30 августа в Терракотовом зале Музея гравюры и рисунка, являющегося структурным подразделением Ирбитского государственного музея изобразительных искусств (Ирбит, ул. Карла Маркса, 47), открылась выставка  скульптуры и графики Александра Самвэла «На стыке эпох».

Александр Георгиевич  Георгян  (Александр Самвел), скульптор, член Союза художников России (1998), член международной ассоциации изобразительных искусств – АИАП  ЮНЕСКО, член Совета по культуре при Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.

Александр Самвел родился 1 апреля 1965 г. в Баку, в 1985 г. окончил  Саратовское художественное училище (отделение скульптуры), в 1996 г. -  Ереванский художественный институт (факультет скульптуры). С 1993 г. живет и работает в Екатеринбурге.

Александр Самвел - активный участник выставок и конкурсов, в том числе, персональных:  где его работы неоднократно  отмечены  наградами:

1999  - персональная выставка, Резиденция Губернатора Свердловской области, Екатеринбург;

2003 - Межрегиональная художественная выставка  «Урал-IX»,  Екатеринбург;

2009 - персональная выставка, Резиденция Полномочного представителя Президента  РФ в УрФО, Екатеринбург;

2011 -  Первый открытый Всероссийский биеннале-фестиваль графики «УРАЛ-ГРАФО», Екатеринбург;

2013 - Межрегиональная художественная выставка «Урал-XI», Тюмень;

2017 - Третья Новосибирская Межрегиональная выставка «Красный проспект», Новосибирск;

2018 - Межрегиональная художественная выставка «Урал-XII», Челябинск.

 За свою творческую и общественную деятельность Александр Самвел отмечен следующими наградами:

Диплом Союза художников России «За успехи в творчестве и содействие развитию изобразительного искусства России», Москва (2012);

Почетная грамота Законодательного Собрания Свердловской области «За большой вклад в развитие культуры Свердловской области» (2013);

Специальная премия МВД Российской Федерации в области искусства (2014);  

Серебряная медаль Союза художников России «Духовность. Традиции. Мастерство» (2015);   

 Почетная грамота  Министерства культуры Свердловской области «За многолетний плодотворный труд, большой личный вклад в развитие изобразительного искусства на территории Свердловской области» (2015);

Почетная грамота Губернатора Свердловской области «За активную общественную деятельность и большой вклад в развитие межнациональной интеграции на территории Свердловской области» (2016).

Работы Александра Самвела находятся в  государственных музеях и частных коллекциях  России и за рубежом.


«На стыке эпох»

Были времена, когда масштаб художественного жеста измерялся не геометрическим размером произведенного полотна, изваяния или сооружения, а величием смысла. Создатель купола Санта Мария дель Фьоре Филиппо Брунеллески начинал ювелиром. Расписавший плафон Сикстинской капеллы Микеланджело Буонаротти известен как стихотворец. И тот, и другой – великие мыслители. Величие – это не только, а, может быть, и не столько дар божий, сколько позиция, органическое чувство своего места в истории и своей трансвременной ответственности. Именно это чувство простирает художественный жест и зашифрованное в нем послание далеко за пределы физической жизни творца. Подлинный художник самоопределяется не перед зрителем или заказчиком (даже если этот заказчик – наместник Бога на земле), но непосредственно перед лицом вечности.

Наше суетное и скоротечное время практически не оставляет художнику возможности в былой полноте осуществить свое творческое высказывание. Тем напряженнее и драматичнее для художника собственный выбор пути. Быть большим творцом сегодня – значит осуществлять жертвоприношение, в коем сам творец и есть жертвенный агнец. Пожалуй, именно слово «Жертвоприношение» точнее всего определяет сюжет творческого пути Александра Самвела – художника, скульптора, мастера сложного пластического текста. Вышло так, что многотрудные обстоятельства его личной биографии тесно переплелись с ураганным орнаментом истории нескольких последних десятилетий. Судьба заставила его – южанина, уроженца Баку очутиться и, в конце концов, осесть в твердокаменном уральском ландшафте. Есть что-то сверхъестественное в том, что именно здесь, на холодном евразийском разломе, он нашел точку опоры, сумел врасти в неподатливую рифейскую почву, развернуться в своем творчестве и отточить свой язык.

Если бы Александр Самвел не был скульптором, он мог бы стать виртуозным шифровальщиком. Его работы – особые свертки текста, пластические шифровки, вынесенные им три десятилетия назад из вспыхнувших пожарищ родной земли, что навсегда осталась болью в его сердце, что так и не затянулась для него дымом истории. Эти шифровки – туго стиснутые до поры пружины личной памяти – он пронес с собой сквозь долгие мытарства пути, осмысляя и переосмысляя их, вытягивая из них вневременной, поистине библейский текст. Отрыв… Бегство… Спасение… Судьба беспощадна, но мудра: она сделала так, что экстракт персонального опыта художника, его личных переживаний стал в результате источником тем – особых, поднимающихся над будничной злобой дня и разворачивающихся словно бы поперек времени.

Для Александра Самвела «Исход» (одна из самых метафоричных его скульптурных композиций) – больше, чем даже библейский сюжет. Тут личное сцепляется с трансцендентным. Это не только легендарно методичный подвиг ветхозаветного Моисея. Это еще и авторский исход из самого себя, из кокона своего личного, мучительного переживания, сквозь прощение и мудрость – вовне, к людям, в ожидаемое и желанное пространство человеческого. Исход как Жертвоприношение, примиряющее человека с судьбой... Ожиданием пространства как универсального гуманистического простора наполнены многие работы Самвела. Выполненные преимущественно в бронзе или фарфоре, они озадачивают своим подлинным масштабным притязанием. Стоит всмотреться в них – и становится ясно, что на самом деле созданы они не для кабинетного уюта (в коем, впрочем, и в самом деле прекрасно себя чувствуют), но для щедрого поднебесного размаха, для раскидистого, протяженного бытия в ландшафте.

Александр Самвел – художник большого жеста в эпоху фантомных целей, мелочной морали и выхолощенного общественного дискурса. Оттого так много сосредоточенности и внутренней боли в его пластике, так много не выводимого наружу, но лишь символически обозначенного напряжения. Скульптура Самвела в большинстве своем - перевод на язык пластического шифрования выкристаллизованных временем притч. Посему ее восприятие требует усиленной зрительской работы, эмоционального включения, вживания вплоть до какого-то особого болезненного резонанса. И это нечто иное, нежели просто эстетическая коммуникация. Это соучастие. Соучастие в шифровании и расшифровывании.

Невозможно в гладких, рафинированно эстетических категориях описать ту историческую усталость, которой в версии мастера наполнены фигуры Адама и Евы. Вектор бренного, земного тяготения в их прильнувших друг к другу телах драматически, образуя крест, пересиливает вектор взаимного любовного тяготения, давно отработанный художниками за всю историю иконографического воплощения библейского сюжета. Александр Самвел словно бы говорит нам: «Им целая вечность, они устали быть наедине друг с другом. Сегодня их общие помыслы и чувства вновь обращены к Отцу, их создавшему». В целом ряде своих композиций именно так, с позиции тяжкого опыта человеческой истории автор перечитывает библейский и евангельский тексты и актуализует их сообразно сегодняшнему чувству времени.

Творчество Александра Самвела словно бы изначально вписано в лапидарные контуры некой эзотерической геометрии. Над всем пластическим многообразием его скульптурных и графических образов царствует Форма. Но именно ее логика, ее твердая художественная дисциплина позволяют открывать в конкретных сюжетах сложно организованную многомерность смысла. Так, в ожидании своего пространства и в преклонении перед высшей силой Формы, сворачивая и разворачивая живую историю, аккумулируя в метаобразах энергию творчества, движется во времени художник большого жеста. Так терпеливо творит свою собственную историю библейский скиталец и творец Александр Самвел.

Леонид Салмин, искусствовед

 

Выставка продлится до 30 сентября


Музей гравюры и рисунка работает ежедневно с 10 до 19 часов, без перерыва, в воскресенье - с 10 до 17 часов. Понедельник -  выходной.