Сегодня: 15-04-2021

О Свердловском региональном отделении
ВТОО "Союз художников России"

Союз художников России (Свердловское региональное отделение: www.youtube.com/watch?v=ujqrJICaSaQ) - это некоммерческая...(подробнее)


ВЫСТАВКА "АЛЕКСАНДР БУРАК. ГРАФИКА. ЖИВОПИСЬ. К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ"

В залах  Свердловского регионального отделения Союза художников России работает персональная выставка Александра Филипповича Бурака (1921-1997), приуроченная к 100-летию художника. Графический раздел экспозиции является частью программы Четвёртого Всероссийского открытого биеннале-фестиваля графики «УРАЛ-ГРАФО», зачастую открывающего неизвестные страницы творчества известных уральских художников. Выставка впервые демонстрирует  данный  аспект  наследия Александра Бурака  -  академические штудии, эскизы и этюды к большим живописным картинам, наброски, зарисовки, богатейший натурный материал.

Александр Филиппович Бурак родился в в 1921 г. в деревне Ефремовке Барабинского района Новосибирской (ранее Томской) области в семье крестьянина Филиппа Бурака. В 1930 г. семья Бураков переехала в Кемерово, затем – в посёлок Промышленная, где стал посещать  кружок рисования, осваивая азы изобразительного искусства у С. Н. Бурлова. С 1938 по 1943 гг. учился на архитектурном факультете Сибирского строительного института им. В. В. Куйбышева в Новосибирске, сочетая учёбу с работой художника-мультипликатора на Новосибирской студии научно-популярных фильмов, а в 1944 г. стал главным художником фильма об Уральских горах «Нетронутый Урал». Съёмки привели А. Бурака в Свердловск, куда через два года он окончательно переехал, устроившись работать в проектный институт вархитектором.  

Знакомство и тесная дружба с местными художниками  И.К.Слюсаревым, В.С. Зиновым и др. усилили тяготение А. Бурака к  живописи  -  вместе со свердловчанами он стал ездить на этюды, очень быстро став активным участником экспозиций различного уровня. Особенно заметным творчество А. Бурака стало на Свердловской областной художественной выставке, где в 1947 г. были представлены картины «Зеленая рожь» и «Индустриальный пейзаж», а в 1948 г. -  «Степь оживает» и «На новом уральском заводе». Яркий и самобытный талант молодого живописца, его упорство и явный рост мастерства позволили ему стать кандиатом Уральского Союза советских художников и повлияло на то, что в 1950 г. правление рекомендовало А. Бурака в состав учебной группы  на творческую базу «Сенеж». Именно там, вместе с молодыми живописцами из разных уголков Советского Союза, он продвигался по ступеням мастерства под руководством корифеев отечественной живописи  - П.П. Соколова-Скаля, Г. Г. Нисского, Г. М. Шегаля, П. Н. Крылова и др. Учёба и общение с художниками на творческой даче вдохновили молодого живописца к ещё более активной работе - всё свободное время он посвящал живописи,  писал этюды и картины, без устали делал  наброски и зарисовки. Внимательный и чуткий взгляд художника пытался проникнуть в глубинную суть уральского ландшафта, через природные явления уловить устройство мира.

В 1952 г. Александр Бурак стал членом Уральского Союза советских художников, с этого времени целиком посвятив свою  жизнь живописи. Однако архитектура оставила след в его мышлении, выраженный в чётко структурированном пространстве каждой картины, не мешающий при этом выявлять особенности фактуры, фокусировать внимание на освещении в световоздушной среде, улавливать  нюансы состояния природы в разное время года. Привлекали  художника также жанровая и индустриальная темы -  его картины «К сыну за помощью» (1954),  «Плавка выдана» (1956-1957) и др., а также пейзажи, удивлявшие невероятным разнообразием, экспонировались на выставках различного уровня, обретая республиканскую, всесоюзную, международную славу, в том числе, в рамках Всемирного Фестиваля демократической молодежи в Бухаресте (Румыния, 1953), Варшаве (Польша, 1955), Лондоне (Великобритания, 1967), Каннах (Франция, 1968) и др.

С 1958 по 1969 гг. А. Бурак ездит по Советскому Союзу,  посещает страны Европы (Бельгия, Венгрия, Италия, Франция и др.), Африки (Сенегал), Турцию, создавая огромное число зарисовок и этюдов, составивших впоследствии уникальные экспозиции. Именно здесь расцвело мастерство Бурака-графика, легко работавшего разными материалами рисунка (карандаш, тушь, акварель, гуашь и др.), позволявшего  ему  передавать  необычные уличные проишествия,  улавливать тонкости человеческих отношений, выявлять острые типажи, раскрывать  психологию характеров.

  В 1964 г. А. Бураку было присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР». Занимая активную общественную позицию, он неоднократно становился делегатом съездов Союза художников РСФСР, был награждён Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР (1965), медалью «За доблестный труд» (1966).   С 1966 по по 1989 гг. Александр Филиппович  работал на кафедре рисунка Свердловского архитектурного института, с 1968 г. возглавляя кафедру, в 1973 г. получив статус профессора.  

Александр Бурак  - автор более  3000 художественных произведений, которые находятся в Государственной Третьяковской галерее, Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Нижнетагильском музее изобразительных искусств, Ирбитском государственном музее изобразительных искусств, Государственном центральном музее современной истории России, а также в галереях и частных коллекциях во Франции, Великобритании, Италии, Австрии, Испании, Германии, Чехии, Словакии, Японии  и др.

Графическая амплитуда Александра Бурака весьма широка  – это академические штудии, этюды, эскизы, наброски, законченные  самостоятельные графические произведения, выполненные линейным и тональным вариантами рисунка, монохромные и полихромные. Рисунки были для художника необходимой основой,  подготовительным материалом для живописных произведений, однако они обладают самостоятельной  ценностью. 

 Рисунки мужских и женских  фигур, выполненные А. Бураком в 1948-1956 гг. отчётливо демонстрируют его постепенное овладение всеми этапами академических штудий,  основы которых сложились ещё в эпоху  Воз­рождения. Так, по словам Микеланджело, «…рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всякой науки»/

Наиболее удачной академической работой является «Натурщик» (1952), где художник, расположив модель в сложном ракурсе, добивается убедительности в прохождении всех этапов -  от размещения тела на плоскости листа с учётом расположения в пространстве, до конструктивного анализа формы и пропорций,  моделировки средствами светотени и  обобщения. Сочетание резких контрастов в теневых областях и мягких градаций рефлексов, которых художник добивается при помощи контурной линии, штриховки и растирки, делает рисунок особенно выразительным.

Большой пласт рисунков Бурака - подготовительные эскизы к живописным произведениям, наброски, зарисовки разнообразной тематики. Художник жадно исследовал жизнь, запечатлевая городские виды, заводские сцены, уличные проишествия, бытовые сцены и т.д., наполненные разнообразными персонажами -   сталеварами и литейщиками, военными и колхозниками, строителями и журналистами, беспризорниками и элегантными модницами. Каждому рисунку он подбирал соответствующий графический материал -  карандаш, тушь, уголь, гуашь, акварель и т.д., сочетая их при необходимости. Его непосредственные впечатления, субъективные переживания не мешали мгновенно схватывать общую структуру композиции, чётко выстраивать планы, подмечать характерные детали. Так, в  рисунке «Работница с газетой» (1960-е гг.) сочетание рельефной контурной линии с беглыми пятнами тона и энергичной диагональной штриховкой позволяет передать крепкое тело женщины и её задорный характер, а в листе «Рабочая лошадь» (1950-е гг.) неустойчивый абрис  понурой лошади, рождающийся из повторяющихся линий, создаёт образ старого спотыкающегося животного. На лист  «На съезде художников. Из зарисовок» (1960) художник помещает пять быстрых зарисовок головы своего коллеги по цеху К.В. Соловьёва, показав его улыбающимся, задумчивым, спящим. Здесь из марева прерывистых штрихов и слабых неровных линий постепенно начинает проступать не только физический облик старого человека, его морщинистая кожа, стёршиеся контуры лица, обвисший подбородок, но и  черты характера, выраженные мягкой полуулыбкой и внутренней  сосредоточенностью. На каком-то заседании А. Бурак  запечатлел  образ Н.С. Хрущёва («Н.С. Хрущев на совещании в Свердловске», 1961), сумев передать крутой нрав советского лидера, выраженный в набычившейся посадке лысой головы (чуть тронутой тоном) и недовольно-хмуром выражении лица,  а избыточный физиологизм тела усилил тяжёлыми складками  тёмного двубортного пиджака из плотной ткани, который он проявил широким и энергичным штрихом мягкого карандаша.

Акварель  - любимейший материал А. Бурака, позволявших ему раскрывать образы, обнажать чувства, передавать настроение в путешествиях. Одна их лучших работ  - «Весна в Заполярном Урале» (1967) -  связана с поездками художника в посёлки рыбаков и геологов, котрых он писал охотно и много. «Живут ханты в основном дарами природы. Зимой охотятся, летом рыбачат. Сейчас у них моторные лодки -                 «бударки» и капроновые сети. Позировали жители посёлка охотно, но всегда были очень заняты. Я пристраивался к ним и писал, благо времени было много – 24 часа в сутки. В пору белых ночей Солнце не садится... Пейзаж становится фосфорическим, всё сияет каким-то необыкновенно прозачным светом».

В работе «Весна в Заполярном Урале» сидящие в лодке курящий трубку мужчина и мальчик, играющий на дудочке, погружены в в какое-то вневременнОе оцепенение. Неподвижные, приближенные к левому переднему  краю листа, они, кажется, заполняют собой пространство до самого неба. Однако остроугольные носы лодок, заполненные каким-то рыбацким инвентарём,  уводят взгляд зрителя дальше, к высокой линии горизонта с тонкой снежной каёмкой.  Сдержанная цветовая гамма, почти монохромная, преобладание тёплых оттенков в изображении земного мира,  холодных – в передаче воды и неба, рождают ощущение вечности. Бессолнечный воздух, тусклый свет, рефлексы которого отзвуками ложатся на пространство переднего плана, усиливают ощущние органической спаянности человека и природы, их неразрывного единства.  Вторит этому акварельному листу «Новый мотор» (1965), где композиционным и смысловым ядром является круглая деталь механизма, столь важного для рыбаков, что они сосредоточенно погрузившись в его установку, забывают об окружающем. Доминирующая тёплая тональность, объединяющая мир людей (рыбаки, лодки, мотор) оттеняется эффектным блеском оттенков синего цвета, которые художник применяет при передаче природных элементов.

Акварели «Дети Африки» (1967), «Мальчик-чукча» (1960-е г.) демонстрируют то многокрасочные эффекты экзотического мира, то яркое своеобразие индивидуальных характеров, то сосредоточенность на внутреннем состоянии. Художник, тонко чувствуя материал, белизной листа формирует световоздушное пространство, а контуром, линией и цветом добивается необходимого впечатления.

Значительную часть экспозиции составляют живописные картины и этюды Александра Бурака, запечатлевшие различные ландшафты и состояния природы, не только отражающие авторские представления об органическом единстве человека и мироздания, но и дающие возможность почувствовать эпохальные сдвиги, происходившие в истории России в XX в.  

 Галина Шарко, искусствовед

 

Выставка открыта с 18 марта  по 16 апреля 2021 г.

Вход свободный.

Понедельник-четверг -  12.00 - 17.00.

Суббота – 12.00 -16.00

Пятница, воскресенье  – выходной.

Посещение выставок возможно при соблюдении масочного режима.

 

Свердловское региональное отделение ВТОО «Союз художников России.

Екатеринбург, ул. Куйбышева, 97

www.shr-ekb.ru, тел. 261-63-19, 261-70-97.

 

 

 




"Выставочный зал Свердловского регионального отделения "Союз художников России": ул.Куйбышева 97. тел. 261-70-97.
Свободный доступ: Понедельник-пятница: с 10-00 до 18-00, суббота: с 10-00 до 17-00, воскресенье: выходной."

Якушев Илья Георгиевич


Монументалист, живописец (Секция ДПИ).

Родился в 1960г. в г.Ногинске Московской области. Окончил Высшее художественного промышленное училище в Москве (б.Строгановское) в 1981г. С 1993г. член Союза художников.

(подробнее...)