Сегодня: 19-10-2017

О Свердловском региональном отделении
ВТОО "Союз художников России"

Союз художников России (Свердловское региональное отделение: www.youtube.com/watch?v=ujqrJICaSaQ) - это некоммерческая...(подробнее)


ВЫСТАВКА ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКИ "ЧЕЛЮСКИНСКАЯ-70"

20 сентября  в большом зале Свердловского регионального отделения Союза художников России открылась выставка, приуроченная к 70-летию Дома творчества «Челюскинская», включающая более 50 произведений, выполненных в технике печатной графики художниками разных школ и поколений, среди которых: члены РАХ В. Волович, Г. Калмахелидзе, А. Любавин, А. Муравьёв, И. Смирнов, С. Харламов, А. Якушин, а также заслуженные и народные художники, лауреаты международных конкурсов графики. Работы, вошедшие в экспозицию, находятся в коллекциях крупнейших отечественных музеев - ГМИИ им. А. С. Пушкина, ГТГ, Русский музей  и др. Творчество таких художников,  как Илларион Голицын, Рейнгольд Берг, Виталий Петров-Камчатский и др., тесно связанное с «Челюскинской» и представленное на выставке в Союзе художников,  входит в золотой фонд и является камертоном отечественной графики.

Дом творчества «Челюскинская» появился на художественной карте России (СССР) в 1947 г. Расположившись в живописных дачных местах Подмосковья, в непосредственной близости от станции Челюскинская на Ярославской железнодорожной ветке, он был создан специально для художников-графиков (первое здание было подарено Союзу художников академиком живописи Александром Герасимовым). Когда-то сюда приезжали П. Корин, С. Герасимов, И. Грабарь. Т. Гапоненко, Б. Иогансон, С. Чуйков, Е. Кибрик, В. Ефанов, А. Билль, А. Ливанов, И. Бруни и т.д., здесь сформировались такие известные мастера российской графики, как В. Басманов и Б. Французов (Владимир), Г. Калмахелидзе (Орел), М. Ахунов (Воронеж), А. Муравьев (Иркутск), Г. Елфимов (Архангельск), Б. Непомнящий (Новгород), О. Юнтунен (Петрозаводск), Г. Паштов (Нальчик), В. Волович (Екатеринбург), К. Губайдуллин (Ишимбай), А. Мунхалов (Якутия) и др.

На первом этаже «Челюскинской» находятся творческие мастерские с налаженным технологическим циклом для работы в печатной графике: литографии, офорте, специально оборудованные для работы на камне, металле, дереве, линолеуме и т.д. Здесь в составе творческих групп работают, обмениваясь опытом, художники разных поколений, получая ценные знания от руководителей и мастеров. Помогают художественному процессу мастера-печатники, люди редкой профессии, осуществляющие для художников печать с оригинальных гравированных авторских форм. В Доме творчества - уникальная библиотека с художественными альбомами и редкими каталогами, есть выставочный зал, где организуются художественные выставки, приезжают в «Челюскинскую» писатели, поэты, режиссёры и  художники со всей страны и из-за рубежа. Это особенное пространство для работы, общения и отдыха, сыгравшее огромную роль в становлении и развитии отечественной графики.

Приурочив к 260-летию Российской Академии художеств (21 сентября 2017 г.) и 70-летию Дома творчества Свердловское региональное отделение Союза художников России, в рамках III Всероссийского открытого биеннале-фестиваля «УРАЛ-ГРАФО»,  дарит зрителям Свердловской области уникальную выставку, которая станет важнейшим событием в художественном пространстве страны.

 

Воспоминания художников о Доме творчества «Челюскинская»

…Мне вспоминается первый руководитель группы художников Георгий Несторович  Гоман-Гамон. Он появился у нас в конце 50-х годов, оказавшись после ссылок и тюрем без дома и семьи. Маленький сухонький старичок с белой бородой и живыми глазами, он был похож на гнома. Он помог наладить офортную мастерскую, помогал и делом и советом художникам. Образованный человек, искусствовед и художник, как он много сохранил в памяти! Вечерами он рассказывал о своих путешествиях по Европе, о шедеврах европейских музеев. Он жил в отгороженном уголке в теплом доме творчества и старался быть везде полезным. В эти годы здесь работали художники такие, как Кукрыниксы,  А.П.Ливанов,  молодые И.Голицын, И.Бруни, В.Горяев.

Дом творчества «Челюскинская» привлекал иногородних художников прежде всего своей близостью  к Москве, ее музеям, выставкам, общением с мастерами искусства, а главное – возможностью освоить графические техники – офорт, гравюру и выполнить в эстампе свои эскизы. Это были годы так называемого «эстампного  бума», когда поработать в линогравюре хотели все. На первых же всероссийских выставках эстамп занял три четверти всех графических работ, и большинство произведений было создано в «Челюскинской».     

Там работали графики из Якутии, Бурятии, Тувы, Магадана, Карелии, Урала, Сибири, Кавказа и Поволжья.  Такого географического диапазона не знал ни один дом творчества.

Все в «Челюскинской»  было приспособлено  для творчества и эксперимента: многопудовые литографские камни, литографские станки, подсобные машины, офортная мастерская со своей  механикой и химической лабораторией, мастерская сквозной печати с фотолабораторией. При мастерских был целый штат печатников и лаборантов во главе с инженером.

    Свое 40-летие Дом творчества встретил образцовым и внешним и внутренним обликом, в Петербурге художники его называли «наш любимый Барбизон».

«Челюскинская» воспитала целые поколения российских графиков. Многие ведущие мастера России связывают свое становление с домом творчества «Челюскинская».

                  И.Н. Соловьева-Волынская, г. Москва

 

В  художественном пространстве Дом Творчества «Челюскинская» упоминался как место, где были осуществлены творческие планы и художественные задачи знаменитых отечественных художников. Иногда «Челюскинскую» сравнивают с неким культурным эпицентром, объединившим советских графиков второй половины ХХ века.

         60-70-е годы здесь работали такие известные художники как В. М. Звонцов, П.И. Басманов, А.С. Смирнов (Ленинград), И.Л. Бруни, Н.Л. Воронков, А.И. Зыков, И.И. Шилкин, Е.Г. Монин, Ю.В. Копейко, Е.А. Ганнушкин (Москва), В.П. Куприянов (Ростов-на-Дону), А.Г. Акритас, М.П. Митурич, В.В. Перцов, А. В. Бородин, А.И. Белюкин, В.В. Лазурскийидругие. Многие из них были руководителями творческих групп и наставниками молодых художников, работавших рядом.

С 1969 г. в должность директора дома творчества вступил Р.Г. Берг. Будучи профессиональным художником, знатоком офорта и гравюры, опытным руководителем, заботливым хозяином и страстным садоводом, Рейнгольд Генрихович совмещал в себе все качества, необходимые для новой должности. Это не замедлило сказаться на всей деятельности дома. Тишина в коридорах и залах, чистота и уют, образцовое оборудование в мастерских, вкусная домашняя еда в столовой, обходительное, приветливое обращение всего персонала царили в Доме. На месте сгоревшего деревянного дома в 1975 году был выстроен двухэтажный корпус из красного кирпича для проживания и работы художников, не связанных с графическими техниками: ксилографов, художников книги, плакатистов, шрифтовиков, художников лаковой миниатюры, прикладников…В распоряжении художников находился целый штат печатников-профессионалов во главе с инженером. В сложном процессе перевода эскиза в эстампный оттиск печатнику отводится важная роль, почти со-авторство с художником. Благодаря его мастерству появляется возможность корректировки листа, яркость и контрастность оттиска или отдельных его элементов и многие другие нюансы. Необходимо упомянуть здесь заведующего мастерскими В. Щербинина и мастеров-печатников А. Баканова, В. Курмызова, М.Трубецкого, В. Заводнова, В. Шаброва и др. Здесь был создан графический «золотой фонд» в виде папок с бережно сохраняемыми оттисками всех работ, выполненных здесь, число которых перевалило за 9 тысяч.

Следует отметить уникальный подход к обеспечению творческого процесса каждого художника. В «Челюскинской» была создана замечательная система групп «Отцы и дети», идейным вдохновителем которой выступала А. Ф. Билль. Принцип составления групп был таков, что происходил творческий обмен между пожилыми, опытными художниками и смелой талантливой молодежью. Результаты совместной работы были поразительны.

        Знакомство с творчеством новых, неизвестных ранее художников, встречи с коллегами, обмен с ними творческими планами и своими впечатлениями, помогали художнику по-новому взглянуть на свой привезенный материал и композиционную идею. Здесь большую роль играл художественный руководитель. Навсегда остались в памяти художников имена Е. Тейса, М. Ройтера и  М. Фейгина, умевших создать атмосферу творческой радости и интереса к графическому искусству. Художественные руководители не жалели ни сил, ни знаний для помощи художникам. Такими были:  В. Звонцов, П. Басманов, А.Смирнов, И. Бруни, Н. Воронков, А. Зыков, И. Шилкин, Е. Монин, Ю. Копейко, Е. Ганнушкин, В.Куприянов, А. Акритас, М. Митурич, В. Перцов, А. Бородин, А. Белюкин и другие, воспитавшие многих молодых талантливых художников.

В наше время интерес к эстампу начинает возобновляться среди молодых художников, в наш век компьютерных технологий многим нравится работать с материалом, чувствовать его сопротивление, искать особую технику, свой художественный язык, и в этом наследие «Челюскинской» неоценимо.

М. Кречетова, г.  Москва

 

      У кого из художников – графиков сладко не замирает сердце при заветном слове «Челюха»? У каждого с этим словом связаны свои неповторимые воспоминания, переживания, образы.

Образы, как яркие вспышки…

Тишина… литографский камень на печатном станке, валик, полоска яркого света на раскатанной краске, все готово для печати, рядом в банке из-под консервированных помидор свежий букет черемухи…

 «Челюха» - это праздник, хоровод впечатлений, волнение при виде отшлифованного камня и предвкушения новой работы, это снова весна, жажда жизни, общения, творчества!..

А. Полотнова, г. Москва

 

Открытая  для меня Наташей Вейберт «Челюскинская» не только помогла  состояться как художнику, но и определила мои приоритеты. Именно здесь, знакомясь с многочисленными графическими техниками офорта и литографии, я почувствовала и полюбила эстамп.

Челюскинская – это целый мир, это мастерская искусства.

Я часто вспоминаю друзей, с которыми когда-то познакомилась на творческой даче. Их очень много, и они разбросаны по всей России от Москвы до Камчатки. Вспоминаю я Илью Кабакова, Федора Конюхова, Никиту Родионова, Александру Билль, Сашу Суворова,  Владимира Куприянова.

 И куда бы ни забросила нас судьба, дружба, пронесенная сквозь годы, одаривает нас незабываемыми впечатлениями и открытиями.

В.  Воинкова, г. Екатеринбург

 

Ну а для меня «Челюскинская» -  это становление души… Чего стоили одни только наши потоки «Родина». Это незабываемые лекции о древнерусском искусстве М. Ф. Антонова, дававшие на самом деле представление о зачатках духовной жизни... Это поездки в Оптину, тогда еще «не открытую», и, безусловно, молитвы старца Амвросия, что явилось глобальным поворотом в моей жизни, значение которого я осознал значительно позже. Это встречи с Распутиным, Астафьевым, Крупиным, Жигулиным и другими писателями-почвенниками, как их тогда называли. Их тревоги за Родину, любви к ней, понимания ее смысла так не хватает сегодня. И уже неведомыми путями оказывались вдруг в руках книги Хомякова, Самарина, Соловьева, Киреевского, тогда еще не издававшиеся.

Главное, что «Челюскинская» заложила в людях - огромный творческий потенциал, который никогда не иссякал. Для каждого она стала определяющей в его дальнейшей жизни, за что мы ей и благодарны.

И.Яковлев, г. Нижний Тагил

 

…Всё, весь уклад жизни Дома творчества были подчинены только одному – работе и общению между собой. Набираясь опыта и знаний, сколько говорено друг с другом: за одним столом и у печатного станка встречались и маститые мастера, и приехавшие издалека, из провинции молодые художники, как губка впитывающие в себя то, что дают им более опытные, старшие товарищи. К слову сказать, художники туда до сих пор приезжают разные, но всех их объединяет творческое горение и желание создать произведения высокого графического мастерства… 

…К сожалению, в сегодняшних обстоятельствах жизнь творческих союзов, в том числе Союза художников и ведущих мастеров, тех, которые являются гордостью нашего искусства, стала невыносимой. Заказов нет, работы не покупаются, за редким исключением. Культура, брошенная государством на произвол судьбы, ввергнутая в рынок, переживает нелегкие времена. А государство без культуры существовать не может, так же как и культуры без его поддержки…

И все же, вернемся в «Челюскинскую». Что ждет это благословенное место, откуда пошла и есть российская графика? Какой ей быть дальше?..

С. Харламов

 

Выставка продлится до 20 октября.  Вход свободный с 10 до 18 ч.

Свердловское региональное отделение ВТОО «Союз художников России»,  Екатеринбург, ул. Куйбышева, 97
www.shr-ekb.ru, тел. 261-63-19, 261-70-97, ф. 261-70-27

 

 

 

 




"Выставочный зал Свердловского регионального отделения "Союз художников России": ул.Куйбышева 97. тел. 261-70-97.
Свободный доступ: суббота с 10-00 до 17-00, воскресенье с 10-00 до 16-00.

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ВАЛЕРИЯ ГОШКО (МОСКВА)

20 сентября  в малом зале  Свердловского регионального отделения Союза художников России открылась персональная выставка литографии заслуженного художника РФ, лауреата международных конкурсов графики, почётного члена Российской академии художеств Валерия Гошко.

График Валерий Гошко знаком и не знаком широкому зрителю одновременно, при  том, что он состоявшийся и признанный автор с яркой творческой индивидуальностью и собственным мироощущением. Знаком, потому что художник оформил значительное количество детских книг, к иллюстрированию которых обратился в  самом начале творческого пути, в 1970-е годы, и, наверняка, многие читали их сами или своим детям,  как и журнал «Мурзилку», сотрудничать с которым художник начал в 1974 году. Однако станковая графика мастера гравюры В. Гошко менее известна широкой публике, хотя бы потому, что смысл авторских рассуждений в его литографиях не всегда открыт. Произведения художника предназначены для истинной вдумчивости и требуют времени размышлений, как любое серьёзное творчество, не терпящее поверхностного взгляда.

По образованию Валерий Гошко художник-модельер, но по призванию - график, равно успешно работающий в области книжной и станковой графики.  Окончивший в 1971 году Московский технологический институт, он в том же году начал экспонировать свои графические работы на выставках, а вскоре обратился к искусству иллюстрации. В 1976 году В.С. Гошко стал членом Союза художников России.

Перечислить количество книг, которые оформил В.Гошко, трудно. Их очень много. И они заметны. Работа над иллюстрированием книги,  прежде всего, детской, в какой-то степени повлияла на становление станкового творчества художника - в 1970-80-е годы ХХ века это был путь к свободе самовысказывания. Почувствовавший ее вкус В. Гошко, наполненный энергией впечатлений, стал создавать в станковой графике свой собственный фантасмагорический мир, в котором искренность и мудрость  сплели театрально-буффонадную образность. Все преувеличено, все за гранью реальности и двусмысленно. Но именно в этом кроется секрет особой романтичности и своеобразие эстетики творчества художника. В графических листах автор создает пространство аналитической игры с некими заданными параметрами: считывание прошлого как аллюзии, акцент на предмет как носитель подлинности, отстраненность как потусторонность и пр. Красочное, словно высвеченное пространство, внешне - глубинное, но это мнимая иллюзия: пространство тут же уплощается, дробится на планы и вообще «захлапывается». Но поздно:  ты - участник, ты - действующее лицо фантасмагории Гошко.  И, обратившись к своей интуиции и априорным знаниям, невольно втянувшись, зритель начнет изучать стилизованные формы изображенного, считывать «начерченные» знаки, угадывать скрытые символы и расшифровывать метафоры. Результат непременно будет - через ассоциации и образы постепенно проявятся смыслы, придет понимание. Казалась бы, игра окончена, но это не финал, а обман разума: получен неизбежный эмоциональный опыт, который в будущем будет иметь свое продолжение. Подобное творческое решение не единственно в искусстве, в последние два десятилетия ХХ века были авторы, которые создавали свои произведения в данном ключе, чаще всего, театральные художники, в основе творчества которых сценическое начало лежит априори. Но в произведениях Валерия Гошко иной посыл.

В значительной степени сложность, многоступенчатость почтения работ Валерия Гошко есть следствие технической революции последней четверти ХХ века. Именно в это время многие осознали, что человеческий мозг, работая в интенсивном информационном потоке, безуспешно пытается соединить разрозненные части накопленного человечеством багажа. Что невозможно… Художники, активно работающие в этот период, предложили альтернативный науке вариант соединения пространств и обработки знаний. По сути, творческие личности в образных формах обратились к модели исследовательского искусства. Фантасмагория - лишь маска действительности. Отсюда так много в работах В. Гошко гротескных образов, фантастических шляп (не в этом ли отголосок базового образования автора?) на головах загадочно-отстраненных женщин с раскосыми очами, неясных, необъяснимых казалось бы действий героев.  И тут же в противовес им - духовно-спокойные образы архитектуры, природы, фруктов, предметов. Почти реальное изображение «перебивается» условным, плоскостно трактованным. И все это лишь приемы, методы, типы изображений, за которыми стоит желание и возможность Гошко предъявить локальный взгляд на действительность, найти свои некие универсальные символы для раскрытия закономерностей окружающего мира. Век инноваций, стремительно меняющий форму восприятия, самосознание и мироощущение человека,  позволил автору «сшивать» культуры и эпохи, жанры и образы, пространства и страны - и это аналитическое, по сути, постмодернистское, творческое видение  решения  проблемы переработки знаний и информаций. Лишь образы и истории могут предложить альтернативу и разгрузить уставший от изобилия человеческий мозг.

К технике цветной литографии Валерий Гошко обратился в самом начале своего пути, найдя в ней ту живописную и одновременно графическую свободу, что отвечала поискам художника. Совершенствуясь, автор достиг поистине высокого мастерства исполнения. За внешней беглой «рисуночностью» стоит глубоко точное понимание состояния листа, штриха, пятна. Цветовая, богатая многослойность фоновых пространств может неожиданно «успокоиться» большим четко решенным, порой отграниченным белым пятном, или небрежно «зачерканным» цветным, или черной тенью. Художник свободен, поскольку он великолепно знает особенности техники и собственный творческий метод, и знает, о чем хочет говорить в своих произведениях.

Сегодня Валерий Гошко, несомненно, один из тех авторов, чьи произведения заслуживают особого внимания и отмечены различными дипломами, среди которых престижные награды Международного триеннале рисунка в Нюрнберге (1979), медаль Болгарского Союза художников (1986), Диплом и медаль Союза художников Латвии, Дипломом Академии художеств СССР (1989) и Золотая медаль Российской Академии художеств (2002). Валерий Семенович Гошко - участник значительного количества выставок всех рангов - от московских, зональных, всероссийских и всесоюзных до зарубежных и международных. Произведения художника, точно отвечающие поискам времени, хранятся в коллекциях таких крупных российских музеев  как Третьяковская галерея и Русский музей, в Музее современного искусства в Осаке, Япония, в художественных коллекциях Омска, Петропавловска-Камчатского, многих частных коллекциях в России и за рубежом. Все это - факт признания творчества В. Гошко как автора, сыгравшего значительную роль в становлении, изменении, развитии графического искусства страны.  

Елена Ильина, искусствовед,

заместитель директора по науке НТМИИ

 

 Выставка продлится до 20 октября.  Вход свободный с 10 до 18 ч.

Свердловское региональное отделение ВТОО «Союз художников России»,   Екатеринбург, ул. Куйбышева, 97

www.shr-ekb.ru, тел. 261-63-19, 261-70-97, ф. 261-70-27

 

 

 

 

 

 

 




"Выставочный зал Свердловского регионального отделения "Союз художников России": ул.Куйбышева 97. тел. 261-70-97.
Свободный доступ: суббота с 10-00 до 17-00, воскресенье с 10-00 до 16-00.

Губкин Олег Петрович


Искусствовед.

Родился в 1954г. в Свердловске. В 1985г. окончил Уральский государственный университет им.А.М.Горького по специальности история искусств. Вступил в Союз художников в 2001г.

(подробнее...)