Николай Николаевич Шушалыков родился в 1958 году  в деревне Исаково Кировской области в многодетной крестьянской семье. Рисовать и лепить он начал рано, но его систематическое художественное образование, в силу обстоятельств, состоялось уже в зрелом возрасте,  после службы в армии и школы жизни.  В Свердловское художественное училище Николай поступает в 1982 году. Рисунок ему преподавал В.Д.Сысков, живопись и композицию А.А.Калашников.  В период учебы он начинает заниматься реставрацией икон, изучает технологию настенной и станковой темперной живописи.

По окончании училища в 1986 году Николай занимается преподавательской деятельностью в Свердловской художественной школе №1. Параллельно он начинает активно участвовать в художественной жизни города и городских выставках.

Первые монументальные работы, в которых Николай Шушалыков принимает участие, состоялись под руководством известных художников. Так, в 1987 году он в составе творческой артели работает над  исполнением фасадной мозаики «Времена года» (дом №76, ул. Малышева, Свердловск), где коллективом художников руководил Г.С.Метелёв.

В 1991 году совместно с руководителем проекта Олегом Вострецовым, Владимиром Сысковым и Сергеем Поляковым Николай Шушалыков  принимает участие в исполнении наружной мозаики «Снятие с креста» храма святого мученика Иоанна Воина в городе Омске.

В 1998 году Николай вступает в Союз художников России, а через год, в 1999 году возглавляет секцию церковного искусства, по ее образовании.

Этапной работой в судьбе православного художника в 2003-2010 гг. стали росписи духовно-просветительского центра «Патриаршее подворье» на Урале и росписи алтаря придела Храма на Крови во имя Всех Святых в земле Российской просиявших в Екатеринбурге.

Работы Николая Шушалыкова можно встретить не только в Свердловской области, но и далеко за ее пределами в городах России и за рубежом.  География храмов, в которых есть его иконы и росписи очень обширна. Это и Центральная Россия  – Москва, Серпухов, это и Кировская область – село Беляево (родина автора), это Урал – Екатеринбург, Серов, Благовещенск (Красноуфимск),  это Поволжье – городок  Алатырь, это Сибирь – Омск, это Дальний Восток – Иркутск,  и, наконец, Греция – монастыри Святой горы  Афон, в одном из которых – монастыре Каракал в настоящее время Николай трудится над росписями церкви Святителя Николая Чудотворца.

Николай Шушалыков, сохраняя и творчески осваивая традицию храмовой росписи, много и успешно работает в создании новой иконографии, в разработке оригинальных иконографических программ.

 

Список основных храмовых работ

 

1988-1992 – храм Святого Георгия Победоносца, с. Слобода Свердловской области (роспись плафона, арок, проектирование и исполнение «одежд» для жертвенника и престола (дерево, резьба, золочение, иконы)).

1991 – участие в мозаике на фасаде храма Святого Иоанна Воина, Омск.

1993 – часовня великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, Екатеринбург (иконы «Святых Елисаветы и Варвары», «Царственных страстотерпцев»).

1993-1998 – работы в храме Вознесения Господня, Екатеринбург (иконостас верхней церкви, роспись алтаря, иконостас нижней церкви, руководитель проекта – Олег Вострецов).

1994 – храм Святителя Николая Чудотворца, г.Серпухов Московской области (икона Елисавета и Варвара).

1997 – храм во  имя Святого преподобного Сергия Радонежского в ИК №2 Екатеринбурга (проект; иконостас – совместно с Татьяной Водичевой); икона святого преподобного Матфея Яранского Чудотворца для церкви с.Беляево Кировской области (разработка иконографии новопрославленного святого).

1998 – создание иконостаса в часовню на месте отшельнического жития и успения святого Матфея Яранского (икона святого преподобного Матфея Яранского, житийные иконы);

Храм Успения Пресвятой Богородицы, г.Алатырь, Чувашия (проект; иконостас – совместно с Татьяной Водичевой);

Роспись трапезной Свято-Троицкого монастыря под руководством монаха о.Пантелеймона, г.Алатырь, Чувашия (участие).

1999-2000 – храм Святых Зосимы и Савватия Соловецких в д. Кунгурка Свердловской области (реставрация-реконструкция росписей храма, разработка новых иконографических сюжетов, иконостас, 2001-2002). В исполнении росписи участвовали Андрей Художитков, Олег Мухачев, Олег Бадиров, Евгений Симкин. В создании иконостаса принимали участие Андрей Художитков, Олег Мухачев, Николай Орешко, Алексей Пичурин, Евгений Русин; архитектурный проект иконостаса – Иван Чашкин.

2000 – участие в создании иконостаса Свято-Троицкого кафедрального собора Екатеринбург (иконы местного чина – разработка новой иконографии).

2001-2002 – иконостас в храм Рождества Богородицы, г.Урай Тюменской области; архитектурный проект иконостаса – Иван Чашкин. Распятие на Голгофе с предстоящими фигурами Пресвятой Богородицы и Иоанна Богослова (2007).

2002-2003 – роспись алтаря нижнего храма в Храме на Крови, Екатеринбург (проект совместно с Татьяной Водичевой, разработка новой иконографии новомучеников российских). Бригада Николая Шушалыкова: Антон Ломаков, Олег Мухачев, Алексей Пичурин, Юрий Цыпленков.

2003-2010 – работы в духовно-просветительском центре «Патриаршее подворье (росписи, художественное решение интерьеров: лепнина, декоративная штукатурка и др.) – фойе первого этажа, парадная лестница, музей Царской семьи, зал заседаний Синода, трапезная, приемная Патриарха, конференц-зал, выставочный зал, фойе цокольного этажа. В исполнении росписей участвовали Антон Ломаков, Павел Паздников, Александр Бучельников, Юрий Цыпленков, Светлана Кудрявцева, Евгений Русин, Валерий Даниленко, Евгений Липихин, Андрей Павлов, Игорь Бушуев, Юрий Ельюшев, Александр Петров, Федор Петров, Дмитрий Петров, Екатерина Петрова, Юлия Гармонина.

2004-2005 – роспись храма Святого Максима Исповедника, Краснотурьинск. Иконы для придела Святого Александра Невского в Краснотурьинске. В исполнении росписей принимали участие Антон Ломаков, Павел Паздников, Олег Бадиров, Юрий Цыпленков.

2005 – победа в конкурсе проектов на разработку эскизов и создание росписей храма Преображения Господня в Серове.

2008 – распятие на Голгофе с предстоящими фигурами Пресвятой Богородицы и Иоанна Богослова в храм Святого Максима исповедника, Краснотурьинск.

2010 – реставрационные работы купола и притвора храма Святого Зосимы и Савватия Соловецких, д.Кунгурка Свердловской области.

2011 – создание интерьеров молельной комнаты и приемной фонда им.Дмитрия Солунского, Екатеринбург (иконостас, витражи, декоративная лепнина, роспись).

2010-2012 – работы в храме Иоанна Воина, пос. Новоберезовский Свердловской области (роспись храма, трапезной, крестильни, проект фасадной росписи). В исполнении росписей участвовали Игорь Бушуев, Павел Паздников, Евгений Липихин, Валерий Даниленко, Антон Ломаков, Андрей Павлов, Михаил Лобовиков, Лариса Стародубцева, Виктор Сысоев, Ольга Житенева, Надежда Калачева.

2012 – работы в храме Святителя Николая Чудотоворца, с. Беляево Кировской области (Запрестольный образ);

Разработка эскизов росписей храма, роспись купола церкви святителя Николая Чудотворца монастыря Каракал, Греция, Афон.

2012 –  Награжден  Русской православной церковью медалью за утверждение православия на Урале "Симеона Верхотурского" .

2013 – разработка эскизов для росписи притвора храма Святого Александра Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, Екатеринбург (разработка новой иконографии на тему «Житие Александра Невского»).

2014-15 продолжение росписей храма святителя Николая Чудотворца монастыря Каракал, Греция, Афон;

начало росписи трапезной Троице-Никольского  женского монастыря в Ташкенте (Узбекистан);
2014 – Награжден Русской православной церковью медалью "Царственных страстотерпцев» за учебно-просветительскую деятельность и в связи с 55-тилетием.  

2015 – работа над проектом росписи крестильного храма Покрова Пр. Богородицы г.Заречный, Свердловской области.

 

Станковая живопись

 

         Первые станковые работы Николая Шушалыкова, появившиеся в период его учебы в художественном училище, в середине 1980-х годов –  это портреты близких ему людей, лирические пейзажи родных мест, камерные натюрморты. Эти работы объединяет внутренняя теплота, гармония и при видимой насыщенности красок – особая мягкость колористической гаммы. Воспоминания детства  воплотились в отдельных полотнах: «Лето» (1986), «Грибной дождь» (1989), «Зимний вечер» (1987), «Портрет матери» (1986); и циклах пейзажных работ, созданных в 1990-е годы. Художник неоднократно обращался и к жанру автопортрета, в этих работах звучит мотив легкой самоиронии:  «Автопортрет в деревне» (1988), «Загородная прогулка» (1989).

Николай Шушалыков, имея серьезный опыт в направлении светского искусства, в последствии смог привнести в церковное искусство «…свое трепетное чувство прекрасного, свою веру в высшую справедливость и радость бытия…» (из ст.: «Радость земного бытия», Е.Алексеев, в альб.: Николай Шушалыков: «Монументальная религиозная живопись. Икона. Станковая живопись», Екатеринбург, 2013, с.93). Частое обращение к своим родным истокам, питало и питает поныне творчество мастера и создавало и создает необходимый настрой на постижение новых рубежей в искусстве.

 

Основные выставки

 

1986 – «Традиционная осенняя выставка» СХ РСФСР. Свердловск.

1987 – Зональная молодежная выставка СХ РСФСР. Свердловск.

1988 – групповая выставка «Малые». Театральный институт, Свердловск.

1989 – региональная молодежная выставка СХ РСФСР «Какого цвета человек». Уфа;

Республиканская выставка «Молодость России». ЦДХ, Москва.

1990 – выставка СХ РФСФСР «Фигура». Свердловск.

1991 – групповая выставка «Вместе». ЕМИИ, Екатеринбург.

1993 – республиканская выставка 2Портрет в произведениях художников России». ЦДХ, Москва;

Групповая выставка «Иконопись и авторские произведения» СХ РСФСР. Екатеринбург.

1994 – передвижная выставка клуба ЮНЕСКО «Круг». Екатеринбург;

Передвижная выставка российского реалистического искусства за рубежом. Галерея «РОС-АРТ», Амстердам, Париж.

1995 – IV Международный снежный фестиваль. Екатеринбург.

1996 – V Международный снежный фестиваль. Екатеринбург;

XI  Международный фестиваль ледяной скульптуры. Харбин, КНР.

1997 – региональная выставка «Спаси и сохрани». ЕМИИ, Екатеринбург.

2000 – выставка «Церковное искусство Урала XX века. Традиции и современность». Резиденция губернатора Свердловской области, Екатеринбург.

2003 – XI Региональная  художественная выставка «Урал 2003».

Выставочный зал Храма на Крови во имя Всех Святых в земле Российской просиявших, Екатеринбург.

2004 – международный арт-пленер «ART-UGRA 2004». Ханты-Мансийск; итоговая выставка участников. Выставочный зал ВТО «Союз художников России», Москва;

Групповая выставка «7 я». Выставочный зал регионального отделения ВТО «Союз художников России», Екатеринбург.

2012 – международный пленер «Сербия глазами русских художников». Итоговая выставка участников. Выставочный зал российского центра науки и культуры «Русский Дом». Белград, Сербия.

2013 – персональная выставка к 55-летию в СХ;

на  Патриаршем подворье, в ДХШ им. Метелева.

 

Публикации в прессе

 

  1. Программа «Земля Санникова», «Персонажи культуры» 1997-1999гг
    1. Программа «Творческая мастерская» ТК «СОЮЗ», выпуски:

http://tv-soyuz.ru/peredachi/tvorcheskaya-masterskaya-shushalykov

http://tv-soyuz.ru/peredachi/tvorcheskaya-masterskaya5

  1. Николай Шушалыков: «Монументальная религиозная живопись. Икона. Станковая живопись» /концепция, сост., текст И.Ю.Шушалыкова, предисловие – Г.В.Голынец, член-корреспондент Российской академии художеств, кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории искусств УрФУ (Екатеринбург); статья «Станковая живопись – Е.П.Алексеев, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории искусств УрФУ (Екатеринбург), Екатеринбург, Издательский дом «Автограф», 2013.
  2. Шустова, Н.Н., «Драгоценные краски», жур. «Платинум», № 43, 2014-2015г., стр.38-41.