21 сентября в залах резиденции губернатора Свердловской области открылась персональная выставка акварели С.Малышева «Осенняя рапсодия».

 Для каждого художника персональная выставка - огромное событие, и не только для автора, но и для многочисленных зрителей. Она напомнила, что среди новомодных современных течений в искусстве продолжают жить и развиваться глубоко реалистические тенденции, способные волновать и восхищать зрителя. Картины уральской глубинки, выполненные Малышевым, совершенно бесхитростны, но они проникнуты такой душевной теплотой, точностью наблюдения, и, одновременно, философским звучанием, что неизменно находят отклик у зрителя. Это не только радость узнавания, сопереживание эмоциональному настрою произведений, но и восхищение высочайшим профессионализмом владения сложнейшей техникой акварельной живописи.

Сергей Александрович Малышев родился в 1953 году в Свердловске. В этом городе прошла вся его жизнь. Здесь, со школьными товарищами, постигал первые азы рисования в детской художественной школе №1. Затем, поступил в Свердловское  художественное училище им. И.Д. Шадра. Много позднее, закончил факультет искусствоведения Уральского университета им. Горького. После окончания в 1972 году училища по классу промышленной графики Сергей Александрович долго и успешно работал на Свердловской киностудии -  сначала художником комбинированных съемок, потом художником-постановщиком мультипликационных фильмов. Немалую роль в его творчестве занимала книжная и журнальная графика, долгие годы он сотрудничал с журналом «Уральский следопыт», со Средне-Уральским книжным издательством, а также издательствами «У-фактория», «Сократ» и др. С 2003 года началась его педагогическая деятельность в лицее им. С. Дягилева и Свердловском художественном Училище им. И.Д.Шадра.

Но акварельная живопись - особая область творчества С. Малышева, его страсть. В ней выражен искренний интерес автора к тому простому, безыскусному, что сопровождает повседневную жизнь деревни и окружающей ее природы. Человек очень обаятельный, по натуре весельчак и балагур, в работах последних лет Сергей становится не просто созерцателем натуры, а чрезвычайно серьезным, вдумчивым наблюдателем происходящих в ней изменений. В его «пейзажных картинах» нет изображения людей, но в каждой из них они присутствуют незримо, как воспоминание об ушедшем и невозвратимом прошлом.  Предметный мир в них становится одушевленным. Вот старая ржавая колонка на краю дороги, она помнит времена, когда была единственным источником живительной влаги и центром обсуждения местных новостей. А вот у обочины дороги, как верный пес в ожидании хозяина, замер полуразобранный легендарный «ЗИЛОК». И этот грейдер, металлическим монстром застывший у ворот старого домишки, напрасно надеется на пробуждение. Покосившиеся столбы с обвисшими проводами, завалившаяся ограда заросшего бурьяном палисадника, брошенная на дороге телега, провалившиеся крыши старых домишек, открытая как бы в никуда калитка деревенской околицы.  ...Все это вызывает щемящее чувство тоски об уходящей в прошлое деревне, которое еще более подчеркнуто состоянием увядающей природы. В изображении ее художник выступает истинным мастером. Прекрасная зрительная память и острая наблюдательность позволяют ему работать очень быстро, точно заполняя лист краской без предварительной прорисовки контуров.  Поражает способность художника к передаче живости природы, ее настроения. Зритель ощущает вибрацию прохладного, напоенного влагой осеннего воздуха, тяжесть облаков, то нависающих над землей, то проносящихся вдаль. Не менее убедительны в своей предметной материальности и многочисленные натюрморты Сергея Малышева. В изображении старой домашней утвари, предметах военного времени чувствуется не столько ностальгия автора по прошлому, сколько стремление выразить свое к нему уважение. На одном из натюрмортов к стене прикреплена записка со словами - "Живя сегодня, думай о завтра, но не забывай о вчера". Это высказывание автора можно рассматривать как его жизненное кредо, нашедшее выражение в и его творчестве. 

Ольга Яковлева,

искусствовед