2 августа в 16 ч. в Свердловском областном краеведческом музее им. О.Е. Клера (Екатеринбург, ул. Малышева, 46) состоится открытие выставки «Неизвестный Волович».  В экспозиции будут представлены работы, выполненные цветными карандашами, темперой в 1990-2010-е. Они отражают сложный собирательный образ художника, сплавляющий узнаваемые портретные черты самого Воловича, Геракла, Прометея, Сократа, св. Себастьяна, Христа; представляют отношения художника с реальностью, выраженной в образе модели. Трактуя натуру как метафору самой реальности, Волович выявляет трагедию  художнического призвания, из которой  проистекает интонация непреходящего страдания, выраженная в построении визуального ряда. Образы Средневековья, серий «Цирк», «Мастерская» и др., интерпретируемые художником разными техническими средствами (рисунок множественными материалами;  офорт, акватинта, резерваж, мягкий лак; литография;  темпера, гуашь и др.), включают сложившийся ещё в 1960-е ряд персонажей и вещественных знаков: Христос, ангелы, чудовища, шуты, химеры, манекены, правители, птицы, бабочки, карты, элементы готики  и т.д. 

 Волович строит графические листы по принципу контрастного равновесия, сопрягая противоположности в единую систему. Контрасты подчёркивают бескомпромиссность выбора и возможность бытия только на грани предельного напряжения. Смысловой и визуальный дуализм дают синергетический эффект и усиливают мощь воздействия, вариации динамичных диагональных и вертикальных композиций, доминирование остроугольных плоскостей, подвижная трансформация всех элементов, неровная ритмика словно утверждают законы, по которым построен мир Воловича.

Виталий Михайлович Волович (1928-2018) - художник-иллюстратор, график, живописец. Участник выставок различного уровня с 1952 г. Член Союза художников (1956). Заслуженный художник РСФСР (1973). Лауреат премии им. Г.С. Мосина (1995), премии Губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства (1998, 2007). За творческие успехи награждён Серебряной медалью Международной  выставки  «Искусство книги» в Лейпциге (1965), Бронзовой медалью Международной выставки художни­ков-иллюстраторов в Брно (1976), дипломами Всероссийского кон­курса на лучшие книги РСФСР (1960, 1963, 1969) и  Всесоюзного конкурса на лучшие книги СССР (1960, 1965, 1968, 1969, 1972), дипломами различных графических конкурсов СССР и других стран, Золотой медалью Российской академии художеств (2005). Член-корреспондент (2007), действительный член РАХ (2012). Народный художник Российской Федерации (2016). Почетный гражданин города Екатеринбурга (2007), города Ирбита (2008), Свердловской области (2018). 

Сорок лет творческой жизни В. Волович посвятил книжной графике, он иллюстрировал М. Пришвина (1953), Р. Стивенсона (1962),  П.П. Бажова (1963, 1969), легенды и сказки народов мира (1960-е),  М. Горького (1965), трагедии Шекспира «Отелло» и «Ричард III» (1968), роман Ж. Бедье «Тристан и Изольда» (1978), «Эгмонту» И. Гёте (1982),  «Слово о полку Игореве» (1985) и др. Его работы наполнены тонким и точным знанием истории, конкретных реалий, подлинных текстов, умением передать внутренний драматизм, силу человеческого духа, противостоянием насилию и бесчеловечности средствами художественно-графической выразительности, что воплотилось в обобщённо-монументальных композициях, экспрессивности штриха, контрастности пятен. Виртуозное владение графическими техниками (офорт, литография, различные материалы рисунка) позволяло Воловичу выбирать столь разные по содержанию произведения, но неизменно его творчество было драматично и убедительно, поэтому выход каждой из  книг был значительным событием в художественной культуре страны.

В. Волович постоянно путешествовал, много работал с натуры -  результатами поездок художника в Карелию, Прикамье (1956); Китай, Корею (1957);  Прибалтику (1957,  1990); Среднюю Азию (1960, 1973, 1982, 1983); Дагестан, Памир (1973, 1976); Чехословакию (1977); центральную Россию (1980, 1991); Украину (1981); Францию (1989); Тобольск (1993); на Таватуй и Чусовую (1994); Иерусалим (1995); Италию (2000); Западную Европу (2002) и др. стало огромное количество графических и живописных работ, вошедших в альбомы: «Старый Екатеринбург» (1998); «Чусовая. Таватуй. Волыны: Акварель. Рисунок. Темпера» (2006); «Россия. Средняя Азия. Франция. Памир. Корея. Китай. Украина. Прибалтика. Израиль: темпера, акварель, рисунок» (2008); «Старый Екатеринбург: Акварель. Рисунок. Темпера» (2008).

С 1960-х В. Волович занимался станковой графикой, сложившейся в дальнейшем в серии «Средневековые мистерии», «Цирк»,  «Мастерская» «Женщины и монстры», «Корабль дураков» и др. и нашедших воплощение на страницах одноимённых альбомов. Именно эти работы представлены в экспозиции Свердловского областного краеведческого музея им. О.П. Клера.

 Работы В.М. Воловича находятся в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва), в Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее (Санкт-Петербург), в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Государственном художественном музее Алтайского края (Барнаул), Ирбитском государственном музее изобразительных искусств, Кемеровском областном музее изобразительных искусств, Курганском областном художественном музее, Магнитогорской картинной галерее, Нижнетагильском музее изобразительных искусств, Новосибирском государственном художественном музее, Пермской государственной художественной галерее, Саратовском государственном художественном музее им А. Н. Радищева, Челябинском музее изобразительных искусств, в музеях и галереях Екатеринбурга, Омска и других городов России, в Пражской национальной галерее (Чехия), Моравской галерее (Брно, Чехия), в Музее современного искусства в Кёльне (Германия), в Музее Ф. Шиллера и И. Гете (Веймар, Германия), в Шекспировском центре (Стратфорд-на-Эйвоне, Великобритания),  в частных собраниях России, Австрии, Германии, Израиля, Испании, США, Франции,  и др.

Выставка «Неизвестный Волович» продлится до 9 октября 2022 г.