеутверждающей силой и мощью внушают надежду, оптимизм и веру в будущее России, в силу и мудрость ее народа.
Одной из основных целей проекта «Русское поле» является сохранение творческого потенциала народа и его цивилизационного кода.
Художественный проект Владимира Тютюева «ПОБЕДЕ 75!» представляет собой серию из 12 живописных картин на тему 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая навсегда останется в исторической памяти нашей страны страшной и незабываемой страницей. Время стирает остроту эмоционального восприятия трагедии военных действий, но художник, воспринимающий их особенно болезненно (поскольку его предназначение - созидание и жизнеутверждение), помогает оценить масштаб и катастрофичность, осознать недопустимость повторения подобного, утвердить идеалы красоты и гуманизма.
Особенно важно это для подрастающего поколения, воспринимающего войну как далёкое прошлое, а её события как эпизоды фантастического фильма или компьютерной игры. Пропуская через призму субъективного переживания, воплощённого силами искусства, автор помогает прочувствовать зрителям отдельные события войны как личную трагедию.
Живописец с индивидуальным творческим почерком и собственным отношением к натуре, посредством художественных образов Владимир Тютюев воплощает свою эмоциональную реакцию на окружающий мир. Воспринимая и осмысляя видимую натуру, художник всегда включает в свои работы мир ценностей, данный его культурой.
Временная дистанция открывает новые грани знакомых событий и фактов, требует нового осмысления и переоценки пережитого. Художник для усиления выразительности своих произведений отказывается от красочной палитры, использует почти монохромную цветовую гамму. Деформация фигур, их жёсткая пластика, преобладание в картинах прямых линий и углов символизируют безжалостную механистичность уничтожения живых людей военной машиной фашистской Германии. Живописные холсты, воплощающие собирательные образы воинов Красной Армии или иных представителей советского народа, вырастают до условно-символического обобщения, отражающего вселенский масштаб военной трагедии.
Владимир Тютюев в интерпретациях событий периода 1941-1945 гг. обращается к эпизодам, раскрывающим бесчеловечную сущность фашизма, обращённую не только к профессиональным военным, но и к мирному населению - детям, женщинам, старикам, что особенно пронзительно выражено в картинах «Ушедшие», «Концлагерь Великой Отечественной войны» и др.
Серия графических произведений Владимира Лузина «По Уралу» посвящена местной природе, где много веков живут люди, приспособившиеся к её неприветливому характеру, обретя из-за её непредсказуемости внутреннюю силу и несгибаемую энергию противостояния всем катаклизмам. В цикле данных работ проявляется высокое призвание художника - созерцать и интерпретировать первозданную красоту мира, претворяя её в совершенные формы искусства. Любое жизненное впечатление автора становится источником интерпретации, в которую вкладывается его душа. В пространстве листа он не фотографически передаёт фрагмент бытия, а, преображая его, наполняет внутренним светом духовной энергии. Неизменно в работах Владимира Лузина всё сотворённое человеком (дома, заборы, улочки, храмы и т.д.) словно органично вырастает из природных форм. Это неразрывное единство, уловленное вибрациями души художника, воплощается благодаря его безукоризненному владению техникой перьевого рисунка тушью.
Особую роль в работах В.М.Лузина играет небо с его интенсивной жизнью: передвижениями облаков в безграничном пространстве, отношениями света и тени, солнечных лучей и мрачных туч, ярких всполохов и тончайших нюансов световоздушной среды. Драматическая взволнованность автора выступает как выражение душевной неуспокоенности, внутреннего восхождения, духовного горения и приводит к осязаемому одухотворению небесного пространства. Отсвет горнего мира - солнечные лучи - особая смысловая и ритмическая доминанта многих листов В. Лузина. Художник прибегает к использованию условно-символических форм: геометрически чёткие линии сияющих лучей заполняют небо, пронзают его, достигают земли и оживляют её; лучи – своего рода медиатор, посредник между мирами, трансформирующий реальность, переводящий в пространство невидимого физическим, земным зрением идеализированного, высшего мира.
Размышляя о себе, о природе, о судьбе родной страны, В. М. Лузин, через созерцание видимого мира и претворение его в эстетическую плоскость, помогает найти ответы на многие вопросы, волнующие его соотечественников. Серия графических листов «По Уралу» - настоящее приношение художника своему краю.
Художественный проект Алексея Попова «Каслинский павильон» состоит из серии ювелирных изделий, выполненных в смешанной технике, сочетающей в себе элементы ювелирного, медальерного и камнерезного искусства. Он посвящён уникальному художественному объекту Урала - Каслинскому павильону, созданному для Всемирной выставки в Париже 1900 года. Это единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, шедевр мирового искусства, входящий в список всемирного наследия ЮНЕСКО, уже давно воспринимается как знаковый символ столицы Урала и послужил источником вдохновения автора для создания гарнитура. А. Попов с 2016 г. обратился к теме исследования исторических памятников родного города в качестве художественных образов, воплощённых в ювелирных произведениях. На фоне проведения в уральской столице мероприятий мирового уровня возрос интерес к различным объектам родного города, к его истории и культуре. Воплощение архитектурных образов в объектах малой пластики - предметах ювелирного искусства - выглядит особенно неожиданно и самобытно.
Гарнитур «Каслинский павильон» выполнен в направлении ретроспективизма, основанном на исследовании архитектурного наследия, обращённом к историческим формам. Ретроспективизм является продолжением декоративно-художественной линии развития творчества, сохраняя основополагающие признаки стиля-источника как в объёмно-пространственной структуре гарнитура, так и в деталях изделий. В творчестве А.Попова сочетаются традиционные и прогрессивные тенденции, различные способы и приемы формообразования, аллегории, символы, эмблемы, основанные на ретроспекции, но с использованием новых технологий, что приводит к новому, неожиданному результату.
Конструктивную основу гарнитура составляет художественная композиция с элементами медальерного искусства. Сочетание развития пространственной композиции и орнаментального насыщения ее компонентов даёт уникальный эффект, особенно ярко проявляющийся в гарнитуре «Каслинский павильон».
Художественное воплощение идеи автора, в котором тесно переплетаются фантазия и реальность, чётко прослеживается узнаваемость объектов, взятых за исторически-материальную основу проекта Алексея Попова. Проект предполагает дальнейшее развитие.
Художественный проект «Триумф Победы», выполненный творческим коллективом (Геннадий Бабин, Лилия Новикова, Светлана Попова, Алевтина Сидорова), приурочен к 75-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Поднос-панно продолжает традиции просечных форм подносного производства XIX в.
Живописная композиция, воплощённая в панно, отражает кульминационный момент Парада Победы, состоявшегося в Москве 24 июня 1945 г. Основой сюжета служат факты исторической кинохроники Парада Победы на Красной площади. Перед творческим коллективом стояла задача продумать композиционное решение, сохраняя документальную достоверность кадров фотохроники, совместить несколько сцен: сбрасывание немецко-фашистских знамён к подножию Мавзолея, праздничный салют и народное гуляние на Красной площади, а также найти обобщенный образ Победы.
Поднос-панно размером 130х170 см был выполнен в традициях демидовских мастеров XIX в. - с просечным бортом и коваными ручками. На зеркале подноса расположена живописная композиция, обрамленная широкой полосой золотного орнамента, утверждающего общий победный пафос произведения.
В нижней части подноса-панно золотом начертано «Триумф Победы». Поднос-панно был представлен в Совете Федерации на выставке: «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в произведениях мастеров народных художественных промыслов России» и отмечен Благодарностью Комитета Совета Федерации.
Выставка открыта с 19 января 2021 г.
Вход свободный.
Понедельник-пятница - 12.00 - 17.00.
Суббота – 12.00 -16.00
Воскресенье – выходной.
Посещение выставок возможно при соблюдении масочного режима.
Свердловское региональное отделение ВТОО «Союз художников России.
Екатеринбург, ул. Куйбышева, 97
www.shr-ekb.ru, тел. 261-63-19, 261-70-97.
| "Выставочный зал Свердловского регионального отделения "Союз художников России": ул.Куйбышева 97. тел. 261-70-97.
Свободный доступ: Понедельник-пятница: с 10-00 до 18-00, суббота: с 10-00 до 17-00, воскресенье: выходной." |
|
|
Кулешова Татьяна Петровна  Кулешова Татьяна Петровна
Член секции графики.
(подробнее...) |