Сегодня: 25-11-2020

О Свердловском региональном отделении
ВТОО "Союз художников России"

Союз художников России (Свердловское региональное отделение: www.youtube.com/watch?v=ujqrJICaSaQ) - это некоммерческая...(подробнее)


ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКОВ АНИМАЦИОННОГО КИНО «РОЛЬ ЭСКИЗА В МУЛЬТИПЛИКАЦИИ»

 5 ноября в 15 ч. в залах Свердловского регионального отделения Союза художников России открывается выставка художников анимационного кино  «Роль эскиза в мультипликации», входящая в программу Четвёртого Всероссийского открытого биеннале-фестиваля графики «УРАЛ-ГРАФО».

Экспозиция объединяет аторов из нескольких регионов. Она посвящена памяти Сергея Александровича Алимова (1938—2019), где присутствуют его произведения, работы учеников и коллег из Ярославля и Екатеринбурга. Художники представили эскизы к анимационным фильмам; среди них как признанные мастера, так и молодые авторы. Среди работ есть узнаваемые образы к уже вышедшим мультфильмам. Некоторые эскизы созданы как творческие работы и не будут иметь дальнейшего продолжения в законченной анимационной ленте.

Искусство анимационного эскиза - специфический жанр. Эти произведения, по большей части, графические, не являются разбивкой на кадры, однако содержат в себе и композицию кадра, и характеристику персонажей, и авторское прочтение стилистики всего фильма. Эскизы словно имеют развитие во времени: глядя на лист, зрители узнают момент и одновременно с этим понимают зарождение и развитие сюжета. Отчасти поэтому выставка художников-мультипликаторов — напряженное информационное поле, когда для более полного понимания от зрителя требуется знание сюжета произведений, некой предыстории кадра и при этом допущение возможности новой образной и пластической трактовки персонажей.

В память о Сергее Александровиче Алимове необходимо отметить, что его творческая судьба была успешной и счастливой. В первую очередь зрителям он известен как художник-мультипликатор, который создал всеми любимые и узнаваемые образы,  среди них - Лев Бонифаций, Топтыжка и другие. На выставке представлены его эскизы к анимационному фильму по мотивам романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»  - авторское прочтение темы к фильму, который не выходил на экраны. Роман «Мастер и Маргарита» полон глубоких смыслов, апеллирующих и к истории нашей страны, и к фантастичной катастрофичности. В эскизе С.А. Алимова «Полет над городом» к роману ощущается стихийное приближение неминуемой беды: крупные складки плащей, развевающихся и заслоняющих твердь и спокойный, торжествующий кот Бегемот в очках олицетворяют несопоставимость динамики и статики и вызывают чувства опасности и тревоги.

Особое место в деятельности С.А. Алимова занимала его педагогическая работа во ВГИКе, где он на протяжении двадцати пяти лет готовил художников анимационного кино. Среди участников выставки  - его ученики, состоявшиеся мастера, которые, отталкиваясь от среды педагога, вышли в свое творческое пространство.

       Одна из участниц выставки, Александра Павлова, вошла в группу аниматоров, создавших под руководством А. Хржановского полнометражный мультипликационный фильм «Нос, или Заговор «не таких» по опере Д. Шостаковича, мировая премьера которого прошла в 2020 году на Международном Роттердамском кинофестивале. Международные фестивали являются важными площадками, формирующими новую профессиональную среду и выявляющими основные тенденции и поиски современных авторов. На выставке в Екатеринбурге А. Павлова представляет эскизы 2013 года к «Евгению Онегину».

Присутствуют в экспозиции  работы Ирины Гавриловой «Мэри Поппинс» и эскизы Сергея Гаврилова «Посмертные записки Пиквикского клуба». Повествовательное описание с яркими характерными персонажами делают образы узнаваемыми и понятными. Елизавета Новикова представляет эскизы, где она иллюстрирует Хармса: тени перекраивают пространство, выхватывая крупные фрагменты. Сопоставления фона  и фигуры в пространственной бездне характерно для работ Екатерины Гавриловой в эскизе к фильму «Ностальгия Улисса». Наполненность смыслами, внутреннее напряжение персонажей на грани деформации обнажает сущностный скелет образов в ее эскизах к анимационному фильму «Легенды о докторе Фаусте».

Пространство становится частью художественного решения в произведениях Олеси Габрильян по мотивам книги Л. Соловьева «Повесть о Ходже Насреддине», где она словно впускает восточное настроение в работу, а цветовые решения усиливают особенности освещения южного солнца. Олег Добровольский в эскизах к мультфильму «Моби Дик или Кит» создает целые сцены, напряженные, апеллирующие к мощи манускриптов. Соотношение графичности силуэтов и плоскости водной глади создают почти ощутимое противостояние.

Валерий Кожин не боится быть парадоксальным, усиливать смысловые акценты. На выставке представлены эскизы к мультфильму «Сон Садовника» по произведениям Л. Кэрролла. Полина Новикова обратилась к сказке «Маленький принц» А. Экзюпери. Это очень непростой образ, потому как всем известны иллюстрации самого автора. Она не отказывается от них, а скорее усиливает динамику всего кадра, вносит смысловые акценты за счет открытого пространства, соотношения величин. Валерия Султанмуратова представила монохромное решение в эскизах к произведению М. Булгакова «Роковые яйца», которые отличаются некой повествовательной эпичностью. Деликатная работа с цветом в эскизах Руслана Гаврилова, мягкость тональных решений утверждает демонические образы Э. Гофмана, усиливая напряжение искажением форм и пространства.

 Сергей Айнутдинов представляет на выставке эскизы к мультфильму «Городок на бугре», выполненные в технике шелкографии. Авторский штрих, соотношение более темных и светлых линий формируют калейдоскоп проявленных форм. С 1993 по 2012 год мастер вел курс художников анимационного кино в Свердловском художественном училище им. И.Д. Шадра. На выставке присутсвуют работы художников, прошедших обучение в училище под его руководством: Е. Лапшиной, М. Цукерман. Елена Лапшина в эскизах смело экспериментирует с формами, деформирует предметы, персонажей и само пространство. Марина Цукерман в эскизах к роману М. Булгакова «Роковые яйца» передает ощущение времени, дух эпохи.

Из Екатеринбурга на выставке и Людмила Скотникова, которая представила лаконичное решение эскизов к анимационному фильму «Свинг»: в произведениях ощущается интенсивная работа цвета, несколько упрощенная форма.

Кроме того, в экспозиции представлены работы Александра Константиновича Петрова, удивительного и тонкого художника анимационного кино, получившего премию Оскар в 2000 году за мультипликационный фильм «Старик и море». Александр Константинович показывает эскизы к фильму «Алые паруса», выполненные маслом по целлулоиду. Техника исполнения диктует фактуру, выявляет образные акценты. Он подходит к кадру как к большой картине со сложными тональными переходами, деликатными колористическими нюансами. Композиция кадра выхватывает фрагменты, словно зритель пристально что-то рассматривает или, находясь вместе с героем в штормовой стихии, не может ничего разглядеть.

В экспозиции представлены работы двух учениц Александра Константиновича: эскизы Натальи Лобановой к мультфильму «Уроки плавания» мягкие, немного ироничные,  в работе Екатерины Овчинниковой много воздуха, перснаж имеет острую индивидуальную характеристику, ясный образ.

Выставка дает зрителям возможность погрузиться в захватывающий мир анимации на стадии формирования художественных образов героев, когда выявляются стилистика всего анимационного фильма, сюжетные доминанты и композиционные находки.        Экспозиция демонстрирует традиционную рисованную мультипликацию, значение рукотворного эскиза и сущность подхода старой школы анимационных фильмов.

                                                    Ольга Прошкина,

искусствовед,  Москва

 

Выставка открыта с 5 ноября  по 1 декабря

Вход свободный.

Понедельник-четверг -  12.00 - 17.00.

Суббота – 12.00 -16.00

Пятница, воскресенье  – выходной.

 

Свердловское региональное отделение ВТОО «Союз художников России»

Екатеринбург, ул. Куйбышева, 97

www.shr-ekb.ru, тел. 261-63-19, 261-70-97.

 

 




"Выставочный зал Свердловского регионального отделения "Союз художников России": ул.Куйбышева 97. тел. 261-70-97.
Свободный доступ: Понедельник-пятница: с 10-00 до 18-00, суббота: с 10-00 до 17-00, воскресенье: выходной."

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ГРАФИКИ ИГОРЯ РЕПНИКОВА (СТРЕЖЕВОЙ)

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ГРАФИКИ ИГОРЯ РЕПНИКОВА (СТРЕЖЕВОЙ)

 

5 ноября в залах Свердловского регионального отделения Союза художников России открылась персональная выставка графики Игоря Репникова, входящая в программу Четвёртого Всероссийского открытого биеннале-фестиваля графики «УРАЛ-ГРАФО».

Игорь Анатольевич Репников родился в 28 сентября 1969 года в с. Грачевка Оренбургской области. В 1980 году вместе с родителями переехал на в г. Стрежевой (Томская обл.), где и проживает в настоящее время. В 1988 году окончил отделение театрально-декорационного искусства Красноярского художественного училища им. В. И. Сурикова, в 2007 году - художественно-графический факультет Нижневартовского государственного гуманитарного университета.

Работал в типографии художником-дизайнером. Участник областных (с 1991 г.), региональных (с 1991 г.), международных (с 2003 г.) выставок, всего более 55. Персональные выставки состоялись в 1993 г. (Томск), 2000г. (Томск), 2001 г. (Когалым), 2002 г. (Красноярск, Енисейск), 2016 г. (Томск), 2019 г. (Томск).

С 2015 г. – член Союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО. В 2019 г. стал лауреатом премии Томской области в сфере науки, образования и культуры.

Работы находятся в отечественных музеях и галереях: Томский областной художественный музей, Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Историко-краеведческий музей г. Стрежевого, Магнитогорская картинная галерея, Сибирский центр современного искусства (Новокузнецк), а также в частных собраниях России и Германии.

Интерес к графическому искусству у Игоря Репникова  проявился еще в годы учебы в Красноярском художественном училище. Постижение профессии на театрально-декорационном отделении во многом повлияло на формирование образного мышления и авторской художественной манеры, а увлечение сценографическими приемами в дальнейшем обогатило творческие поиски художника. Именно из искусства сценографии, когда на театральной сцене одновременно даются две или более декорации, изображающие среду разных действий, протекающих одновременно, но в разных местах, И. Репников заимствовал прием симультанного или одновременного показа разных сюжетов.

Симультанность, распространенную в средневековом театре, а затем надолго исчезнувшую из театрального искусства, возродили футуристы в начале XX века, прочно же закрепили её  в художественной практике современные художники. Симультанность читается и в сложных композициях Репникова, соединяя прошлое, настоящее и будущее. Подобное видение пространства и времени позволило автору построить собственную философскую и художественную системы, которые вырабатывались через попытки соединения в произведениях принципиально несовместимых деталей и элементов.

Своеобычные и неповторимые сюжеты графических листов потребовали от художника изобретения сложносоставного художественного языка, особой подготовки бумаги и использования всех известных графических и типографских материалов. В работах совмещаются разные моменты движения, раздробленные на фрагменты формы зигзага, спирали, эллипса, воронки, скошенного конуса, которые притягивают внимание, завораживают и восхищают своей замысловатостью и неповторимостью.

Увлечение сложными композиционными построениями художник удивительно тонко сочетает с традиционными сибирскими сюжетами – горы, лес, река и рыбалка. Состоянием спокойствия и созерцательности наполнены пейзажи, запечатлевшие суровую красоту Томского севера. В творчестве И. Репникова большое место занимает великая сибирская река Обь, которая предстает в разное время суток и в разное время года. Художник часто использует прием зеркальности, горизонтального членения пространства, где отражение изображения в водной глади настраивает на мифологическое восприятие авторских композиций. «Зеркальное мышление» помогает ему осуществить переход от конкретных образов к абстрактному содержанию и декоративным фонам, искусно оплетающим предметные формы.

В своих работах Репников использует и обратный «эффект присутствия» вещей, явлений, персонажей картин. Так, словно бы из небытия, появляются портреты друзей и современников (серия «Память на лица»). Экспрессивные и лаконичные портреты создают определенную напряженность, присущую психологическому типу портрета. Художник направляет внимание зрителя на проницательный взгляд портретируемых, наполненный необычайной внутренней силой. Именно во взгляде проявляется индивидуальность человека, его неповторимое своеобразие. Портреты Репникова несут в себе чувственное выражение мысли автора, в котором художник и зритель вступают в диалог и взаимодействие, преодолевая символические границы, соединяясь в одном времени и пространстве.

Татьяна Михайлова,

искусствовед

 

 

Выставка открыта с 5 ноября по 1 декабря

Вход свободный.

Понедельник-четверг -  12.00 - 17.00.

Суббота – 12.00 -16.00

Пятница, воскресенье  – выходной.

Посещение выставок возможно при соблюдении выставочного режима.

 

Свердловское региональное отделение ВТОО «Союз художников России.

Екатеринбург, ул. Куйбышева, 97

www.shr-ekb.ru, тел. 261-63-19, 261-70-97.

 

  




"Выставочный зал Свердловского регионального отделения "Союз художников России": ул.Куйбышева 97. тел. 261-70-97.
Свободный доступ: Понедельник-пятница: с 10-00 до 18-00, суббота: с 10-00 до 17-00, воскресенье: выходной."

ЧЕТВЁРТЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ БИЕННАЛЕ-ФЕСТИВАЛЬ ГРАФИКИ «УРАЛ-ГРАФО»

28 августа в выставочных залах Свердловского регионального отделения Союза художников России открылся Четвёртый Всероссийский открытый биеннале-фестиваль графики «УРАЛ-ГРАФО». Этот масштабный выставочный проект, экспонирующий графические произведения отечественных и зарубежных художников XX-XXI вв.., начал свою историю в 2011 г. Изначально стратегия фестиваля была связана с необходимостью преодоления разобщённости отечественных графиков, работающих по всей стране. Идея объединения в одном проекте художников нескольких поколений, нашла поддержку не только в профессиональной среде, но и у самой широкой зрительской аудитории.  

Второй фестиваль (2014-2015) утвердил основные ориентации «УРАЛ-ГРАФО» - сопряжение выставок-номинаций с экспозициями приглашённых гостей; бережное сохранение традиций и внимание к смелым экспериментам; признание  паритета оригинальной и печатной графики, возможность высказывания на любом её языке; активное включение разных географических полюсов в единое пространство графического искусства. Особенностью Второго фестиваля стало акцентированное внимание  к книжной графике и искусству её оформления. 

Третий фестиваль отмечен фокусом на частных собраниях художников или собирателей, где сконцентрирована недоступная широким зрительским слоям часть графических работ. Открытие, сохранение и популяризация неизвестного творческого наследия художников XX века, - одна из задач  фестиваля, важная для развития  профессионального изобразительного искусства и просвещения публики.

Четвёртый «УРАЛ-ГРАФО», продолжая традиции предыдущих биеннале, преследует следующие цели и задачи:  активизация и актуализация процесса системного взаимодействия сообщества художников со зрителями; презентация достижений современной графики; расширение регионального экспозиционного контекста за счет показа произведений мастеров из разных городов России и других стран; создание постоянного художественно-информационного поля графики; пополнение фондов государственных музеев графическими произведениями современных художников.

В «УРАЛ-ГРАФО-IV»  принимают участие более 300 художников из 78 городов и населённых пунктов России и других стран, представив около 1200 работ. Программа фестиваля включает 8 персональных экспозиций: А. Бурака (1921-1997, Екатеринбург), В. Истомина (1939-2019, Нижний Тагил), В. Лузина (Реж), А.  Любавина (Москва), А.  Машанова (Омск), М.  Раздобурдина (Санкт-Петербург), И. Репникова (Стрежевой), А. Суворова (Москва); групповые выставки: «Памяти художников»; «Художники Ямало-Ненецкого автономного округа» (Салехард); «Арт-проект  Владимира Фуфачёва: мастер и ученики» (Нижний Новгород);  «Выставка художников анимационного кино: роль эскиза в мультипликации» (Москва, Екатеринбург, Ярославль); выставки-номинации: «Мини-графика», «Редкие и смешанные техники графики», «Печатная графика», «Традиционная графика: рисунок, акварель, темпера, гуашь».

Местом проведения биеннале-фестиваля являются выставочные залы Свердловского регионального отделения ВТОО «Союз художников России», государственные музеи,  частные галереи и другие выставочные площадки Екатеринбурга, городов Свердловской  области, Урала в целом и других регионов России.

Программу «УРАЛ-ГРАФО-IV» открывают три экспозиции: персональная выставка  Александра Суворова (Москва), групповая выставка «Художники Ямало-Ненецкого автономного округа» (Салехард), выставка-номинация «Мини-графика».

Программу фестиваля в октябре продолжают персональные выставки Владимира Лузина (Реж) и Андрея Машанова (Омск).

 

 




"Выставочный зал Свердловского регионального отделения "Союз художников России": ул.Куйбышева 97. тел. 261-70-97.
Свободный доступ: Понедельник-пятница: с 10-00 до 18-00, суббота: с 10-00 до 17-00, воскресенье: выходной."

ПОЗДРАВЛЯЕМ
С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!!!

Булатова Надежда Алексеевна 

Правление Союза Художников России (Свердловское региональное отделение), коллеги и друзья поздравляют Вас с Днём рождения! Желаем Вам крепкого здоровья, житейского благополучия и творческих успехов!

Косенкова Марина Сергеевна


Иконописец, живописец.

Марина Косенкова родилась 1974г. в г.Свердловске. Окончила Екатеринбургское художественное училище им.И.Д.Шадра в 1996г., в 2002г. – Уральскую государственную архитектурно-художественную академию. В Союзе художников состоит с 2007г.

(подробнее...)