24 апреля  в резиденции губернатора Свердловской области открывается выставка Александра Сивкова «Дыхание Земли». Экспозиция   - результат творческих поисков художника в последние годы -  включает несколько серий: «Полёты во сне и наяву», «Дыхание Земли», «Каменная летопись Урала», «Солнечный свет».

Это своего рода признание автора в любви к красоте окружающего мира, который он мыслит как единство физического и метафизического уровней. Каждая серия воплощает отношение автора к основам мироздания -  труднопостижимым закономерностям природных процессов, некоторым аспектам  человеческого бытия, проблемам творческого  процесса.  Отличительной особенностью всех работ является особый душевный подъём автора, его духовное горение – от тонкого, трепетного лирического высказывания до торжественно-приподнятого панегирика, которые он смог выразить благодаря искусному владению формами и материалами. Вдохновляясь творческими поисками великих экспериментаторов XX века – В. Кандинского, К. Малевича, П. Мондриана и др., -  Александр Сивков создаёт свой собственный узнаваемый почерк, позволяющий ему отразить многообразие субъективных переживаний и мыслей от соприкосновения с действительностью.

Александр Викторович Сивков родился в 1954 г. в городе Нижнем Тагиле  (Свердловская область), в 1982 г. окончил художественно-графический факультет Нижнетагильского государственного педагогического института (педагоги В.Н. Наседкин, Л.И.   Скобликова). Член Союза художников России с 1993 г. Живет и работает в Екатеринбурге, в творчестве отдает предпочтение сложным и разнообразным живописным и графическим техникам, инсталляциям, фото. С 1984 г. -  активный участник  городских, областных, отечественных и международных выставок и проектов, в которых  отмечен  наградами. Работы художника находятся в коллекциях Министерства культуры России, художественных музеях Екатеринбурга, Вильнюса, Ивано-Франковска,  Калининграда, Кургана, Минска, Нижнего Тагила, Петропавловска, Петрозаводска, Салехарда, Сочи,  Томска, Уфы и др.

 Начатая в 2009 г. серия «Дыхание Земли» состоит из 20 графических листов, воспевающих энергию, динамику, мощь, производительную силу Земли. Земля как производящая матерь, дающая жизнь растениям, животным и людям, почиталась во всех древних картинах  мира.  Связь с другими стихиями - влагой, светом, огнём  и др.,  позволяющая проявляться богатству и многообразию всего живого, невероятная энергия заставляет мыслить и чувствовать её как одухотворённую сущность, подобную человеку. Земля, при всей её доступности, наполнена тайнами, вызывающими необъяснимые чувства и у современного человека. Именно восторг   был импульсом для создания А. Сивковым данной серии. Основой стали натурные наблюдения, а первые рисунки этого цикла (сангиной и углём)  появились на пленэре в  Тобольске, когда художник был потрясён раскопом поселения XVII-XVIII веков. Земля великолепно сохранила старинные бревенчатые постройки, а также элементы быта многовековой давности, обнажив не только  топографическую схему антропной деятельности, но и свои волнующие тайны. По мере погружения  земля открывала нерукотворные картины из песка, почвы, глины, камня, древесных камней. Впечатления для художника оказались настолько сильными, что вдохновили его на     многочисленные абстрактные вариации, в которых он смог выразить первобытный  восторг и языческое преклонение перед стихией Земли. Особую роль здесь сыграли мягкие материалы – соус, пастель, сангина, уголь, которые содержат минеральные пигменты, в первую очередь,  земли,   камня, продуктов сгорания и т.д. и  несут в себе энергию первичных стихий. Бархатистость соуса с его богатством тональных градаций  позволила воплотить разнообразные фактурные  изыски; пастель, наполненная чистотой, звучностью, яркостью  цвета, отразила красочную палитру земных недр;  сангина,  с её характерным красно-коричневым цветом различных оттенков,  привнесла теплоту и внутренний жар; уголь, благодаря широкому тональному диапазону, подчеркнул точность построений. В результате появились сложные геометрические композиции, в которых пряно, сочно, ярко звучат терпкие аккорды чёрных, серых, бежево-коричневых, охристых, красных, фиолетовых, синих цветов,  пронизанные контрапунктом штрихов и линий. При этом ассоциативная связь с точностью археологического раскопа, присущей ему организованностью пространства, скрупулёзности ведения исследования  также оказалась запечатлённой художником -  в едва заметном метрическом каркасе, проступающем под буйством цвето-фактурных  элементов. Жёсткость структуры  каждого графического листа усилила многократно повторяющаяся рамка, несущая дополнительное подтверждение присущему в работах рациональному началу, ещё раз утверждающему, что перед зрителем не хаос,  Космос, организованный волей творца-демиурга.

С 2014 г. художник обращается к теме неба -  в  работах серий «Полёты во сне и наяву» и «Колокольный звон».  Эта серия органично связана с серией «Дыхание земли» - вырастая из плоти матери-земли, человек смотрит ввысь и стремится к небесам, стараясь преодолеть силу земного притяжения. Небо как проявление высшего начала фиксируется практически во всех мифологиях мира, его отдалённость, недоступность, непостижимость и бесконечность становятся атрибутами божественного проявления, признаками трансцендентного мира, поэтому вполне естественно, что земным пространством, где присутствует Абсолют, становится храм, в христианской традиции России  - храм православный, увенчанный куполом (символом эманации божественного начала) - золотым или небесно-синим  с сияющими звёздами. Православный храм,  место поклонения, почитания, встречи человека с Богом,  призывает жаждущих духовного исцеления и  спасения верующих колокольным звоном, отражающим единство духовных и материальных вибраций человека и природного мира.

Присутствие небесного, высшего начала в сознании и жизни человека отражает «небесные» работы А. Сивкова, выполненные в смешанной технике,  сочетающей акрил и поталь. Акрил,  современный материал, сохраняющий яркость и звучность цвета, позволяет автору выразить многообразие градаций синего и  голубого (цветов трансцендентного мира) через ритмическое построение многослойной единой ткани фона, состоящей из отдельных светоносных мазков, ассоциативно напоминающих вибрации солнечного света. «Небесное» пространство полотен организуют разноцветные пластинки потали (поталь - тончайшие металлические листы,  имитирующие  золото, бронзу, сталь, позволяющие передавать благородство фактуры и характерный блеск металла);  столкновение, взаимодействие «Неба» и «»Золота»  не только воплощает красоту и звонкость присутствия божественного начала в радостные, праздничные моменты человеческой жизни, но и отражает  трудность и напряжение духовной жизни в моменты уныния, скорби или смятения. 

Ряд работ экспозиции (триптихи «Подсолнухи» и «Деревья, освещенные Солнцем») связаны с темой солнечного света и его воплощением в изобразительном искусстве. Вообще категория света, прежде всего, разрабатывается в рамках религиозной традиции; византийский теолог Григорий Палама говорит, что Иисус Христос есть свет, а его учение есть просвещение людей, светозарность Иисуса непостижима и несказанна, он «неизреченно сияющий». Всё причастное Богу пронизано божественным сиянием и светоносно, но свет имеет нефизический характер, непостижимый, но ощущаемый человеком. Внерелигиозное развитие теорий света также с неизменным постоянством твердит об особом влиянии света на строй мыслей и чувств человека. Действительно, лучистая энергия Солнца наполняет жизнью весь сущий мир, даже созидательная мощь Земли проявляется только в соединении  с нею.

В «солнечной» серии Александр Сивков  опирается на натурные наблюдения - сильнейшим впечатлением для него стали поля цветущих подсолнухов, их жёлто-огненное кипение, особенно ярко полыхающее на фоне чёрного вспаханного поля, отдыхающего рядом от засевания. Вообще во многих культурах  подсолнух -  символ благодарности Солнцу, не случайно этот  цветок всегда открывается и поворачивается в направлении солнечных лучей (один из греческих мифов повествует о том, как водяная нимфа Клития, потрясённая солнечным светом, не в силах оторваться от его лицезрения,  постепенно превратилась в прекрасный цветок – само воплощение Солнца).

Абстрактные вариации художника, представляющие в виде сложной  разноцветной ткани восторженное потрясение от увиденного,  - результат импровизаций в мастерской, позволяющих в графических листах одновременно  запечатлеть не только цветущее подсолнуховое поле, но и дорогу, пролегающую рядом, и далёкие деревья на горизонте, и небесную синь с белыми всполохами облаков, и тяжёлую угловатость бревенчатых изб деревенской околицы… Праздничные, нарядные цветовые сочетания контрастных жёлтого, коричневого, охристого с синим, бирюзовым, зелёным, умноженные на сложное ритмическое построение отдельных пятен, штрихов и линий, передают взволнованность, трепетность, поэтическую приподнятость,  чувства нежности, восторга, преклонения автора перед естественной красотой света, неба, деревьев, травы и цветов, передающиеся зрителю.

 Не менее убедительными выглядят «вариации  света» в серии «Деревья, освещенные Солнцем», где автор передаёт не только сиюминутное отражение краткосрочного момента (утро, день, вечер), когда кроны деревьев образуют волшебную игру света и тени, но и словно напоминает, что именно в этом динамическом напряжении проявляется некая  вселенская закономерность, заложенная в природе от начала времён.

Над серией «Каменная летопись Урала»  автор работает с 2015 г., вдохновляясь  образами, запечатлёнными анонимными мастерами тысячи лет назад. Писаницы, или петроглифы, - это древние изображения животных, человека и абстрактных знаков в пещерах или на открытых камнях, встречающиеся в разных регионах мира (Африке, Азии, Европе), от палеолита до средневековья.

На Урале наиболее известные писаницы расположены вдоль таких рек как Чусовая, Белая, Исеть, Ирбит,  Нейва, Вишера, Тагил, Реж и др. Среди изображений наиболее часто встречаются образы лосей, косуль, оленей, собак, медведей, гусей и лебедей, а также антропоморфных существ. Первые писаницы были зафиксированы ещё в XVII веке, однако более тщательное их изучение началось только в два столетия спустя. Научные  исследования XX века, особенно учёных В.Т. Петрина. В.Н. Чернецова. В.Н. Широкова, С.Е. Чаиркина, Ю.П. Чемякина и др., окончательно подтвердили встроенность Урала в общемировой процесс и огромное значение региона для изучения древних периодов истории. Художественно-образная сила, эмоциональный заряд наскальных рисунков настолько велики, что они, являясь объектом научного анализа, постоянно привлекают внимание художников - прочтение древних изображений являют многие современные авторы.

Александр Сивков в цикле «Каменная летопись Урала» представляет свои импровизации на тему первобытного искусства. Невозможность однозначной интерпретации петроглифов позволяет проявиться творческой раскрепощённости автора. Используя пастель, соус, уголь, отлично предающие природные фактуры, художник прихотливо  располагает на плоскости фигурки животных и птиц, знаки природных стихий, антропоморфные и абстрактные изображения, создавая своё видение первобытного мироздания - подземный, срединный и небесный миры, где присутствуют светила, плещутся реки и озёра, живут духи, люди и животные.

Чёткой архитектонике композиций соответствует сложный изобразительный язык, звучащий  экспрессивно и искренно за счёт активного столкновения контрастных цветов,  разнообразных пластических  масс,  плоскостей и фактур. Автор отталкивается от конкретных примеров, но мыслит совершенно самостоятельно и словно вовлекает зрителей в магическое действо языческого ритуала, позволяя пережить внерациональное состояние единства человека и мира, утерянное представителями современной техногенной цивилизации, а потому особенно желанное.

Галина Шарко, искусствовед