Сегодня: 22-09-2020

О Свердловском региональном отделении
ВТОО "Союз художников России"

Союз художников России (Свердловское региональное отделение: www.youtube.com/watch?v=ujqrJICaSaQ) - это некоммерческая...(подробнее)


АЛЕКСАНДР ГЕОРГИЕВИЧ КАРАГЯУР (1936-2020)

12 сентября 2020 г. ушел из жизни член Союза художников России, живописец Александр Георгиевич Карагяур.

Александр Георгиевич родился 1 апреля 1936 г. в поселке Акташ Джанкайского района Крымской области. В 1943 г. депортирован на Урал, в Белоярский район. В 1953 г. окончил ремесленное училище в г. Каменск-Уральском, работал художником-оформителем на Верх-Исетском заводе. С 1955 г. учился в изостудии ДК им. А.М. Горького. В 1958 г. окончил  курсы художников-оформителей, в 1964 г. – вечернюю художественную школу им. П.П. Хожателева. С 1980 по 1989 гг.. работал в производственном комбинате Художественного фонда СССР. Член Союза художников России с 1989 г. Активный участник городских, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставок.

Художник работал в различных жанрах: портрет, натюрморт, тематическая картина, но больше всего любил пейзажи, в которых он воспевал уральскую природу. В разное время года она открывалась мастеру, вдохновляя на создание живописных полотен, по-южному ярких и эмоционально заряженных. Он выявлял внутреннюю красоту неброского уральского ландшафта через чётко выстроенную композицию и  тонкую  колористику. 

Работы Александра Георгиевича находятся в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, в галерее современного искусства «Эстер» в Витерборо (Италия), в Советском Доме науки и культуры (Венгрия).

Правление Свердловского регионального отделения  ВТОО «Союз художников России» выражает искренние соболезнования родным и близким Александра Георгиевича.

 

Прощание с Александром  Георгиевичем Карагяуром состоится 16 сентября в 14 часов 40 минут в храме Иосафа Белгородского по адресу: ул. Лесное кладбище, 2. 

 




"Выставочный зал Свердловского регионального отделения "Союз художников России": ул.Куйбышева 97. тел. 261-70-97.
Свободный доступ: Понедельник-пятница: с 10-00 до 18-00, суббота: с 10-00 до 17-00, воскресенье: выходной."

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «ГРАФИКА АЛЕКСАНДРА СУВОРОВА»

28 августа в большом зале Свердловского регионального отделения Союза художников России программу Четвёртого Всероссийского открытого биеннале-фестиваля графики «УРАЛ-ГРАФО» открыла персональная выставка Александра Суворова (Москва). Экспозиция включает 27 эстампов, выполненных художником в технике офорта и его манер, из серий «Старые дома» (1981-2005) и «Размышления о музыке».

Александр Суворов - заслуженный художник России, действительный член Российской академии художеств, руководитель мастерской офорта в Московском государственном академическом художественном институте  им. В. И. Сурикова, профессор. В 1997 г. был награждён Золотой медалью Российской академии художеств. В 2003 г.  стал  Лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства за серию «Старые дома».

Графические работы, представленные в Екатеринбурге, по содержанию и языку высказывания можно разделить на две части - впечатления от натурных наблюдений и выражение собственных переживаний от произведений немецко-австрийских композиторов XIX-XX вв.. Серия «Старые дома» построена на документальном материале - видах старых домов, доживающих век в ожидании сноса. Художник избирает в качестве натуры фрагменты полуразрушенных зданий - окна, двери, интерьеры. Пространства лишены человеческого присутствия, но каждое из них выражает абсолютную антропную индивидуальность - это не объекты изображения, а субъекты диалога, безмолвные, но говорящие свидетели времени. Очищенные от суетливых деталей и ненужных подробностей, сочетающие обобщённые монументальные формы и безграничный эмоциональный диапазон переживаний, они производят впечатление живых существ, канализирующих некие послания; обращение имеет метафизическую природу и символическое звучание.

В «Размышлениях о музыке» отчётливо  проявляются особенности художественного темперамента Суворова, в котором доминирует живописно-импровизационное начало, проявляющееся как зримое воплощение стихии, усмирённой властной рукой демиурга. Музыка Л. ван Бетховена, Р. Вагнера, И. Брамса, Р. Штрауса стала импульсом для создания абстрактных работ, связанных с погружением в пространство внутреннего «я», в постижение тайн мироздания через звуковую материю. Визуальные интерпретации музыкальных переживаний, построенные на сложных ассоциативных связях, художник смог выразить благодаря невероятному богатству графической фактуры офорта. 

 

Выставка открыта до 28 сентября

Вход свободный с 1 сентября. 

Понедельник-четверг -  12.00 - 17.00. 

В четверг в 16.00, 16.30, 17.00 проводится экскурсионное обслуживание по предварительной записи. 

Посещение выставки возможно при соблюдении масочного режима.

 

Свердловское региональное отделение ВТОО «Союз художников России.

Екатеринбург, ул. Куйбышева, 97

www.shr-ekb.ru, тел. 261-63-19, 261-70-97.

 

 

 




"Выставочный зал Свердловского регионального отделения "Союз художников России": ул.Куйбышева 97. тел. 261-70-97.
Свободный доступ: Понедельник-пятница: с 10-00 до 18-00, суббота: с 10-00 до 17-00, воскресенье: выходной."

ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКОВ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО ОКРУГА

28 августа в залах Свердловского регионального отделения Союза художников России программу Четвёртого Всероссийского открытого биеннале-фестиваля графики «УРАЛ-ГРАФО» открыла выставка художников Ямало-Ненецкого автономного округа.Экспозиция включает 17 работ 11 художников из 5 городов и посёлков  ЯНАО (Губкинский, Муравленко, Ноябрьск, Салехард, Уренгой). Камерная выставка в рамках «Урал-Графо-IV» представляет некий срез художественной культуры Ямало-Ненецкого автономного округа, демонстрирующий способность современного искусства наполняться «соками», памятью земли, на которой создано. Некоторые из участников выставки пришли в графику через декоративно-прикладное творчество, народные промыслы. Родившиеся в Украине, Казахстане, Сибири и на Урале, обосновавшись на крайнем Севере графики Ямала создают произведения с очень личным ощущением места, которое стало им родным, а вовсе не «краем земли», как переводится «я мал» с ненецкого.

Так, в работах А. Вахрушева действуют духи-покровители окружающей природы: хранитель оленьих стад Илибя Пэртя («Хозяин всех оленей», 2020), хозяин глубин («Камлание», 2020), гигантская птица Минлей с семью парами железных крыльев, которыми она порождает ветер («Минлей», 2020). Художественные поиски А. Вахрушева направлены на формирование нового восприятия древних традиций, он остро чувствует современную красоту и неповторимость северного мира природы и человека. Неудивительно, что художник параллельно ведет активную общественную деятельность по сохранению и актуализации этнического искусства Севера.

Древние мифологические образы закономерно возникают и у других ямальских художников, бережно относящихся к древней культуре коренных народов Крайнего Севера. Так, мотив мирового древа в акварели Михаила Канева «Медный гусь» (2020) явно восходит к образцам местного этнического декоративно-прикладного искусства (резьбе по дереву и кости, которыми и сам художник владеет). В работах ямальских графиков находит отражение не только мифологическое прошлое, но и современная повседневная жизнь северного края - вгуашевых композициях Екатерины Орловой («Движение жизни», 2019) и Елены Зориной (серия «Северные мотивы», 2019) визуальные знаки национального духа облечены в традиционную форму натюрморта, где фактурность мазка (хотя речь идет о графике!) передает стихию движения, внутреннюю эмоцию женского домашнего мира. В работах Светланы Пташкиной авторская техника печати порождает сложное сочетание фактур и тонкие переходы мягких охристо-голубовато-серых оттенков. Двухцветные линогравюры Светланы Кругловой с их четкой ритмикой линий и декоративными контрастами пятен тонко и деликатно интерпретируют северные орнаментальные мотивы, символически обозначающие традиционные семейные ценности («Ямальский уют», 2020). Художники Ямала часто используют сугубо реалистическую трактовку мотивов и образов, в которой опираются на натурные впечатления. В пастелях В. Чалого («Ямальский натюрморт», «Род Айваседа - ненцы») узнаваемые предметные формы и явно портретный образ сближены и обобщены в границах о теплого охристо-коричневого колорита. Василий Краснобородкин поэтически передает «уютный простор» уральских деревянных ансамблей, превратившихся в музейные комплексы («Хохловка. Осенний денёк», 2019). Андрей Сахненко воссоздает виды старинных посадов Севера, сочетающих городское деревянное зодчество и традиционное жилище кочевых народов - чумы («Давным-давно», 2020). Масляная пастель, обладающая сочным цветом и возможностями создания выразительной фактуры, раскрывает свои эффекты в работах Ирины Падалкиной («В ожидании лета», 2019) и Александра Матвеева («Осенний вечер», 2020). 

Выставка оставляет впечатления неспешного, но уверенного движения, развития новой художественной традиции, вырастающей из соприкосновения этнического мироощущения народов Севера и современных форм и технологий графики. 

Тамара Галеева, Любовь Копосова 

Выставка открыта до 28 сентября

Вход свободный с 1 сентября.

В четверг в 16.00, 16.30, 17.00 проводится экскурсионное обслуживание по предварительной записи. 

Посещение выставки возможно при соблюдении масочного режима.

 

Свердловское региональное отделение ВТОО «Союз художников России.

Екатеринбург, ул. Куйбышева, 97

www.shr-ekb.ru, тел. 261-63-19, 261-70-97.

 

 

 




"Выставочный зал Свердловского регионального отделения "Союз художников России": ул.Куйбышева 97. тел. 261-70-97.
Свободный доступ: Понедельник-пятница: с 10-00 до 18-00, суббота: с 10-00 до 17-00, воскресенье: выходной."

ВЫСТАВКА-НОМИНАЦИЯ «МИНИ-ГРАФИКА»

28 августа в залах Свердловского регионального отделения Союза художников России программу Четвёртого Всероссийского открытого биеннале-фестиваля графики «УРАЛ-ГРАФО» открыла выставка-номинация «Мини-графика». Данная номинация  - традиционная для фестиваля «УРАЛ-ГРАФО»  - каждый раз привлекает авторов, работающих в различных жанрах и форматах, но размеры их работ неизменно не должны превышать установленный максимум - 15х15 см. Художники демонстрируют разнообразие технологий печатной (офорт, меццо-тинто, ксилография, линогравюра, травленый штрих, гравюра на пластике, торцовая гравюра на дереве, акватинта, литография) и оригинальной графики (тушь, акварель, гуашь, цветные карандаши, гелевые роллер-пэны). Для миниатюрных листов эти технические характеристики играют очень важную роль, во многом определяя их визуальную поэтику. Некоторые мастера участвуют в фестивале не первый раз, они узнаваемы по своей сложившейся стилистике (С. Айнутдинов, Н. Кузнецова, Н. Гурова, Я Макаров). Характерная тенденция -  заметно выросший женский состав выставки (больше половины участников).

Более трети работ в номинации – экслибрис, популярная разновидность прикладной графики. Гравюры, выполняющие функциональную роль владельческого знака, обычно минималистичны («Автопортрет» Л.Абдрашитовой, «Экслибрис И. Шишкина» Н. Гуровой), используют стилизовано-обобщенные, немного грубоватые формы (экслибрис «Z.O.V» О. Зюзиной, 2020). Подобные качества свойственны гравюрам на пластике В. Лупандина. Миниатюры Ю. Молибоженко, созданные для Домов-музеев И. И. Шишкина (2018) и А. И. Куприна (2020), отличают тонкость штриховки, проработанность формы, своеобразная живописность.

Часть работ посвящены историческому и современному состоянию российских городов, их повседневной жизни, конкретным событиям. В круглых композициях М.Поповой тихие сцены жизни провинциальных окраин словно подсмотрены в бинокль. Жизнь промышленного города по-своему воплощена в диптихе «Томск. Демонтаж завода ФиКС» Е. Мельченко (2018).

Неизменный источник графических циклов участников выставки – литературные образы и мотивы. В работах  С.Айнутдинова  упругая и легкая линия пера, ритмическое соотношение штрихов, воздушное пространство белой бумаги, создают ироничный, метафоричный мир, в котором все перевернуто и нелепо. Рисунки А. Баландина связаны с литературными текстами более опосредованно, они визуально комментируют и развивают странные, фантазийные сочинения художника. Мифологические богини-музы Каллиопа и Мельпомена в фокусе внимания. Они уподоблены кукольным марионеткам, послушно исполняющими свою роль на зеркале сцены.  Сложные и загадочные видения возникают в работах В. Рубанского, мастерски сочетающего офорт, акватинту и «черную манеру» (меццо-тинто). Почти апокалиптическое настроение наполняет листы с простыми «геометрическими» названиями («Вертикаль-горизонталь», «Разрывая круг» - оба 2019), которые одновременно и напряженно тревожны.

К причудливости образов тяготеет и О. Попова в серии с простым названием «Птички-невелички» (2020). В гуашевых листах длинноклювые птички вписаны в форму квадрата, своей композиционной устойчивостью «сдерживающего» вибрацию ярких цветовых пятен, подвижность штрихов. Беспокойный ритм оперения птиц создает почти абстрактную игру цвета и форм.

Наконец, абстрактная импровизационность и геометрическая знаковость доминирует в серии А. Сивкова «Белое цветение» (2020), в которой простые природные мотивы и формы трансформируются в драгоценные эстетические объекты.

«Мини-графика», пожалуй, один из наиболее открытых форматов для художественных экспериментов: классические техники и сюжеты могут в ней легко сочетаться с новыми. Малый размер дает авторам свободу в исполнении, позволяет завершить работу в один прием, на единой импровизационной и эмоциональной волне. Наконец, она предельно мобильна благодаря своим размерам. Не удивительно, что в художественном мире в 1990–2000-е годы появилось множество международных фестивалей и регулярных выставок экслибриса и графики малых форм. Присутствие номинации «Мини-графика» в структуре фестиваля «УРАЛ-ГРАФО» дает его участникам дополнительный шанс для включения их в международный арт-контекст.

Влада Лаптева, Тамара Галеева

 

 

Выставка открыта до 28 сентября

Вход свободный с 1 сентября. 

Понедельник-четверг -  12.00 - 17.00

В четверг в 16.00, 16.30, 17.00 проводится экскурсионное обслуживание по предварительной записи. 

Посещение выставки возможно при соблюдении масочного режима.

 

Свердловское региональное отделение ВТОО «Союз художников России.

Екатеринбург, ул. Куйбышева, 97

www.shr-ekb.ru, тел. 261-63-19, 261-70-97.

 

 

 




"Выставочный зал Свердловского регионального отделения "Союз художников России": ул.Куйбышева 97. тел. 261-70-97.
Свободный доступ: Понедельник-пятница: с 10-00 до 18-00, суббота: с 10-00 до 17-00, воскресенье: выходной."

ЧЕТВЁРТЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ БИЕННАЛЕ-ФЕСТИВАЛЬ ГРАФИКИ «УРАЛ-ГРАФО»

28 августа в выставочных залах Свердловского регионального отделения Союза художников России открылся Четвёртый Всероссийский открытый биеннале-фестиваль графики «УРАЛ-ГРАФО». Этот масштабный выставочный проект, экспонирующий графические произведения отечественных и зарубежных художников XX-XXI вв.., начал свою историю в 2011 г. Изначально стратегия фестиваля была связана с необходимостью преодоления разобщённости отечественных графиков, работающих по всей стране. Идея объединения в одном проекте художников нескольких поколений, нашла поддержку не только в профессиональной среде, но и у самой широкой зрительской аудитории.  

Второй фестиваль (2014-2015) утвердил основные ориентации «УРАЛ-ГРАФО» - сопряжение выставок-номинаций с экспозициями приглашённых гостей; бережное сохранение традиций и внимание к смелым экспериментам; признание  паритета оригинальной и печатной графики, возможность высказывания на любом её языке; активное включение разных географических полюсов в единое пространство графического искусства. Особенностью Второго фестиваля стало акцентированное внимание  к книжной графике и искусству её оформления. 

Третий фестиваль отмечен фокусом на частных собраниях художников или собирателей, где сконцентрирована недоступная широким зрительским слоям часть графических работ. Открытие, сохранение и популяризация неизвестного творческого наследия художников XX века, - одна из задач  фестиваля, важная для развития  профессионального изобразительного искусства и просвещения публики.

Четвёртый «УРАЛ-ГРАФО», продолжая традиции предыдущих биеннале, преследует следующие цели и задачи:  активизация и актуализация процесса системного взаимодействия сообщества художников со зрителями; презентация достижений современной графики; расширение регионального экспозиционного контекста за счет показа произведений мастеров из разных городов России и других стран; создание постоянного художественно-информационного поля графики; пополнение фондов государственных музеев графическими произведениями современных художников.

В «УРАЛ-ГРАФО-IV»  принимают участие более 300 художников из 78 городов и населённых пунктов России и других стран, представив около 1200 работ. Программа фестиваля включает 8 персональных экспозиций: А. Бурака (1921-1997, Екатеринбург), В. Истомина (1939-2019, Нижний Тагил), В. Лузина (Реж), А.  Любавина (Москва), А.  Машанова (Омск), М.  Раздобурдина (Санкт-Петербург), И. Репникова (Стрежевой), А. Суворова (Москва); групповые выставки: «Памяти художников»; «Художники Ямало-Ненецкого автономного округа» (Салехард); «Арт-проект  Владимира Фуфачёва: мастер и ученики» (Нижний Новгород);  «Выставка художников анимационного кино: роль эскиза в мультипликации» (Москва, Екатеринбург, Ярославль); выставки-номинации: «Мини-графика», «Редкие и смешанные техники графики», «Печатная графика», «Традиционная графика: рисунок, акварель, темпера, гуашь».

Местом проведения биеннале-фестиваля являются выставочные залы Свердловского регионального отделения ВТОО «Союз художников России», государственные музеи,  частные галереи и другие выставочные площадки Екатеринбурга, городов Свердловской  области, Урала в целом и других регионов России.

Программу «УРАЛ-ГРАФО-IV» открывают три экспозиции: персональная выставка  Александра Суворова (Москва), групповая выставка «Художники Ямало-Ненецкого автономного округа» (Салехард), выставка-номинация «Мини-графика».

 

 




"Выставочный зал Свердловского регионального отделения "Союз художников России": ул.Куйбышева 97. тел. 261-70-97.
Свободный доступ: Понедельник-пятница: с 10-00 до 18-00, суббота: с 10-00 до 17-00, воскресенье: выходной."

ГРАФИК РАБОТЫ ДОМА ХУДОЖНИКА

Уважаемые художники и посетители Дома художника!

 

Вход на выставки свободный с 1 сентября по предварительной записи по телефонам: 8-343-2616319, 8-343-2617097, с 14 до 18 ч.

Понедельник-пятница -  14.00 - 18.00

Суббота - 12.00 - 16.00 (кроме 5 сентября)

Воскресенье – выходной

Посещение выставки возможно при соблюдении масочного режима.


Время работы бухгалтерии для приёма оплаты за членские взносы и коммунальные услуги по мастерским:

ПОНЕДЕЛЬНИК-ЧЕТВЕРГ: 14.00-16.00.

 




"Выставочный зал Свердловского регионального отделения "Союз художников России": ул.Куйбышева 97. тел. 261-70-97.
Свободный доступ: Понедельник-пятница: с 10-00 до 18-00, суббота: с 10-00 до 17-00, воскресенье: выходной."

Пузаков Лев Васильевич


Скульптор, художник МДИ (Секция ДПИ).

Родился в Свердловске в 1946г. В 1965г. окончил Свердловское художественное училище. В 1971г. - Ленинградское Высшее Художественно-промышленное училище им.В.И.Мухиной. С 1977г. - член Союза художников.

(подробнее...)