|
О Свердловском региональном отделении ВТОО "Союз художников России" Союз художников России (Свердловское региональное отделение: www.youtube.com/watch?v=ujqrJICaSaQ) - это некоммерческая организация, объединяющая в своих рядах на добровольной членской основе художников Свердловской области. Отделение занимается:
- организацией выставок;
- вопросами обеспечения своих членов необходимыми мастерскими;
Краткая историческая справка Художественной жизни Екатеринбурга конца ХIХ – начала ХХ века
Во все времена художники стремились к единению по творческим интересам. Не составлял исключения и регион Урала, художественная жизнь которого, имея определенные особенности, не была изолирована от общих процессов, происходящих в России. Первой художественной организацией Екатеринбурга стало общество любителей изящных искусств, основанное в 1895 году. Своей целью общество ставило «развитие в публике любви и интереса к изящным искусствам», содействие развитию кустарным ремеслам. Активно участвовали в работе общества И.М.Беленьков, И.М.Беренов, А.И.Гакель, Ю.О.Дютель, Н.А.Клепинин, В.Н.Мамин, Н.М.Плюснин, Г.А.Свечин, И.С.Сигов. До 1909 года было проведено восемь художественных выставок и ряд культурных мероприятий. С открытием в 1902 году Екатеринбургской художественно-промышленной школы стало возможным более стабильное формирование коллектива художников. В разное время в школе преподавали В.А.Алмазов, Н.В.Вьюнов, Т.Э.Залькалн, А.Н.Парамонов, В.В.Коновалов, В.П.Рупини, В.Ф.Ульянов и др. Школу окончили скульпторы И.Д.Шадр, П.И.Таежный, Н.А.Захваткин; живописцы и графики И.К.Слюсарев, А.А.Кудрин, А.Ф.Узких, Н.С.Сазонов. Именно выпускники и педагоги школы в последующие десятилетия составляли основной костяк организаций художников Екатеринбурга и других городов Урала.
Художественная жизнь 1917 – 1932 годов.
В 1918 году на базе Екатеринбургской художественно-промышленной школы были организованы Высшие государственные свободные художественные мастерские, которые функционировали не только как учебное заведение, но и как центр консолидации художников. В мастерских преподавали живописцы Л.В.Туржанский, А.А.Лабас, В.В.Игнатьев, П.Е.Соколов, скульпторы С.Д.Эрьзя, П.П.Шарлаимов. Благодаря деятельности учеников и педагогов в городе были открыты новые памятники и монументы, организованы выставки. В сложный период разрухи мастера искусства пытались объединиться, в 1921 году была создана Артель художников, которая просуществовала лишь несколько месяцев.
В 1925 возник Уральский филиал Ассоциации художников революционной России (АХРР). Декларация АХРР призывала обращаться к местным темам, событиям, людям, филиалы на местах обладали почти полной свободой действия. К началу 1930-х в АХРР числились 15 свердловских художников, среди них И.К.Слюсарев, Н.С.Сазонов, А.А.Кудрин, А.Ф.Узких (председатель А.Н.Парамонов). Попыткой решить одновременно и материальные проблемы и выполнить «социальный заказ» стало создание Уральского промыслово-кооперативного товарищества «Уралхудожник» в 1931 году.
Результатом активной деятельности художников Урала, и в частности Свердловска, являлись выставки, организованные в конце 1920-х – начале 1930-х годов. Среди наиболее значительных, местом проведения которых был Свердловск: «Областная выставка творчества художников Урала» (1928 и 1929), «1-ая выставка Свердловского филиала АХР» (1929), «Выставка свердловских художников» (1931), «3-ая передвижная выставка, организованная сектором искусств Наркомпроса РСФСР» (1931), «Выставка-отчет первой бригады художников, работавших на новостройках Урала и Кузбасса» (1932). Произведения художников Свердловска экспонировались в Перми, Москве и других городах.
Образование Свердловской организации Союза художников СССР и ее деятельность в 1930 – 1950-х годах.
После выхода постановления ЦК ВКП(б) от 23.04.1932 «О перестройке литературно-художественных организаций» формы творческих коллективов на Урале приобрели новую направленность. 22 мая 1932 года в помещении драматического театра (по другим источникам в здании Делового клуба) состоялся слет художественно-творческих организаций Свердловска, организованный редакцией журнала «Штурм». Слет творческих сил Урала явился отправным пунктом в перестройке работы всех творческих организаций края. Секция изобразительного искусства постановила создать Союз художников. Первым председателем Оргбюро, так предварительно называлось руководство Союза (правлением оно стало называться с 1937 года), стал Н.И.Козлов. В новое художественное объединение вошли все крупные мастера города, среди них живописцы И.К.Слюсарев, А.М.Минеев, Н.С.Сазонов, С.А.Иванов (председатель с 1938), С.Н.Денисенко, В.П.Дерябин, С.А.Михайлов, Н.П.Голубчиков, Г.А.Мелентьев, Т.А.Партина, А.П.Давыдов, Л.А.Елтышев, В.К.Славнин, А.Ф.Узких, Ф.К.Шмелев, А.А.Жуков; графики А.Н.Парамонов, Г.В.Ляхин, А.Г.Вязников; скульпторы И.А.Камбаров, И.И.Трембовлер; мастера театрально-декорационного искусства А.В.Дубровин, И.М.Вахонин, А.А.Кузьмин, В.А.Людмилин, В.П.Елисеев. Художественные выставки становятся регулярными. Значительным культурным явлением середины 1930-х годов становится выставка московских и ленинградских мастеров «Урало-Кузбасс в живописи». После ее окончания часть картин составили основу раздела советского искусства в Свердловской картинной галерее (открыта в 1936). В городе были открыты Дом литературы и искусства, в котором проходят художественные мероприятия (1937) и производственная база СвердИЗО (1939). Детище своего времени – Союз художников – впитал в себя все достоинства и недостатки командного принципа руководства изобразительным искусством. Доктрина центра на политизацию изобразительного искусства, усиленно проводимая представителями власти на местах, приводила к крайней консервативности художественной атмосферы Урала. План работ по изобразительному искусству согласовывался и проверялся, кандидатуры председателей правления отделений СХ не должны были вызывать недовольства у местных властей. С другой стороны, членам Союза предоставлялись определенные возможности: предоставлялись материалы и мастерские, государственные заказы и пайки, поощрения и награды. Союз складывался и развивался как бюрократический аппарат, где конфликты с творческими личностями становились запрограммированными.
Во время Великой Отечественной войны в эвакуации на Урале оказались известные деятели искусства Украины, Москвы, Ленинграда. В Свердловск приехали скульптор С.Д.Меркуров, возглавлявший эвакуированный сюда Художественный фонд СССР, искусствоведы А.Г.Габричевский, Г.А.Недошивин, живописцы Ф.С.Лемберский и Ю.Р.Бершадский. Летом 1941 в Свердловск прибыли коллекции Эрмитажа, небольшую часть которых жители города могли посмотреть на выставке «Военная доблесть русского народа» (1943). Художники Свердловской организации СХ СССР принимают активное участие в работе над «Окнами ТАСС», создают плакаты. Произведения уральских и эвакуированных мастеров демонстрируются на выставке «Урал – кузница оружия» (1944).
Во второй половине 1940-х – 1950-х годов в Союз пришли молодые талантливые художники: живописцы В.С.Зинов, А.Ф.Бурак, В.А.Игошев, О.Э.Бернгард, А.А.Заусаев, Н.Г.Чесноков, И.С.Финкельштейн, Б.К.Смирнов, Д.М.Ионин (председатель с 1945 года), Б.М.Витомский, В.А.Терехин, И.Н.Нестеров, Б.В.Волков, Г.П.Гаев; скульпторы Г.В.Петрова, А.А.Анисимов, П.А.Сажин; мастера станковой и книжной графики Л.А.Эппле, Е.В.Гилева, Б.А.Семенов, О.Д.Коровин, В.Ф.Васильев и театрально-декоративного искусства Н.В.Ситников, М.С.Улановский. Тематика работ в послевоенный период стала разнообразнее, мастерство возросло. Однако диктат идеологии тоталитарного государства и поверхностное восприятие традиций реализма сковывали творческие поиски.
Деятельность Свердловской организации СХ СССР в 1960 – 1980 годах.
Во время «оттепели» (конец 1950-х – начало 1960-х) в Свердловск вернулись выпускники ленинградских и московских художественных вузов. Они вместе с окончившими уральские училища составили плеяду мастеров нового поколения. Известность на городских выставках получили произведения живописцев И.И. Симонова, А.П.Охлупина, Е.И.Гудина, Г.С.Мосина, М.Ш.Брусиловского, В.З.Беляева, Л.Ф.Венкербеца, Д.И.Лепихина, Ю.И.Истратова, В.В.Трясцина, Г.А.Нечеухина, В.О.Мамонтова, графиков В.М.Воловича, Д.Б.Шимилиса, Г.И.Кетова, С.С.Киприна, А.А.Казанцева, Л.П.Вейберта, В.А.Новиченко, Л.Ф.Полстоваловой, скульпторов В.М.Друзина, В.Е.Егорова, ювелира Л.Ф.Устьянцева. Характерный для этих лет «суровый стиль» с его монументализмом и экспрессивностью, обобщенными, почти плакатными образами стал популярен среди уральских художников. Наряду со станковой живописью, признание получило монументально-декоративное и театральное искусство, книжная графика, декоративно-прикладное искусство.
В 1960-е годы внутри CХ СССР был создан СХ РСФСР, в состав которого вошли художественные организации областей и автономных республик, объединенные в территориальные зоны для периодического (приблизительно раз в пять лет) проведения выставок. В уральской зоне, включающей Свердловскую, Пермскую, Челябинскую, Оренбургскую, Тюменскую, Курганскую области и Башкирию, с 1964 по 1985 прошло шесть выставок «Урал социалистический» – в 1964 в Свердловске, в 1967 в Перми, в 1969 в Челябинске, в 1975 в Уфе, в 1979 в Тюмени: www.youtube.com/watch?v=G7KFZCYNmL4, в 1985 в Свердловске. Выставки сыграли положительную роль, объединив ранее разобщенные провинциальные художественные силы, сделав известными многие имена. С начала 1960-х художники Свердловской организации СХ СССР регулярно участвовали в республиканских, всесоюзных и международных выставках. Выставка художников Урала, Сибири и Дальнего Востока прошла в 1971 году в Москве, выставка свердловских художников состоялась в 1975 году в Ленинграде. Крупным событием стала ретроспективная выставка художников Свердловска в 1987 году в Москве.
Наряду с художниками старшего поколения, в 1970 – 1980-х годах активно работают Г.С.Метелев, А.И.Бурлаков, В.А.Чурсин, Г.Н.Калинин, М.В.Гуменных, К.К.Масумова , В.Я.Бушуев, Н.В.Костина, Н.И.Золотухин, Н.Н.Моос, Н.П.Казанцева , С.В.Тарасова, В.А.Степанов, В.П.Кошелев, М.М.Кошелева, А.А.Алексеев-Свинкин, С.С.Айнутдинов, В.Г.Анциферов, А.В.Золотухин, А.А.Калашников, Г.С.Райшев, Л.М.Сгибнева Б.Н.Клочков, В.Ю.Грекова, О.Л.Орешко, В.В.Штукатуров, О.А.Штукатурова, В.Д.Сысков, Ю.Н.Филоненко, М.П.Сажаев, В.И.Реутов, В.П.Воинкова, З.А.Малинина, Ю.С.Устинов, Б.М.Добровольский, Ю.В.Крылов, А.Г.Антонов, Г.А.Геворкян, К.В.Грюнберг, Л.И.Кружалова, О.Н.Мудрова, В.С.Соколова и другие.
Период после 1991 года.
Изменения политического строя и всей идеологической системы самым серьезным образом отразились на жизни Свердловской организации. С одной стороны, появились условия для свободы творческого самовыражения, расширились международные контакты, разнообразнее стали выставки. С другой – художники почувствовали жесткую зависимость от рынка и безразличное отношение к их проблемам многих местных чиновников. Среди художников и критиков появляется мнение, что подобная организация себя изжила и стала не перспективна. Однако, время показало, что до сего дня Свердловское отделение Союза художников России остается крупнейшей и авторитетнейшей творческой организацией региона. Молодые художники стремятся вступить в ее ряды, не уменьшается количество художественных мероприятий. Продолжением зональных выставок советского периода стали региональные выставки «Урал», проведенные в 1991 в Кургане, в 1998 в Уфе, в 2004 в Екатеринбурге, в 2009 в Челябинске. Развиваются творческие контакты екатеринбургских художников с коллегами из других регионов России и зарубежья.
К сентябрю 2010 года организация объединяет 269 художников. Функционируют девять секций: живописи, графики, скульптуры, монументального искусства, декоративно-прикладного искусства, ювелирно-камнерезного искусства, искусствоведения и критики, художников театра и кино, церковного искусства. С 2008 года организацию возглавляет С.С.Айнутдинов.
В сложный период творческой разобщенности, потери ориентиров и идеалов Свердловская организация Союза художников России продолжает сохранять и развивать художественные традиции уральского края.
Искусствовед Евгений Алексеев
ВЫСТАВКА-НОМИНАЦИЯ «ТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ГРАФИКИ» V ВСЕРОССИЙСКОГО ОТКРЫТОГО БИЕННАЛЕ-ФЕСТИВАЛЯ ГРАФИКИ «УРАЛ-ГРАФО | | 22 января 2025 г. в большом зале Свердловского регионального отделения Союза художников России в рамках V ВСЕРОССИЙСКОГО БИЕННАЛЕ-ФЕСТИВАЛЯ ГРАФИКИ «УРАЛ-ГРАФО» открылась выставка-номинация «Традиционные техники графики».
Выставочное пространство впечатляет проявленными в работах содержаниями и образами, способами их выражения, композиционными и цветовыми решениями, ценностью существования как «в себе», так и в мире внешнем, при этом в проекте участвуют как сформировавшиеся мастера, так и новые авторы, демонстрируя единение условной разности поколений и их мировоззрений.
Главными объединяющими элементами выставки являются сами материалы, которые использовали художники в рамках своих высказываний: в основе всего - бумага; в качестве главного инструмента - акварель, гуашь, темпера, акрил, пастель, соус, уголь, карандаш, линер или тушь. Однако при равных исходных условиях результаты творческих опусов разнообразны. У каждого автора - свой подход, опыт, видение, а значит, появляются многочисленные вариации в способах применения одних и тех же материалов.
Мысли, впечатления, образы все участники размещали на листах бумаги – разноформатных и разноориентированных, где большую роль играло белое поле, ряд авторов применяли цветную бумагу (Н. Кожевникова, К. Коневских).
Самыми многочисленными по количеству стали произведения, выполненные акварелью. Данной технике присуща широкая вариативность приемов исполнения, которую обнаруживают и экспонаты выставки. А. Зудилов, Т. Краснощекова, М. Кротова, В. Маковенко обратились к многослойной живописи, сохранив при этом чистоту и прозрачность красок. Текучесть акварели в технике «по-сырому» артистично использовали Д. Александрова, В. Коршунова, Е. Липихин, М. Лебедева, Ю. Лопаев, Н. Роот. К сочетанию приемов в работе обратились В. Биркле, В. Демичева, В. Рындин, Е. Цимбалист. Почти монохромные листы акварели А. Алиева, В. Жданова, А. Колесовой, Е. Тацохиной-Фоминой с оттенком легкой грусти остро контрастируют с работами В. Абрамова, Н. Дмитриевой, Т. Цехмистер, наполненными свежими и сочными, воздушными и ликующими цветовыми звучаниями. В работе Г. Кинзябулатовой густота и плотность цвета рождается текстурой самой краски, уложенной сухой кистью, движение и мазки которой «вырисовывают» пейзажный образ. М. Скорбач, напротив, кладет акварель широко, энергично, целыми цветовыми плоскостями, на которых затем почти точеными прикосновениями кисти «дописывает» городские виды.
Чуть меньше на выставке работ, выполненных в технике пастели. Почти всем листам присуща легкая декоративность изображенного и двуединство живописного и графического начал. Первостепенная роль цвета и работа с тональными переходами отведена в композициях Л. Беляевой, П. Вольфсона, Е. Кокотеевой, М. Левченко, Е. Нетребы. Доминирующее значение линиям, штрихам, пятнам придают в рисунках П. Илюшкина, Т. Колобова, С. Корсун, Л. Побилат, Н. Трахтенгерц, И. Тур. Мастерское владение техникой показывают О. Житенева, Р. Савинова, Е. Чебакова, каждая из которых имеет узнаваемый почерк и по-своему раскрывает богатые выразительные свойства пастели с ее бархатисто-матовой поверхностью красочного слоя, звучными цветами, мягкостью оттенков.
Соус и уголь также дают особую мягкость рисунка: светлым обаянием застывшей жизни наполнены композиции К. Коневских и Ж. Федоровой; черно-белое пространство соуса акцентировано цветом - едва заметно у С. Кислицкого, остро и смело - у А. Сивкова.
Рисунки карандашами представляют улицы и окраины, внутренние дворы и старинные особняки провинциальных и столичных российских городов. Шумного бурления и суеты современной жизни нет ни в одной работе. Тихое наслаждение и ощущение размеренной неторопливостью будней присутствует в листах О. Ларичевой, А. Лопато, И. Мозгового; состоянием глубокого одиночества и некоторой неуютности пространства пронизаны сюжеты Ю. Ананьевой, И. Быкова, С. Филимонова; холодному величию бетонных строений А. Вахненко противостоит скромная красота кирпичных стен Н. Лебедевой и Л. Серовой.
Черно-белым ритмичным аккордом выразительно звучат на выставке композиции, мастерски созданные тушью и чернилами. В них тонкие линии, то длинные, то семенящие, солируют или взаимодействуют с пятном. Здесь есть и вдохновленные чистой натурой работы Е. Гуреевой, А. Жукова, Т. Конновой, И. Мозгового, В. Переятенца, так и навеянные художественным воображением образы А. Агзамова, Е. Гельперн, А. Терегулова. Созданные линером рисунки В. Глухих и А. Яковлева, близкие, по сути, карандашной манере, перекликаются между собой монохромностью и скрупулезной прорисовкой, но отличны и по теме, и по стилистике высказывания.
В работах, выполненных гуашью, цвет чаще всего становится главным выразительным средством: Т. Колочихина собирает цветом форму; М. Никитин творит почти ирреальное безграничное завораживающее пространство; А. Пономарев организует им взаимодействие предметов и планов; Н. Тарачев передает настроение.
В экспозицию включены и работы темперой, исполненные на бумаге. При работе с данным материалом авторы применяли различные техники живописного письма: лессировочную, плотную или пастозную; некоторые при этом использовали и ее акварельные свойства, в частности прозрачность. Среди произведений есть и картинные работы с величавыми горными массивами М. Китаевой, А. Манукян, и иллюстративно-декоративные композиции М. Житникова, И. Сиразиева, и словно выхваченные из жизни и запечатленные как кадры-впечатления листы О. Бадирова, С. Бушуева, О. Фомченковой. Выделяются применением «неграфических» материалов на бумажной основе два автора. Ю. Волков акриловой краской создает ассоциативный диптих, пронизанный атмосферой возрождения и пробуждения природной жизни. Жанровое разнообразие экспонатов выставки вполне традиционно. Самым востребованным направлением стал пейзаж - природный и городской, панорамный и фрагментарный, архитектурный и индустриальный, реалистичный и фантазийный, лирический и философский. Значительно меньшее количество на выставке натюрмортов: бытовые и тематические, цветочные и плодовые, «чистые» и совмещенные с пейзажем или интерьером - все они, так или иначе, говорят о красоте предметного мира, созданного как самой природой, так и человеком.
Несколько жанровых произведений позволяют участникам размышлять на различные жизненные темы. Их изобразительные рассказы то наполнены юмором (у С. Абакумова, Е. Гельперн), то своеобразной атмосферой места и времени (у В. Жданова, М. Прудниковой), то мифическими персонажами (у Ю. Непокрытой, Н. Тарасика).
Лишь несколько графических портретов вошло в экспозицию. Обратившимся к нему участникам - В. Глухих, К. Тищенко и Р. Шарафутдинову - удалось посредством совершенно разных художественных приемов создать выразительные образы своих современников.
Отдельную немногочисленную группу составили «портреты» объектов. Искусно «поданы» архитектурно-инженерные сооружения у Л. Бородецкой и М. Исаевой. Непривычный взгляд и своеобразная световоздушная среда стали отличными инструментами для С. Кислицкого. «Герой» А. Красникова получился выразительным, привлекательным и даже харизматичным.
Анималистический жанр представлен 3 листами двух авторов. Т. Колточихина стилизует рыбу и окружающее ее плоскостное пространство, К. Коневских предельно свободно изображает мирно пасущихся животных.
Небольшой раздел выставки составила книжная графика, для которой действуют свои законы существования в мире искусства. О. Рамодин показал реалистичные сцены, Т. Сальникова создаёт монохромные, детально проработанные композиции.
Выставка-номинация «Традиционная графика» собрала в единое пространство произведения, созданные в течение последних трех лет, которые отражают текущее состояние и художественные концепции почти всех регионов Российской Федерации. Радует, что современным художникам-графикам есть, что сказать и чем удивить зрителя.
Мария Комарова, искусствовед,
Нижний Тагил
Выставка открыта до 15 февраля 2025 г., вход свободный.
ЧАСЫ РАБОТЫ ВЫСТАВОЧНЫХ ЗАЛОВ ДОМА ХУДОЖНИКА Понедельник - 12.00 -18.00 Вторник - 12.00 -18.00 Среда - 12.00 -18.00 Четверг - 12.00 -18.00
| "Выставочный зал Свердловского регионального отделения "Союз художников России": ул.Куйбышева 97. тел. 261-63-19, 261-70-97. Свободный доступ:
Пн-Чтв: с 12-00 до 17-00; Сб: с 12-00 до 16-00. Выходной: пятница, воскресенье. |
|
ВЫСТАВКА «ГРАФИКИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА» (V ВСЕРОССИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ БИЕННАЛЕ-ФЕСТИВАЛЬ ГРАФИКИ «УРАЛ-ГРАФО» | | 22 января 2025 г. в малом зале Свердловского регионального отделения Союза художников России в рамках V ВСЕРОССИЙСКОГО БИЕННАЛЕ-ФЕСТИВАЛЯ ГРАФИКИ «УРАЛ-ГРАФО» открылась выставка «Графики Дальнего Востока».
Приморский край и его столица Владивосток изначально считались территорией живописи. Не случайно. Различные направления дизайна, которые реализуются в учебных заведениях (Владивостокский краевой художественный колледж, Дальневосточный институт искусств, Дальневосточный федеральный университет), дают первичное представление о графике как таковой. Однако, классического графического образования во Владивостоке сегодня не существует. Это обедняет художественную жизнь и способствует тому, что развитие автора в этом направлении основывается на его собственной инициативе, умении вступить в коммуникацию с профессиональными художниками-графиками из других регионов, поучаствовать в заездах на Челюскинскую дачу, которые сегодня стремится возродить Союз художников России. Вместе с тем, хотелось бы отметить всплеск интереса к разным видам графики, во Владивостоке преимущественно уникальной.
Студенты с большим энтузиазмом ищут возможности экспериментировать с техниками, пробуют малые форматы эстампа, шелкографию. Интерес к графике поддерживает регулярный международный конкурс «Арт Владивосток», проводимый Дальневосточным институтом искусств: в нем есть номинация «Графика». Из других регулярных событий, посвященных графике на Дальнем Востоке, остались фестиваль графики «Серебряная волна», который проводится галереей «Метаморфоза» (Комсомольск-на-Амуре).
В этом контексте интересно рассмотреть творчество состоявшихся авторов, у которых графические произведения появляются не эпизодически, а постоянно, складываются в серии, развивают тему.
В произведениях Лидии Козьминой отчетливо проявлена мифологическая картина мира: в ней есть ощущение некоего постоянства, в котором этот мир существует с момента сотворения и до сего дня в его диковинности и многообразии.
В нем живут сирены и русалки, ежи и вороны, странствующие музыканты и актеры, китайские императрицы и волхвы, курсанты и смотритель маяка. Рожденная и выросшая в Приморском крае, Л. Козьмина в качестве постоянной выбрала тему, дающую понимание места, где она живет – побережья и моря. От буквального прочтения истории Владивостока художник идет к созданию образов, рождающих самые разные ассоциации со стихиями земли и воды. В особой пластике раковин, в тщательно прописанной гальке на берегу, в очертаниях островов, в силуэтах суденышек на горизонте, в размахе крыльев чаек прочитывается характер местности. В работах Козьминой освоение происходит на уровне подсознательного соединения внешнего знания конкретных событий и их внутреннего ощущения.
Еще одна тема, которую Лидия продолжает на протяжении многих лет, - взаимодействие культурных и художественных традиций Запада и Востока. В ее творчестве герои европейского театра марионеток, мифологические существа и жители Китайской Венеции (город на юге Китая Чжоучжуанг), жители Тибета и японские гейши рассматриваются как обитатели универсальной вселенной. Таким образом, через создание художественного образа реализуется феномен трансграничности, осмысление которого применительно к Дальнему Востоку было предпринято в начале 2000-х.
Созданный художником мир говорит о личном знакомстве с культурой других стран, о чутком ее восприятии. Создается ощущение, что ни одна деталь не утрачивается из памяти Лидии, эти детали входят в ткань ее художественных произведений. В ее багаже есть опыт преподавания в Китае и участие в выставках в странах Европы и Азии.
Азиатский культурный контекст явно более привлекателен для Л. Козьминой. Принцип естественности, положенный в основу философии даосов, оказался органично связанным с мироощущением художника. Место человека и его мира в контексте общества, предметный мир и повседневность, которые окружает человека, - все это ложится в основу сюжетов работ Лидии. В них в самых разных формах, подчас весьма неожиданных, проявляется идеал конфуцианства - гармоничное общество, в котором у каждой вещи и личности есть своя функция. Равновесие, как один из принципов конфуцианской философии, является формой взаимодействия с жизнью в самом широком смысле - лояльности в отношениях между людьми, сохранении гармонии, добросовестности намерений. Соблюдение этих принципов позволяет не утратить лица и сохранить восприимчивость по отношению к миру. Эти качества не дают Л. Козьминой уйти в визионерство: мир, создаваемый ею, несмотря на мифологичность и символический смысл образов, очень реален.
В графических листах художник применяет широкий диапазон техник: оригинальные декоративные приемы, где по принципу коллажа в работе вмонтированы фрагменты ручной бумаги, отдельно выполненные изображения лиц и предметов. Далекая от формализма, Лидия делает формальную составляющую произведения значительной, ведь именно в ней содержится скрытая суть предмета.
Александр Енин и Светлана Фирюлина являют замечательный творческий и семейный союз. Каждый из них обладает собственным художественным почерком, одновременно дополняя друг друга и создавая прекрасную дальневосточную симфонию, в которой отчетливо звучат море с его прибоем, свежим бризом, тайга и бескрайний дальневосточный простор. Оба работают в живописи и графике с равным успехом.
Александр Енин закончил Дальневосточный институт искусств, в котором сегодня заведует кафедрой живописи, продолжая традиции академического художественного образования на Дальнем Востоке. Требовательный к студентам, он не менее требователен к себе. В художественную жизнь Приморского края он вошел в тот период, когда в ней происходила смена поколений. Кирилл Шебеко, Иван Рыбачук, Евгений Фомин и другие художники, которые открыли Дальний Восток в российском искусстве, создали его устойчивый образ: монументальная природа, побережья Камчатки, Чукотки, Курил, куда добраться можно было бортом теплохода, суровые условия безлюдных пространств, северные аэропорты с флотом малой авиации. Продолжить эту линию буквально вряд ли было решаемой задачей: после 1990-х изменились время и обстоятельства. Дальневосточная тема стала звучать иначе – без пафоса советского освоения, но от этого не менее романтично.
Пожалуй, романтики стало больше, побережье стало естественной средой обитания, где происходят регулярные пленэры и складывается особая философия проживания в месте со своим ритмом и ощущением удаленности от суеты городов, о которой И. Бродский написал: «если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря». Живописные циклы отличаются гармоничной цветовой гаммой, манерой письма раздельными мазками, вызывающей в памяти пейзажи импрессионистов. Это те художественные средства, которые сделали Александра узнаваемым в художественной среде Владивостока, где морские мотивы являются одними из самых устойчивых, ведь так или иначе находишься рядом с вечной стихией. Со временем пейзажная серия пополнилась портретными работами, герои которых также были представителями морских профессий. В последние годы А. Енин планомерно занимается графикой. Стильные, благородные по цветовому решению серии графических листов посвящены природе Приморского края.
Светлана Фирюлина также закончила Дальневосточный институт искусств. Живописный факультет стал продолжением знаменитого хабаровского худграфа, и в ее произведениях этот синтез графического и живописного дает особый эффект тщательной сделанности, в которой проявлено внимание к деталям, мельчайшим подробностям окружающей среды – листвы, магаданских хвойников, осенней травы.
Уроженка Омсукчана Светлана впитала особую атмосферу небольшого поселка в Магаданской области. В краткой справке в Интернете говорится: название происходит от эвенского «небольшая топь». Казалось бы, край света. Но не эта нота звучит в творчестве Светланы. Омсукчан для нее - родное место с его неповторимой суровой красотой, которую она ценит больше чем экзотические южные виды. В ее пейзажах отражена осенняя охра леса, который вот-вот обнажится и останутся монохромные тонкие ветви на белом снегу. Из ярких акцентов – маячки аэропорта, красные почтовые вертолеты. От отца – любителя охоты – передалась любовь к природе как к среде, где можно ощутить гармонию с собой и миром. Ароматный таежный чай, дымок костра, нехитрый реквизит охотника, который ложится в основу натюрмортов, для Светланы это возможность прикоснуться к истокам. Регулярные поездки на малую родину, серии работ, выполненные там, отличаются удивительным северным колористом. Использование темперных красок дает плотный матовый слой, в котором мельчайшие мазки складываются в сложную по фактуре поверхность.
Графические серии посвящены Владивостоку и побережью. Старые уголки города, запечатленные в большеформатных монохромных по гамме листах, дает представление о Владивостоке как о городе с длительной историей, красивом и загадочном, где камни подпорных стен дышат временем. Еще одна серия - морских раковин – дает раскрыться большому творческому потенциалу Светланы, которая применяет различные техники в изображении, включая гравюру на картоне. Мастер-класс в этой технике был проведен в филиале Третьяковской галерее во Владивостоке в осеннем сезоне 2024 года.
Мария Холмогорова (Шебеко) являет пример трансформации художника, оправданной логикой творческого развития. Представительница художественной династии Шебеко, выпускница Дальневосточного института искусств, в свое время она выбрала путь «тернистый, вне карьеры и материального процветания» (по определению российского искусствоведа М. Чегодаевой), где на первый план выходит стремление выразить в своем искусстве художественными средствами и силой своего таланта и мастерства собственные чувства, боль, тревоги и надежды.
В персональных выставках Мария с самого начала заявила о себе жанрами, которые в постсоветском искусстве встречаются нечасто, – автопортретом и жанровой картиной. Авторским наблюдательности, умению тонко и точно подметить обстоятельства и детали в пору творческого расцвета добавились философский взгляд на мир и умение выбрать сюжет и форму для его художественного воплощения. Эти качества соединились со стремлением к исполнительскому результату, одной из составляющих которого является особая тщательность в проработке деталей изображения.
В графику Мария пришла в качестве художника-иллюстратора. Первая книга «Азбука Дальнего Востока» вышла в издательстве BHV (Санкт-Петербург). Это авторская книга художника, в которой концепция, исполнение, текст принадлежат одному человеку.
Замысел складывался из интереса к ботанической иллюстрации, которую Маша отличала от прочих графических опытов за точность сходства с оригиналом. Из огромной любви к искусству мастеров Северного Возрождения, из стремления сделать книгу, которая сформирует интерес к природе Дальнего Востока, чувство причастности к малой Родине.
Мария поставила рациональную и даже интеллектуальную задачу: точно отразить облик животных и птиц, а также характер природного мира Дальнего Востока. В истории дальневосточной книги существовал подобный опыт иллюстрирования: уссурийский художник С. Горбач создал серию иллюстраций для книги «Женьшень и другие», изданной в 1996 году в издательстве «Дальнаука». Бурундук, гагара, изюбрь, выдра, нерпа, свиристель, тигр, фазан, овсянки, чайки, щитомордник, удод, снегирь, шилохвость – сначала из большого количества животных и птиц были выбраны те, чьи внешние характеристики нужно было изучить по сотням фотографий. Снимки, предоставленные друзьями и знакомыми, профессиональными фотографами дали огромный массив материала, который нужно было систематизировать, переработать, проверить на достоверность изображения. Порой случались нешуточные дискуссии по поводу той или иной разновидности животного. На протяжении нескольких месяцев Мария вела настоящую научную деятельность, чтобы утвердиться в выборе изображаемого.
Что касается художественной задачи, то при всем обилии фотографий соблазна следовать готовой картинке, то есть срисовывать, не возникало: фото давало возможность точного знания о предмете, а дальше художник шел своим привычным путем – создавал уникальный образ с интересной пластикой и ракурсом, в продуманном антураже.
Отдельно хотелось бы сказать о технике. Полосные и разворотные иллюстрации выполнены в технике акварели и рисунка карандашом, в которых Мария до сих пор не работала. Опыт Альбрехта Дюрера, считающегося родоначальником акварельной живописи в Европе, Марии Сибиллы Мериан, прославившейся созданием рисунков к ботаническим энциклопедиям, других художников, был тщательно изучен. Пригодились дотошность и внимательность к деталям Марии. Изюминкой своих работ она считает фотографичность.
Первая книга стала первым шагом в длительном и плодотворном пути. Сегодня М. Шебеко - финалист и победитель российских и международных выставок-конкурсов: «Образ книги», «Новая детская книга», «Silent Book Contest»; участник международного независимого фестиваля книжной иллюстрации МОРС (2021, 2022) и автор иллюстраций к изданиям издательств «Миф», BHV, «Нигма».
Игорь Борисов пришел в художественную жизнь осознанно: после обучения в вузе на архитектурном направлении поступил во Владивостокский художественный колледж, который закончил, защитив в качестве дипломной тематическую картину, посвященную историческому прошлому Владивостока. После этого окончил Дальневосточный институт искусств. Еще в период обучения показал себя как художник, обладающий яркой индивидуальностью и специфическим видением окружающего мира.
Выбрав для себя область графики как перспективную, создает интересные графические серии с использованием мягких материалов. Ему присуще так называемое графическое мышление. Участвуя в выставках большеформатными графическими листами, он проявляет себя как чутко рефлексирующая личность. В основу листов часто ложится портретный образ, в котором переданы психологические характеристики персонажа. Рисунок Борисова отличается точностью, владением техникой рисунка, выразительностью, тоновым разнообразием.
Одной из самых удачных серий можно назвать листы, выполненные на паруснике «Надежда».
Ольга Зотова
кандидат искусствоведения
член-корреспондент Российской академии художеств
Выставка открыта до 19 февраля 2025 г., вход свободный.
ЧАСЫ РАБОТЫ ВЫСТАВОЧНЫХ ЗАЛОВ ДОМА ХУДОЖНИКА Понедельник - 12.00 -18.00 Вторник - 12.00 -18.00 Среда - 12.00 -18.00 Четверг - 12.00 -18.00
| "Выставочный зал Свердловского регионального отделения "Союз художников России": ул.Куйбышева 97. тел. 261-63-19, 261-70-97. Свободный доступ:
Пн-Чтв: с 12-00 до 17-00; Сб: с 12-00 до 16-00. Выходной: пятница, воскресенье. |
|
|
Масумова Кира Константиновна График, живописец, монументалист (Секция графики).
Родилась в 1935г. в г.Коврове Ивановской области. В 1960г. окончила Свердловское художественное училище. С 1970г. член Союза художников России. (подробнее...) |