19 апреля в 17.30 в культурно-просветительском центре «Царский» открывается выставка «Вклад династии Романовых в развитие археологии в России», посвященная 160-летию учреждения Императорской археологической комиссии. На выставке будут представлены археологические находки эпох мезолита, неолита, железного века Западной Сибири и Урала, а также предметы старины Новгорода и Крыма. Выставка сопровождается современными художественными изображениями древних писаниц, в исполнении члена Свердловского регионального отделения Союза художников России Александра Викторовича Сивкова.  

 

Данные работы  - результат творческих поисков последних лет художника Александра Сивкова.  Над серией «Каменная летопись Урала»  автор работает с 2015 г., вдохновляясь  образами, запечатлёнными анонимными мастерами тысячи лет назад. Писаницы, или петроглифы, - это древние изображения животных, человека и абстрактных знаков в пещерах или на открытых камнях, встречающиеся в разных регионах мира (Африке, Азии, Европе), от палеолита до средневековья.

На Урале наиболее известные писаницы расположены вдоль таких рек как Чусовая, Белая, Исеть, Ирбит,  Нейва, Вишера, Тагил, Реж и др. Среди изображений наиболее часто встречаются образы лосей, косуль, оленей, собак, медведей, гусей и лебедей, а также антропоморфных существ. Первые писаницы были зафиксированы ещё в XVII веке, однако более тщательное их изучение началось только в два столетия спустя. Научные  исследования XX века, особенно учёных В.Т. Петрина. В.Н. Чернецова. В.Н. Широкова, С.Е. Чаиркина, Ю.П. Чемякина и др., окончательно подтвердили встроенность Урала в общемировой процесс и огромное значение региона для изучения древних периодов истории. Художественно-образная сила, эмоциональный заряд наскальных рисунков настолько велики, что они, являясь объектом научного анализа, постоянно привлекают внимание художников - прочтение древних изображений являют многие современные авторы.

Александр Сивков в цикле «Каменная летопись Урала» представляет свои импровизации на тему первобытного искусства. Невозможность однозначной интерпретации петроглифов позволяет проявиться творческой раскрепощённости автора. Используя пастель, соус, уголь, отлично предающие природные фактуры, художник прихотливо  располагает на плоскости фигурки животных и птиц, знаки природных стихий, антропоморфные и абстрактные изображения, создавая своё видение первобытного мироздания - подземный, срединный и небесный миры, где присутствуют светила, плещутся реки и озёра, живут духи, люди и животные.

Чёткой архитектонике композиций соответствует сложный изобразительный язык, звучащий  экспрессивно и искренно за счёт активного столкновения контрастных цветов,  разнообразных пластических  масс,  плоскостей и фактур. Автор отталкивается от конкретных примеров, но мыслит совершенно самостоятельно и словно вовлекает зрителей в магическое действо языческого ритуала, позволяя пережить внерациональное состояние единства человека и мира, утерянное представителями современной техногенной цивилизации, а потому особенно желанное.

Галина Шарко, искусствовед

 

Выставка открыта до 2 июня.

Вход свободный