В рамках III Всероссийского биеннале-фестиваля графики «УРАЛ-ГРАФО» с 12 сентября по 15 октября в Нижнетагильском музее изобразительных искусств  проходит выставка заслуженного художника России Якова Яковлева, более известного тагильчанам как епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий. Название выставки - « В круге первом» -  говорит само за себя, поскольку наш круг составляют близкие люди, друзья и просто добрые знакомые. Поэтому в состав выставки включены произведения из личной коллекции Я. Яковлева - работы известных советских художников-графиков XX века: А.Бочкина, А.Ганина, Д. Джумабаева, С. Заровного, Г. Курочкиной-Домашенко, В. Наулина, Л. Серкова, Б.Французова, Ю.Чарышникова, С. Юнтунен.

Выставка «В круге первом» - это своего рода рассказ о жизни художника и тех, кто был дорог как человек и творец. Рассказ о времени, единомышленниках и о себе, своем творчестве, об искусстве 1970 – 1980-х годов. У каждого человека есть свой путь и свой круг – область  общения, переживаний, сотворчества, взлетов и падений, поисков и найденных решений...  Только с теми, кто близок душевно и духовно, можно обсудить сокровенное. Это тот круг, в котором ценится недосказанность, и довольно лишь встречаться, говорить, порой ни о чем…  Но в результате такого общения возникает тот редкий момент душевного единения, который и рождает взаимный творческий импульс, особое состояние выработки общих ответов, хотя, казалось, каждый занят лишь собственным творческим процессом.

Небольшая выставка Якова  Яковлева  как в капле воды, отражает историю развития графики тех лет. Печатные листы, выполненные  в основном в различных офортных техниках, были подарены собратьями по искусству во время встреч, работы в группах на творческой даче «Челюскинская» или на выставкомах экспозиций. Так собрался круг - личная коллекция, повествующая о мире общения между художниками, об общих поисках и устремлениях, о личностях, о самом искусстве… Но, естественно, отправной точкой для каждого автора являются его собственные произведения, раскрывающие особенности творчества. «Круги» формируются вокруг этого личного ядра - все остальное «примыкает» той или иной стороной, сопрягается темой, техникой, образом, методом, стилем и т.д. Данная выставка и данная коллекция - это Память о минувшей жизни, дружбе, о художниках, которые сегодня уже ушли - многие слишком рано, как А.Бочкин, Г. Курочкина-Домашенко, Б.Французов, Л.Серков, С.Заровный, других - время разметало, остались-разъехались в разные города и страны.

По мнению самого художника и коллекционера Епископа Нижнетагильского и Серовского Иннокентия (Я. Яковлева), «в 1970-е годы  было столько искренности, столько открытости в отношениях между художниками, которые делали совершенно удивительные работы. Мы все выявляли свои творческие проблемы, представляли работы на разные выставки, а в результате решали вместе одни задачи, поставленные временем и искусством». Совместно, в общении, художники вырабатывали единые идеи. Тематически работы точно соотносятся с требованиями времени - прежде всего, это изображение трудовых будней и сельских или промышленных пейзажей и напрямую соотнесенные с ними сюжетные сцены. Но пластически художники-семидесятники в рамках заданного формата решали сугубо творческие задачи, создавая новое для своего времени искусство, отличное от предыдущего периода. Пустынные промышленные пространства с нагромождением форм становились «площадкой» для сомнений и давали возможность привнести элементы иных стилей и течений. Пустынны были и городские  и деревенские пейзажи, в которых порой возникали одинокие фигурки. В других работах разворачивались целые сценки с забавными «рассказами» о делах и действиях. И это соотносилось с душевностью, человечностью, которых искало общество, с эстетикой прозы популярных тогда писателей-деревенщиков, с ностальгическими поисками «настоящей Родины». Художники-семидесятники продолжали и тему прославления подвига трудового, но оно стало не самоцелью, а фоном, за ним пряталось наслаждение творчеством и пластической эквилибристикой - активно вводилась клеймовость, нагромождение планов, уплощение и упрощение пространств, герои порой обретали «скульптурность» форм.

Одиннадцать крупноформатных листов в технике офорта художника Якова Яковлева представляют в «сжатом» формате историю становления творчества одного художника. Окончивший архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института в 1970 году художник создает целые серии  овеянных романтикой гравюр о земле сибирской, вступает в 1975 году в Союз художников, неоднократно ездит работать на творческую дачу «Челюскинская». В эти два десятилетия - 1970-1980-е гг., автор искал свой почерк, темы, стремился к индивидуальности и одновременно к поискам общности. Композиции ранних работ многофигурны, динамичны, насыщены событиями, деталями, в них сохраняется жанровая повествовательность, сюжеты велеречивы, порой забавны и приглашают вместе посмеяться. Но сюжетная линия всегда точно и гармонично встраивается в просторы пейзажей.

Постепенно растет мастерство, гравюры художника обретают утонченность, деликатность, словно затихают. В 1983 году Я.Яковлева приглашают во Владимир, где наступает не менее плодотворный период. Постепенно меняется сама концепция листа. Найденное, нащупанное еще в сибирский период упрочивается: фигур становится все меньше, начинает «разговаривать» само пространство листа и тональные переходы, порой нежнейшие. Сюжет как таковой упрощается, а уплощенное пространство ранних работ, напротив, начинает «дышать», разворачивается глубинными планами, становиться бездонным. Активно явленный штрих становится буквально «исповедальным», тает в мастерском травлении, почти исчезает. Но вопрос о том, какой метод и техника лучше - не возникает: все истинно передает свое время, свои технические особенности, точно соответствующие поставленным автором задачам, главная из которых – поиск свободы. Свободы самовыражения, высказывания, возможностей, безграничностей. Свободы, творимой им самим и всеми, с кем соприкасался на своем пути душой и мыслями.

С началом 1990-х многое изменилось, появились иные предпочтения. Но это совсем другая история. А в этой - в прошлом осталось прекрасное содружество художников, о многих из которых сегодня мало знают. Выставка - возможность напомнить о том, как творилась не просто История, но Пути для будущего. И это тоже «концентрические круги» творчества, расходящиеся от одного художника…

Елена Ильина, искусствовед,

заместитель директора по науке НТМИИ

 

Адрес музея

622001, Свердловская область, 
г. Нижний Тагил, ул. Уральская, 7, 
ул.Адрес музе622001, Свердловская область, 
г. Нижний Тагил