Сегодня: 29-06-2022

О Свердловском региональном отделении
ВТОО "Союз художников России"

Союз художников России (Свердловское региональное отделение: www.youtube.com/watch?v=ujqrJICaSaQ) - это некоммерческая...(подробнее)


ВЫСТАВКА «ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО КОШКА»

C 20 июня  в малом зале Свердловского регионального отделения Союза художников России открыта  выставка «Её величество Кошка», представляющая  художественные  воплощения своих представлений о котах более 20 уральских художников. Они удивляются грации, ловкости, красоте Мурок и  Барсиков, запечатлевая их образы в быстрых зарисовках и этюдах; поют им торжественные гимны, воспевающие самодостаточность, мудрость, таинственность и совершенство; открывают разные стороны кошачьей натуры, в которой кроются вкрадчивость, безмятежность, праздность, независимость, сдержанность, самоуважение, непокорность, яркая  индивидуальность.  Работы С. Айнутдинова, А. Баландина,  А. Бартова, В. Воинковой,  Т. Ковалёвой, Г. Козловой,  В. Костина, И. Лемоновой,   Ю. Непокрытой, О. Орешко, Б. Рыжкова, А. Сивкова, Н. Старцевой и др., выполненные в технике живописи, оригинальной и печатной графики, гобелена, горячей эмали, бронзового литья, думается, вызовут несомненный интерес и станут настоящим подарком для зрителей.

Точное время приручения  кошек неизвестно, но эти животные сопровождают человека всю историю цивилизации. Это грациозное, пушистое, необыкновенно ловкое, выносливое, сверхчувствительное животное никого не оставляет равнодушным. Трепетное  отношение к кошкам сохраняется на протяжении всей истории цивилизации, практически во всех культурах их чрезвычайно ценили и любили. Как воплощение Сехмет (богини войны и любви), Тефнут и Баст (богини плодородия, радости и веселья) высоко почитали кошек египтяне, они оплакивали и держали траур после смерти этих животных,  мумифицировали их; зооантропоморфные изображения, а также сцены с участием кошек часто встречаются в египетском искусстве. Кроме того, кот в Древнем Египте - воплощение солнечного божества Ра, борющегося со змеем Апопом и

В древней Греции связывали кошку с Артемидой, богиней охоты, а  в Малой Азии - с Кибелой, великой матерью всех богов. Римляне  видели в кошке  богиню охоты Диану, ассоциировавшуюся  с Луной, кот даже фигурировал на значках римских легионов как символ ловкости и храбрости, а также был знаком рабов и гладиаторов, восставших  под предводительством Спартака. В древнем Китае кошка воплощала часть принципа мироздания инь, олицетворяющего текучесть, мягкость, женское начало, темноту. В Средние века отношение к кошкам было противоречивым: с одной стороны, их любили и почитали, разрешали жить в монастырях,  позволяли им входить даже в церкви (в арабском мире кошка - единственное животное, которому разрешается входить в мечеть),  с другой, признавая их слугами дьявола, топили и сжигали. В Новое время кошек полностью реабилитировали и уже несколько столетий это животное постоянно находится рядом с человеком, никогда при этом полностью ему не подчиняясь, сохраняя гордый и независимый нрав, являясь воплощением абсолютной свободы, столь вожделенной и столь недостижимой для человека.

Кошка - животное мистическое, обладающее рядом таких качеств, которые делают её загадочной: они предчувствуют природные катаклизмы, легко перемещаются в  пространстве,  предупреждают людей об опасности, лечат их; кошки живут почти в каждом доме, но при этом ни один хозяин этих хвостатых пушистых животных не сможет сказать, что до конца открыл тайны своего питомца. Кошки - символ загадочности, мистики, тайны, непредсказуемости, интуиции, женственности, свободы,  притягательности. Неслучайно им посвятили или сделали героями своих произведений писатели и поэты: Д.К.Джером,  Э.Т. Гофман, О. де Бальзак, Т. Готье, Э. По, Ш. Бодлер, Р. Суинберн, Р. Киплинг, А. Куприн, Г. Колет, Г.Ф. Лавкрафт и др.

Образ кота/кошки не менее часто привлекал и  художников, которые часто помещали их в свои творения, обретавшие благодаря этому особое звучание: стоит вспомнить картины Ф. Снейдерса, Ф.Гойи, Л. Ленена, Ж.-Б. Грёза, Л. Уэйна, П.-О.  Ренуара, П. Пикассо, О. Бердслея и др., где кошки вносят то настроение домашнего тепла и уюта, то элемент мистики, вмешательства потусторонних сил, то просто заставляют замереть в восхищении и любоваться ими.

По словам английского писателя Г.Ф. Лафкрафта, «нигде в животном мире мы не находим такого поистине эллинского совершенства формы при такой практичной анатомии, как у семейства кошачьих. Кошечка - это дорический храм, это ионическая колоннада, классически безупречная в сочетании своих структурных и декоративных элементов. Ее красота столь же кинетична, как и статична, ибо в искусстве нет параллелей грациозности малейшего движения кота. Абсолютная, безупречная эстетика любого ленивого потягивания, прилежного умывания мордочки, игривого катания по полу или невольного подергивания во сне - нечто не менее пронзительное и жизненное, чем наилучшая пасторальная поэзия и жанровая живопись».


 Выставка работает до 15 июля 2022 г.

Вход свободный: понедельник-четверг -  12. 00- 18.00

Суббота:  12.00 - 16.00

Пятница, воскресенье: выходной

 

 




"Выставочный зал Свердловского регионального отделения "Союз художников России": ул.Куйбышева 97. тел. 261-63-19, 261-70-97.
Свободный доступ: Пн-Чтв: с 12-00 до 17-00; Сб: с 12-00 до 16-00. Выходной: пятница, воскресенье.

МОЛОДЁЖНАЯ ВЫСТАВКА

 C 17 мая в залах Дома художника представлена «Молодежка» - традиционная экспозиция, ежегодно демонстрируемая в залах Дома художника в конце весны и знаменующая  юность, энергию,  рост и  развитие молодых авторов.  

Выставка 2022 г. отличается рядом особенностей: первый этап отбора работ проводился в электронном формате (в результате серьёзно  расширилась география участников); членами выставкома и экспозиционной комиссии стали сами молодые художники; в пространстве Доме художника  был предпринят диалог между представителями различных эстетических платформ.

Куратор выставки - председатель молодёжной секции Свердловского регионального отделения Союза художников России Елизавета Нетреба, члены выставкома: Кирилл Бородин, Асмик Манукян, Николай Моргунов, Андрей Прохоров, Руслан Саржанов, Руслан Фатхисламов. Члены Союза художников России, они также являются  участниками всероссийских и международных выставок, различных проектов (в том числе, стажировок на творческих дачах СХР), лауреатами стипендиальных государственных программ Свердловской области и российской Федерации.

 В экспозиции представлены живописные и графические работы почти 50 авторов, среди которых присутствуют как члены СХР, для которых данная «Молодёжка» станет итоговой, поскольку они перейдут в разряд мастеров, так и те, кто, находясь в процессе начального обретения художественного инструментария, впервые показывают опусы на профессиональной площадке.

В ведущих трендах интернационального арт-комьюнити принято доверять организовывать и проводить выставку искусства молодых самим авторам, именно это является ключевым новшеством «Молодежки-2022». Данный эксперимент позволил получить срез самоощущения поколения художников, видящих свое развитие в профессиональном творческом сообществе. Выставка является своего рода самодиагностикой, осознанием себя в текущий момент времени. Задачи выставки -  не только посмотреть и проанализировать развитие  творческого поколения, но и создать диалог между «классическими» и «новыми формами» в понимании искусства, преодолении разобщенности разного рода направлений, видов и форм современного искусства, осуществить сопряжение между представителями различных эстетических платформ.  Именно это определило концепцию выстраивания экспозиционного пространства.

Экспоненты, в разной степени владея художественным ремеслом, предлагают довольно многообразную тематическую  палитру и широкий диапазон почерков и манер - от натуралистических, порой почти школьных зарисовок окружающей действительности до изощрённых фантазийных поисков, воплощённых в  абстрактных композициях. Особенностью данной вставки является преобладание представительниц женского пола, что не может не отражаться на тематике, языке, форматах произведений.

Темп расположения работ отсылает к оперированию в графических редакторах, когда сменяемость визуального ряда определятся  сплошной лентой, из которой укрупняется центральная картинка, на которую зритель смотрит в конкретный момент. Присутствует и приём обращения  к социальным лентам - единому потоку информации, в котором наблюдается смешение разных авторов, стилей, сюжетов (чем обосновано вольное расположение диптихов и триптихов, соединение в одних блоках  живописи и графики, традиционных (фигуративных) и «новых» форм).

Жанр натюрморта в экспозиции воплощает разнообразные технические и стилистические подходы, где присутствуют философские размышления авторов, выраженные через предметы вещественного мира (тонально богатые работы А. Тунгусовой,  сложные по цветомоделировке и богатые фактурами - Е. Фурса, лирические  - С. Запарий, П.Митрошкиной, С.Чеповой и др.; звонкие, радостные - К.Агафоновой). 

К жанру пейзажа, демонстрируя свой взгляд на город, находя особый пластический язык, обращаются Д. Округина, Е. Богдашева,  Г.Воронков и др.;  к образам уральской природы - А.Прохоров.

Фигуративно-сюжетная линия также присутствует в выставочном пространстве: это и традиционные, выраженные средствами классического языка картины («К звёздам» Е. Нетреба и Р. Саржанова «К звездам»;  «Шесть вечера», «Двое»  или М. Нурматовой), и работы, выполненные в авторской стилистике («Брак с инопланетянкой» Е. Веселовой).

Портрет выступает как зеркало молодых авторов, их мыслей, переживания жизненных ситуаций, размышлений о бытии (автопортреты А. Ефремовой,  Ю. Антоновой, портретфы современников Д. Заитовой,  Е. Ивлевой, А.Манукян и др.).

Для молодых авторов присущи высказывания и о современных реалиях, без выжидания временного зазора, обращения к практике актуального реализма. М. Кузнецов,  М. Корень в своих работах пытаются осмыслить эпидемию, затронувшую весь мир и навсегда изменившую его. Также ставятся вопросы социализации человека, его места и поведения, роли в социуме (Е.Червонных, О.Шакирова, Т.Боброва, И.Задорина и др.).

Интересна это выставка и смешением поиском нестандартных технических решений, экспериментом с  материалом:  Ю.Бондаренко тестирует традиционно строительные материалы, создавая из них уникальные художественные вещи, обладающие самобытным пластическим языком и стилистикой; Е. Поединщикова применяет рекламные, баннерные технологии и неспецифическую основу, превращая  сложные и глубокие по метафизическому наполнению холсты в графические произведения; Л. Иванова, совмещая нерадиационную основу (натянутую на подрамник сшитую из отдельных кусков джинсовую ткань, швы которой выступают как композиционный элемент), через пластику и рефлексию модернисткой стилистики своё переосмысление русской деревни и народных традиций.

Молодёжная выставка - это не только демонстрация и анализ результатов творческого труда поколения, но и попытка создания диалога между «классической» и «актуальной» тенденциями, преодоления разобщенности отдельных авторов, поиска общего эстетического знаменателя среди  разного рода направлений, видов и форм современного искусства. Думается, она особенно будет интересна тем зрителям, для которых искусство является инструментом познания мира и отражения наиболее значительных тенденций социальной реальности.

Елизавета Нетреба,

куратор выставки «Молодёжка-2022»

 

Выставка работает до 10 июля

Вход свободный: понедельник-четверг -   12.00– 17.00;

Суббота:  12.00 – 16.00;

Пятница, воскресенье: выходной

 

Свердловское региональное отделение

ВТОО «Союз художников России.

Екатеринбург, ул. Куйбышева, 97

www.shr-ekb.ru, тел. 261-63-19, 261-70-97

 

 




"Выставочный зал Свердловского регионального отделения "Союз художников России": ул.Куйбышева 97. тел. 261-63-19, 261-70-97.
Свободный доступ: Пн-Чтв: с 12-00 до 17-00; Сб: с 12-00 до 16-00. Выходной: пятница, воскресенье.

Базуева Олеся Владимировна


Художник ДПИ (Секция ДПИ).

Олеся Базуева родилась в 1981г. в г.Каменске-Уральском Свердловской области. В 2001г. окончила Екатеринбургское художественное училище им.И.Д.Шадра, в 2006г. – УГАХА.

С 2010г. является членом Союза художников России.

(подробнее...)