Владимир Михайлович Смелков родился 5 июня 1945 г. в Москве.  Профессиональное образование получил в Московском художественном училище памяти 1905 г., в классе Татьяны Сельвинской, дочери известного поэта Ильи Сельвинского. Работал главным художником Лысьвенского драмтеатра,  художником-постановщиком Свердловского ТЮЗа, главным художником Челябинского ТЮЗа. С 1981г.  - член Союза художников СССР. Поставил около 200-х  спектаклей в городах Урала. Участник всесоюзных, всероссийских, зональных и др. выставок.      


«Владимир Смелков один из самых верных и последовательных моих учеников. Понимает меня, как мало кто другой. Ни разу себе не изменил. Упорно движется в своём искусстве вперёд и вверх. Живописец, график, сценограф…. И всюду узнаваем. В каждой области искусства, повторяю, никогда себе не изменял. Мощь, мужественность, фантазия, чувственность, ирония, красота …

Я восхищаюсь его творчеством, его непрерывным, упорным движением. Я горжусь тем, что когда-то была его учителем. А стала другом.

« …Надо жить только в узком заветном кругу…»

Т. Сельвинская

 

«Он узнаваем в каждой работе, будь то натюрморт или пейзаж, портрет или жанровая сцена. Великую природу он предпочитает писать не с натуры, а исходя из своих ощущений, украшая и дополняя её, воплощая душевное состояние в праздник красок на своих полотнах, как принято на Руси красить яйца на Пасху, чтобы они были ещё красивее, создавая красочный фейерверк на столе.

Владимир Смелков является художником-постановщиком в более 150 спектаклях различных театров Уральского региона. Каждый спектакль – целая жизнь. А сотни картин, которые живут уже своей жизнью, разбрелись по всему Миру.

 Однако, какая потрясающая любовь ко всему, казалось бы обыденному, что окружает нас, преломляясь в восприятии художника, ложится в удивительных цветосочетаниях и деформациях на полотна, образуя гипнотическую связь между художником и зрителем, доверяющими друг другу.

Всматриваясь в работы Смелкова, яснее становится, что придумать написанное невозможно, это можно только подсмотреть в душе Художника, напрямую соединенную с кистью, которой водит Провидение».  

                                                                                                  В.А. Болитэр

 

«Вы не найдёте в работах Смелкова вымученной нарочитости философских тем, как и спасительных библейских сюжетов. Он не преподносит нам в солидной раме свою значимость и не навязывает свои мыслительные претензии. Смелков – художник открытый, незащищённый, живой, изменчивый. Он не умеет скрывать себя и прихорашиваться. Не боится быть разным, даже неровным, зато умеет увлечь зрителя. То доброй ясной простотой, то лёгкой игрой сюрреалиста-балагура, то воодушевлённым эмоциональным порывом. И во всём – сочетание добротности с серьёзным отношением к своему искусству. Каждый холст или рисунок – премьера частного театра автора, в котором он и режиссёр , и художник-постановщик, и главный герой. А вспомогательные персонажи – самые простые обыденные предметы, те, которые с автором здесь и сейчас в момент рисования. Для него обязательно лишь то, до чего он дотрагивается сам - рукой , губами, слухом, нервом, взглядом, и после чего рождаются его личные мысли, восторги, печали, фантазии, душевные звуки».

 

                                                                         В. Горбачёв


Артистизм – это не только то, что имеет отношение к игре, а также и не только специфический художественный жест или качество, присущее индивиду, творящему в рамках какого-либо вида, жанра искусства. Артистизм – это все-таки нечто другое, сущностное, проявляющее себя органично и спонтанно, обосновавшееся в человеке глубоко генетически – в непознанных недрах бессознательного и подсознательного. Если предположить, что артистизм именно это, то становится более понятным знаменитое шекспировское «весь мир театр, а люди в нем актеры». 

Владимир Смелков здесь «на все сто» созвучен Шекспиру.  Его человеческую, личностную бытийность невозможно отграничить от проявлений чего-то театрально специфического (хотя он не актер, а художник, работающий кистью, карандашом, ручкой и др.). И это не только в силу того, что по профессии и  образованию он художник театра, а больше потому, что и в театр он пришел по какой то причине, связанной с внутренним желанием артистического самоосуществления.

Отсюда и его станковые работы таковы, что в них так много артистического: сцены, мизансценирования, театральных метафор и гипербол, света, сюжета, приёмов и т.д. и т.п., что они сами становятся спектаклем, рассредоточенным во времени и пространстве холстами, листами, объектами. «Рассеиваемые» в пространстве и времени станковые работы все же сохраняют специфическую целостность, т.к. и материализуются Смелковым-художником, и управляются Смелковым-режиссером, объединяющим их в серии, циклы, выставочные проекты.

В своем станковом творчестве Владимир Смелков  (создается такое впечатление) обрел желаемую им свободу от «коллективизма театрального производства» и перешел к единоличной свободе творчества, ощущаемой как осознанную необходимость быть интересным, интерактивным, ярким, эффектным, умным, неожиданным, эксцентричным и много еще каким. Но всегда – артистично театральным.

Вообще, если перейти в русло серьезного искусствознания, то следует обратить внимание на то, что недостаточно разработана тема миграции театрального художника в станковое искусство. А тема эта интересная, дающая основания понимания целей и задач визуальной композиции, её содержания, структуры и «субстратно-субстанциональных» реалий.

Нынешняя выставка работ Владимира Смелкова направляет зрителя не только «прямо в театр», но и переносит в личное смелковское пространственно-временное пребывание в нашем общем мире, с его коллизиями, проблемами, эстетикой и возможностями. То есть в театр одного актера и режиссера  – художника  Смелкова.

 

А. Степанов и Т. Степанова,

соседи по мастерской

https://www.youtube.com/watch?v=71XIWCuDh4w&t=23s – искусствовед Сергей Одоевский о  творчестве Виктора Смелкова