|
О Свердловском региональном отделении ВТОО "Союз художников России" Союз художников России (Свердловское региональное отделение: www.youtube.com/watch?v=ujqrJICaSaQ) - это некоммерческая организация, объединяющая в своих рядах на добровольной членской основе художников Свердловской области. Отделение занимается:
- организацией выставок;
- вопросами обеспечения своих членов необходимыми мастерскими;
Краткая историческая справка Художественной жизни Екатеринбурга конца ХIХ – начала ХХ века
Во все времена художники стремились к единению по творческим интересам. Не составлял исключения и регион Урала, художественная жизнь которого, имея определенные особенности, не была изолирована от общих процессов, происходящих в России. Первой художественной организацией Екатеринбурга стало общество любителей изящных искусств, основанное в 1895 году. Своей целью общество ставило «развитие в публике любви и интереса к изящным искусствам», содействие развитию кустарным ремеслам. Активно участвовали в работе общества И.М.Беленьков, И.М.Беренов, А.И.Гакель, Ю.О.Дютель, Н.А.Клепинин, В.Н.Мамин, Н.М.Плюснин, Г.А.Свечин, И.С.Сигов. До 1909 года было проведено восемь художественных выставок и ряд культурных мероприятий. С открытием в 1902 году Екатеринбургской художественно-промышленной школы стало возможным более стабильное формирование коллектива художников. В разное время в школе преподавали В.А.Алмазов, Н.В.Вьюнов, Т.Э.Залькалн, А.Н.Парамонов, В.В.Коновалов, В.П.Рупини, В.Ф.Ульянов и др. Школу окончили скульпторы И.Д.Шадр, П.И.Таежный, Н.А.Захваткин; живописцы и графики И.К.Слюсарев, А.А.Кудрин, А.Ф.Узких, Н.С.Сазонов. Именно выпускники и педагоги школы в последующие десятилетия составляли основной костяк организаций художников Екатеринбурга и других городов Урала.
Художественная жизнь 1917 – 1932 годов.
В 1918 году на базе Екатеринбургской художественно-промышленной школы были организованы Высшие государственные свободные художественные мастерские, которые функционировали не только как учебное заведение, но и как центр консолидации художников. В мастерских преподавали живописцы Л.В.Туржанский, А.А.Лабас, В.В.Игнатьев, П.Е.Соколов, скульпторы С.Д.Эрьзя, П.П.Шарлаимов. Благодаря деятельности учеников и педагогов в городе были открыты новые памятники и монументы, организованы выставки. В сложный период разрухи мастера искусства пытались объединиться, в 1921 году была создана Артель художников, которая просуществовала лишь несколько месяцев.
В 1925 возник Уральский филиал Ассоциации художников революционной России (АХРР). Декларация АХРР призывала обращаться к местным темам, событиям, людям, филиалы на местах обладали почти полной свободой действия. К началу 1930-х в АХРР числились 15 свердловских художников, среди них И.К.Слюсарев, Н.С.Сазонов, А.А.Кудрин, А.Ф.Узких (председатель А.Н.Парамонов). Попыткой решить одновременно и материальные проблемы и выполнить «социальный заказ» стало создание Уральского промыслово-кооперативного товарищества «Уралхудожник» в 1931 году.
Результатом активной деятельности художников Урала, и в частности Свердловска, являлись выставки, организованные в конце 1920-х – начале 1930-х годов. Среди наиболее значительных, местом проведения которых был Свердловск: «Областная выставка творчества художников Урала» (1928 и 1929), «1-ая выставка Свердловского филиала АХР» (1929), «Выставка свердловских художников» (1931), «3-ая передвижная выставка, организованная сектором искусств Наркомпроса РСФСР» (1931), «Выставка-отчет первой бригады художников, работавших на новостройках Урала и Кузбасса» (1932). Произведения художников Свердловска экспонировались в Перми, Москве и других городах.
Образование Свердловской организации Союза художников СССР и ее деятельность в 1930 – 1950-х годах.
После выхода постановления ЦК ВКП(б) от 23.04.1932 «О перестройке литературно-художественных организаций» формы творческих коллективов на Урале приобрели новую направленность. 22 мая 1932 года в помещении драматического театра (по другим источникам в здании Делового клуба) состоялся слет художественно-творческих организаций Свердловска, организованный редакцией журнала «Штурм». Слет творческих сил Урала явился отправным пунктом в перестройке работы всех творческих организаций края. Секция изобразительного искусства постановила создать Союз художников. Первым председателем Оргбюро, так предварительно называлось руководство Союза (правлением оно стало называться с 1937 года), стал Н.И.Козлов. В новое художественное объединение вошли все крупные мастера города, среди них живописцы И.К.Слюсарев, А.М.Минеев, Н.С.Сазонов, С.А.Иванов (председатель с 1938), С.Н.Денисенко, В.П.Дерябин, С.А.Михайлов, Н.П.Голубчиков, Г.А.Мелентьев, Т.А.Партина, А.П.Давыдов, Л.А.Елтышев, В.К.Славнин, А.Ф.Узких, Ф.К.Шмелев, А.А.Жуков; графики А.Н.Парамонов, Г.В.Ляхин, А.Г.Вязников; скульпторы И.А.Камбаров, И.И.Трембовлер; мастера театрально-декорационного искусства А.В.Дубровин, И.М.Вахонин, А.А.Кузьмин, В.А.Людмилин, В.П.Елисеев. Художественные выставки становятся регулярными. Значительным культурным явлением середины 1930-х годов становится выставка московских и ленинградских мастеров «Урало-Кузбасс в живописи». После ее окончания часть картин составили основу раздела советского искусства в Свердловской картинной галерее (открыта в 1936). В городе были открыты Дом литературы и искусства, в котором проходят художественные мероприятия (1937) и производственная база СвердИЗО (1939). Детище своего времени – Союз художников – впитал в себя все достоинства и недостатки командного принципа руководства изобразительным искусством. Доктрина центра на политизацию изобразительного искусства, усиленно проводимая представителями власти на местах, приводила к крайней консервативности художественной атмосферы Урала. План работ по изобразительному искусству согласовывался и проверялся, кандидатуры председателей правления отделений СХ не должны были вызывать недовольства у местных властей. С другой стороны, членам Союза предоставлялись определенные возможности: предоставлялись материалы и мастерские, государственные заказы и пайки, поощрения и награды. Союз складывался и развивался как бюрократический аппарат, где конфликты с творческими личностями становились запрограммированными.
Во время Великой Отечественной войны в эвакуации на Урале оказались известные деятели искусства Украины, Москвы, Ленинграда. В Свердловск приехали скульптор С.Д.Меркуров, возглавлявший эвакуированный сюда Художественный фонд СССР, искусствоведы А.Г.Габричевский, Г.А.Недошивин, живописцы Ф.С.Лемберский и Ю.Р.Бершадский. Летом 1941 в Свердловск прибыли коллекции Эрмитажа, небольшую часть которых жители города могли посмотреть на выставке «Военная доблесть русского народа» (1943). Художники Свердловской организации СХ СССР принимают активное участие в работе над «Окнами ТАСС», создают плакаты. Произведения уральских и эвакуированных мастеров демонстрируются на выставке «Урал – кузница оружия» (1944).
Во второй половине 1940-х – 1950-х годов в Союз пришли молодые талантливые художники: живописцы В.С.Зинов, А.Ф.Бурак, В.А.Игошев, О.Э.Бернгард, А.А.Заусаев, Н.Г.Чесноков, И.С.Финкельштейн, Б.К.Смирнов, Д.М.Ионин (председатель с 1945 года), Б.М.Витомский, В.А.Терехин, И.Н.Нестеров, Б.В.Волков, Г.П.Гаев; скульпторы Г.В.Петрова, А.А.Анисимов, П.А.Сажин; мастера станковой и книжной графики Л.А.Эппле, Е.В.Гилева, Б.А.Семенов, О.Д.Коровин, В.Ф.Васильев и театрально-декоративного искусства Н.В.Ситников, М.С.Улановский. Тематика работ в послевоенный период стала разнообразнее, мастерство возросло. Однако диктат идеологии тоталитарного государства и поверхностное восприятие традиций реализма сковывали творческие поиски.
Деятельность Свердловской организации СХ СССР в 1960 – 1980 годах.
Во время «оттепели» (конец 1950-х – начало 1960-х) в Свердловск вернулись выпускники ленинградских и московских художественных вузов. Они вместе с окончившими уральские училища составили плеяду мастеров нового поколения. Известность на городских выставках получили произведения живописцев И.И. Симонова, А.П.Охлупина, Е.И.Гудина, Г.С.Мосина, М.Ш.Брусиловского, В.З.Беляева, Л.Ф.Венкербеца, Д.И.Лепихина, Ю.И.Истратова, В.В.Трясцина, Г.А.Нечеухина, В.О.Мамонтова, графиков В.М.Воловича, Д.Б.Шимилиса, Г.И.Кетова, С.С.Киприна, А.А.Казанцева, Л.П.Вейберта, В.А.Новиченко, Л.Ф.Полстоваловой, скульпторов В.М.Друзина, В.Е.Егорова, ювелира Л.Ф.Устьянцева. Характерный для этих лет «суровый стиль» с его монументализмом и экспрессивностью, обобщенными, почти плакатными образами стал популярен среди уральских художников. Наряду со станковой живописью, признание получило монументально-декоративное и театральное искусство, книжная графика, декоративно-прикладное искусство.
В 1960-е годы внутри CХ СССР был создан СХ РСФСР, в состав которого вошли художественные организации областей и автономных республик, объединенные в территориальные зоны для периодического (приблизительно раз в пять лет) проведения выставок. В уральской зоне, включающей Свердловскую, Пермскую, Челябинскую, Оренбургскую, Тюменскую, Курганскую области и Башкирию, с 1964 по 1985 прошло шесть выставок «Урал социалистический» – в 1964 в Свердловске, в 1967 в Перми, в 1969 в Челябинске, в 1975 в Уфе, в 1979 в Тюмени: www.youtube.com/watch?v=G7KFZCYNmL4, в 1985 в Свердловске. Выставки сыграли положительную роль, объединив ранее разобщенные провинциальные художественные силы, сделав известными многие имена. С начала 1960-х художники Свердловской организации СХ СССР регулярно участвовали в республиканских, всесоюзных и международных выставках. Выставка художников Урала, Сибири и Дальнего Востока прошла в 1971 году в Москве, выставка свердловских художников состоялась в 1975 году в Ленинграде. Крупным событием стала ретроспективная выставка художников Свердловска в 1987 году в Москве.
Наряду с художниками старшего поколения, в 1970 – 1980-х годах активно работают Г.С.Метелев, А.И.Бурлаков, В.А.Чурсин, Г.Н.Калинин, М.В.Гуменных, К.К.Масумова , В.Я.Бушуев, Н.В.Костина, Н.И.Золотухин, Н.Н.Моос, Н.П.Казанцева , С.В.Тарасова, В.А.Степанов, В.П.Кошелев, М.М.Кошелева, А.А.Алексеев-Свинкин, С.С.Айнутдинов, В.Г.Анциферов, А.В.Золотухин, А.А.Калашников, Г.С.Райшев, Л.М.Сгибнева Б.Н.Клочков, В.Ю.Грекова, О.Л.Орешко, В.В.Штукатуров, О.А.Штукатурова, В.Д.Сысков, Ю.Н.Филоненко, М.П.Сажаев, В.И.Реутов, В.П.Воинкова, З.А.Малинина, Ю.С.Устинов, Б.М.Добровольский, Ю.В.Крылов, А.Г.Антонов, Г.А.Геворкян, К.В.Грюнберг, Л.И.Кружалова, О.Н.Мудрова, В.С.Соколова и другие.
Период после 1991 года.
Изменения политического строя и всей идеологической системы самым серьезным образом отразились на жизни Свердловской организации. С одной стороны, появились условия для свободы творческого самовыражения, расширились международные контакты, разнообразнее стали выставки. С другой – художники почувствовали жесткую зависимость от рынка и безразличное отношение к их проблемам многих местных чиновников. Среди художников и критиков появляется мнение, что подобная организация себя изжила и стала не перспективна. Однако, время показало, что до сего дня Свердловское отделение Союза художников России остается крупнейшей и авторитетнейшей творческой организацией региона. Молодые художники стремятся вступить в ее ряды, не уменьшается количество художественных мероприятий. Продолжением зональных выставок советского периода стали региональные выставки «Урал», проведенные в 1991 в Кургане, в 1998 в Уфе, в 2004 в Екатеринбурге, в 2009 в Челябинске. Развиваются творческие контакты екатеринбургских художников с коллегами из других регионов России и зарубежья.
К сентябрю 2010 года организация объединяет 269 художников. Функционируют девять секций: живописи, графики, скульптуры, монументального искусства, декоративно-прикладного искусства, ювелирно-камнерезного искусства, искусствоведения и критики, художников театра и кино, церковного искусства. С 2008 года организацию возглавляет С.С.Айнутдинов.
В сложный период творческой разобщенности, потери ориентиров и идеалов Свердловская организация Союза художников России продолжает сохранять и развивать художественные традиции уральского края.
Искусствовед Евгений Алексеев
ВЫСТАВКА ДЕТСКОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ  |        | 24 апреля в 16 ч. в большом зале Свердловскогго регионального отделения Союза художников России открывается выставка детской иллюстрации из коллекции Нижнетагильского музея изобразительных искусств. Экспозиция - часть Третьего открытого Всероссийского биеннале-фестиваля «УРАЛ-ГРАФО». Нескольких совершенно разных по стилю и духу авторов из разных регионов страны - Санкт-Петербурга и Нижнего Тагила – объединил общий интерес к такому уникальному художественному явлению как мир детской и юношеской книги. Более пятидесяти работ мастеров графического искусства отрывают зрителя от суетной повседневности и увлекают «по волнам» мечтаний и фантазий в другую, беззаботно-искреннюю реальность. Одни произведения - классика отечественной иллюстрации, другие - своего рода открытие новой ипостаси признанных авторов. Техники исполнения работ разнообразны (цветная литография, акварель, фломастеры), это свидетельствует о том, что выбор художником материалов не ограничен какими-либо условностями, все зависит от его личных предпочтений и талантов.
Не секрет, что красочные изображения приоткрывают детям «дверь» в волшебный мир литературных произведений. Именно иллюстрации помогают войти в повествование и «отправиться» в приключение, дарят возможность подружиться с ожившими персонажами, погружают в атмосферу действия, делая сюжет доступным и понятным. Вместе с этим они задают общее настроение, развивают фантазию и обогащают жизненный опыт ребенка. Важнейшую роль при этом играет мастерство художника-иллюстратора, предназначение которого намного шире и глубже, чем может показаться на первый взгляд. Он является своего рода соавтором, который со всей ответственностью участвует в передаче образного строя повествовательного произведения, стараясь посредством формы и цвета, линии и композиции адаптировать взрослый мир детскому восприятию. Поиски яркого, цельного выражения облика и характера героев, точного места действия, способных возбудить любопытство и вызвать живой отклик у ребенка становятся первостепенными задачами для художника. При этом он стремится привнести свое собственное, индивидуальное прочтение литературного текста. Всеми этими качествами наполнены представленные в экспозиции работы.
Иллюстрации стоявшего у истоков создания советской детской книги народного художника РСФСР Юрия Алексеевича Васнецова (1900-1973) всегда легко узнаваемы. Неотъемлемая черта его творчества - неразрывная связь с народным искусством, принципы которого автор мастерски перерабатывал в только ему свойственной манере, стремясь донести до малышей сказочную природу воссоздаваемых литературных образов, умело сочетая при этом познавательное и художественное начало. Его работы отличаются подробным и законченным рисунком, цельной и ясной композицией, ритмичным сочетанием цветов, близких к природным. Однако, в первую очередь обращают на себя внимание сами герои сказок, облаченные в русские национальные одежды, каждый со своим темпераментом, нравом и манерой держаться.
Подобные приемы использует в своих иллюстрациях к народным сказкам петербургский художник Олег Геннадиевич Кукушкин (1939 г.р.), который «очеловечивает» зверей и показывает их в самых кульминационных моментах повествования, что делает их эмоциональными и выразительными, а потому понятными маленьким читателям. По этой же причине фигуры зверей уплощены в пространстве, подобно тому, как это делают дети в своих рисунках, но богато разработанный лесной фон, точно соответствующий представляемому образу, «сглаживает» это намеренное искажение.
Иного характера представленная на выставке работа петербуржца Станислава Васильевича Вихарева (1924-1981), тяготеющего к классической интерпретации создаваемого образа, но при этом сохраняющего ощущение наивной сказочности. Первоисточник здесь - не народное, а авторское, более сложное по построению произведение, к которому отсылает стилизованная под древнерусскую вязь надпись под изображением. В стародавние времена уводит нас и воссозданная в иллюстрации сцена, погружающая в атмосферу девических вечерок в полутемных деревенских избах.
Новую грань творчества представляет на выставке тагильчанин Владимир Валентинович Зуев (1959 г.р.), более известный как мастер офорта. В 1998 году он создал фломастерами, шариковыми ручками и акварелью макет авторской книги «Песенки-потешки народов мира». К шуточным фольклорным текстам народов разных стран художник сделал постраничный дизайн, оформил обложку, форзацы, титул, создал интересные иллюстрации, гармонично совместив элементы книги. Красочные изображения, наполненные юмором и добрым озорством, занимают целый разворот и визуально воссоздают содержание рифмованных текстов. Широкий кругозор и тонкая интуиция автора позволили создать иллюстрации точно соотносимыми с характерными представлениями о стране, где национальные черты и типичные характеристики сделали их еще более красноречивыми. Рисунок в иллюстрациях – живой и выразительный, композиции - фрагментарные, что дает возможность воображению домыслить, досочинить сюжет, в них много воздуха, свободы, а образы героев - гротескны, с тонко подмеченными характерами, легко запоминающиеся. «Песенки-потешки» так и остались неизданными, при этом можно с уверенностью говорить о том, что данная работа В.Зуева не просто раскрывает многогранность таланта художника, но точно отражает тенденции разработок авторами 1990-х годов нового типа детской книги.
Ранее тагильский, а ныне живущий в Великом Новгороде художник Петр Иванович Болюх (1957 г.р.) своеобразный «полиглот», равноуспешно работающий в разных видах изобразительного искусства - медаль, станковая скульптура, экслибрис, печатная и оригинальная графика. Над иллюстрациями к различным произведениям уральских писателей в технике печатной и рисованной графики Болюх работал с конца 1980-х годов В последние пять лет он обратился к иллюстрации, выполняя свои искусные произведения чаще всего в технике многослойной акварельной живописи, реже в монотипии, с невероятно затейливым, детальным рисунком, создающим иллюзорное пространство, где оживают острохарактерные герои. Примечательно, что эти редкие изображения сделаны для себя, что называется «в стол», и, думается, современная детская книга не открыла для себя одного из наиболее интересных авторов. Особо привлекают внимание иллюстрации к повести Н.В.Гоголя «Шинель» - предельно выразительные в своей монохромности, атмосферные по образному решению, одновременно выдержанных и многослойных по содержанию и эмоциональному окрасу. С виртуозной точностью через тонкие нюансы, считанные со страниц гоголевского текста, Петр Болюх смог воссоздать самый дух существа главного персонажа – мелкого чиновника Акакия Акакиевича.
Не менее сложные для интерпретации первоисточники выбирает Наталья Леонидовна Чуднова (1956 г.р.), также тагильский художник, ныне проживающий в Великом Новгороде. Сложные по трактовке, «зашифрованные» и глубоко вчуствованные произведения «по мотивам» стихотворных строк Марины Цветаевой автор создает в технике акварели – нежнейшей и трепетной, как вздох. Душевные волнения, раздумья об извечном и непознаваемом, лирико-мятежный настрой стихотворных строк слились воедино с художническими переживаниями и, перемешавшись, проявились в иллюстрациях-знаках. Строки и рифмы отразились в формах и линиях, перетекание слов и мыслей - в переходах цвета… и словесные образы обрели облик ассоциативный, непрямой, лишь с полунамеком на бытие.
Лиричное настроение звучит и в акварельных произведениях петербургского автора Екатерины Васильевны Звонцовой (1947-2006) к книге «Улыбка ясная природы», где собраны произведения русских писателей и поэтов о родной природе. Отсюда в этих иллюстрациях столько нежности, любования, искреннего восхищения красотой натуры. В скромных по размерам, мягких по тону акварелях разлиты безграничное спокойствие и тишина, всеобъемлющая гармония и благость, успокоительная мелодичность и трогающая душу трепетность. Без лишних деталей и подробностей в частных композициях автор воссоздала многозначительные образы природы - издавна и навсегда вдохновляющей писателей, поэтов, художников.
Сколь разнообразны по авторскому подходу представленные на выставке произведения, столь широкий спектр эмоций они поднимают, воздействуя каждое по-своему на многогранные струны зрительской души.
Впервые в истории «УРАЛ-ГРАФО» участие принимает не конкретное лицо, персона, а уникальное музейное собрание, тематически соответствующее общей идеи проекта. Подобный опыт сотрудничества может оказаться удачным иметь свое продолжение.
Мария Комарова,
старший научный сотрудник НТМИИ
Выставка открыта до 18 мая
Вход свободный с 10 до 18 ч.
Свердловское региональное отделение ВТОО «Союз художников России.
Екатеринбург, ул. Куйбышева, 97
www.shr-ekb.ru, тел. 261-63-19, 261-70-97
| "Выставочный зал Свердловского регионального отделения "Союз художников России": ул.Куйбышева 97. тел. 261-70-97. Свободный доступ: суббота с 10-00 до 17-00, воскресенье с 10-00 до 16-00. |
|
|
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!!!Дементьева Эльмира Худавердиевна Правление Союза Художников России (Свердловское региональное отделение), коллеги и друзья поздравляют Вас с Днём рождения! Желаем Вам крепкого здоровья, житейского благополучия и творческих успехов!
Рогозина Нина Семеновна  Художник-промграфик (Секция графики).
Родилась в 1946г. в c.Тугулым Свердловской обл. Окончила Свердловское художественное училище в 1965г. С 2010г. состоит в Союзе художников. (подробнее...) |